Некоторые ложные представления об уме

За ум иногда принимают хитроумие, но хитроумие — это всего лишь ловкость, целеустремленность и беспринципность в использовании складывающихся обстоятельств себе на пользу; человек, считающий личную выгоду мерой всего, необратимо уверен в том, что ум измеряется величиной достигнутых благ.

Что такое ум? Некоторые ложные представления об уме

Глупостью иногда считают наивность, но наивность лишь неопытна, неопытность проходит, а глупость — нет.

Умом иногда считают просвещенность (образованность), забывая об очевидности того, что образованность может и не иметь ума.

Интеллектуальность — это склонность к получению, усвоению, анализу и генерации знаний, знаний в большинстве своем малозначительных, ограниченных и зачастую ложных, что делает невозможным приравнивание интеллектуальности к уму.

Ограниченность знания не может быть причиной глупости хотя бы потому, что ограниченность знания свойственна каждому, а глупость — нет.

Просвещение обогащает ум, но не дает его; глупцу просвещенность лишь добавляет самодовольства.

От книжной мудрости глупец тупее вдвое…
Ученость в дураке несноснее всего
Ж. Мольер

Ум, как следствие совести

Человек — это мера, основа и средоточие бытия, а потому нет ничего более значимого для понимания, чем глубокое, тонкое и верное понимание человеком самого себя и других людей.

Человек — это главный предмет гуманитарных наук, а также философии и религии, ими накоплено бессчетное множество суждений о человеке.

Человек как предмет изучения равнодоступен каждому, и каждый человек имеет свою систему представлений о людях, по сути являясь автором своей собственной гуманитарной теории.

Человек, глубоко, тонко и верно понимающий мотивации человеческих проявлений, отличается проницательностью и рассудительностью, то есть тем, что часто определяется как ум.

У человека нет другого объекта для изучения тонких человеческих проявлений, кроме самого себя; насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех.

Но человек невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение определяется главным образом такими его качествами, как: алчность, бессердечие, бесстыдство, высокомерие, грубость, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, зловредность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, леность, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, наглость, нечестность, недоброжелательность, невоздержанность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, пренебрежительность, притворство, подозрительность, равнодушие, раздражительность, самодовольство, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство, хамство, циничность и т.п.

Бесчисленные тонкие и тончайшие проявления зла, преимущественно определяющие поведение человека, несовестливый или не замечает в себе, или воспринимает их искаженно — оправдательно, таким образом, самодовольство лишает человека способности глубоко и объективно понимать мотивации большинства человеческих проявлений. Впрочем, грубые, поверхностные недостатки и проступки (зачастую мнимые) других людей, несовестливый, конечно, замечает, и делает это почему-то всегда очень старательно, но тонкое и глубокое понимание людей самодовольному совершенно недоступно.

Самодовольный, из-за своей ограниченности в понимании людей, воспринимает человеческие проявления поверхностно-примитивно, то есть как глупец.

Глупость — это субъективность недобросовестности.

Ум — это объективное, глубокое, верное понимание самого себя и других людей, обусловленное утончённой совестью.

Сознаться в своей неправоте —
Это стать умнее, чем были
П. Буаст

Ум, как следствие альтруизма

Другая этико-антонимическая пара: эгоизм — альтруизм, также является основанием глупости — ума соответственно, как и рассмотренные выше самодовольство — совестливость.

Эгоизм определяется бездушным отношением к окружающим, альтруизм — признанием значимости или даже предпочтением интересов других людей.

Эгоист воспринимает окружающую действительность эгоистически-искаженно, истолковывая все обстоятельства в свою пользу, хотя бы в силу своего эгоистического понимания справедливости.

Эгоист отрицает все, что не укладывается в его представления, мировоззрение эгоиста ограниченно и невосприимчиво, эгоист безо всяких оснований и с искренней убежденностью оспаривает всех, кто думает иначе.

Эгоист согласен только с тем, что согласно с ним, истина эгоиста — это он сам.

Существует также клановый эгоизм, связывающий государства, нации, сословия, организации, коллективы, знакомых, семьи и т.п.; клановый эгоизм еще более разрушителен для объективного миропонимания в силу своей массовости.

Глупость — это субъективность бездушного, эгоистически узкого мировосприятия.

Объективно — верное мировосприятие возможно лишь с принятием равенства своих и чужих интересов, то есть через альтруизм.

Человек, принявший равенство своих и чужих интересов, обретает возможность воспринимать действительность с точки зрения всех, с кем он уравнял свое «Я», то есть объективно-справедливо.

Мера самоотреченности в принятии равенства своих и чужих интересов — это мера объективности мировосприятия, то есть — мера ума.

Ум — это следствие альтруистически-объективного мировосприятия.
Личности надо отречься от себя для того
Чтобы сделаться сосудом истины
Забыть себя, чтобы не стеснять ее собою
А. Герцен

Ум, как следствие терпимости

Человек и в мирном состоянии воспринимает действительность эгоистически-искаженно, но в состоянии конфликта или неприязни мировосприятие человека искажается абсолютно.

Наблюдая конфликт со стороны, можно легко заметить демагогичность, субъективность и мелочность спорящих, но личное участие в конфликте всегда воспринимается как беззаветная борьба за правду и справедливость. В конфликтах обе стороны всегда считают себя правыми, но по логике хотя бы одна из сторон всегда неправа, и это всегда не мы.

Вопиющая «правота» гнева обычно обусловлена нежеланием видеть аргументы противной стороны. Насколько ущемленной представляется человеку его правота, примерно настолько же он ее обычно и преувеличивает. У гнева не бывает сомнений, гнев самодоволен, безрассуден и слеп, а в самодовольстве, безрассудстве и слепоте правды быть не может.

Одна из главнейших причин, искажающих объективность миропонимания — это зависть, которая выражается как правило, в виде неприязни, направленной на объекты зависти. Зависть может быть направлена даже на самого последнего нищего, который, как может показаться завистнику, только представляется бедным и несчастным, а на самом деле благоденствует на подаяние так, что остается ему только позавидовать.

Глупость — это субъективность нетерпимости, неприязни, недоброжелательности.

Ум — это объективность терпимости, снисходительности и великодушия.

Дураков меньше, чем думают
Люди просто не понимают друг друга
Л. Вовенарг

Ум, как следствие аскетичности

Объективное (верное) миропонимание разрушается также многочисленными, разнообразными явными и сокровенными интересами и желаниями человека.

Личные интересы вынуждают человека выстраивать ложную, демагогическую логику миропонимания, где личные интересы и справедливость всегда заодно, заинтересованность неизменно искажает восприятие действительности к своей выгоде.

Мнение человека «хотящего» определяется не его рассудком, а его интересами; мы видим то, что хотим видеть, а не то, что есть.

Желание несовместимо с объективностью — чем сильнее желание, тем искаженнее миропонимание.

Глупость — это миропонимание, искаженное личными интересами и желаниями. Чем меньше у человека желаний и корыстных интересов, чем независимее человек от них, тем беспристрастней его оценка действительности, тем объективней его мировосприятие.

Ум — это объективность незаинтересованности, аскетической незаинтересованности мировосприятия.

Мы справедливы, когда не заинтересованы
Констан

Ум, как следствие нравственности

Понятием, равнозначным «уму», в православии является «смиренномудрие».
В православии принято считать, что ум (смиренномудрие) порождается совестливостью и скромностью (покаянностью и смирением).

На первый взгляд, это суждение о природе ума выгладит как нелепая, ни чем не обоснованная благоглупость, однако из рассуждений, приведенных в этой главе, видно, что ум (способность к объективному мировосприятию) является следствием нравственных качеств человека, то есть, мера совестливости, определяющая глубину нравственных качеств человека, вместе с тем определяет и глубину человеческого ума.

Ум — это объективность мировосприятия, обусловленная мужеством в признании всей горькой для себя правды, всего невыгодного, нелестного, неприятного. Нравственность и ум заключены в строгом, требовательном отношении к себе, и в терпимом, благожелательном отношении к другим.

Справедливость мировосприятия в принятии законов справедливости; справедливость ума и справедливость нравственности — единородны; человек, принимающий нравственность — принимает истину, это можно легко заметить на примере людей глубоко порядочных, они неизменно отличаются рассудительностью, люди же корыстные, недобрые, самодовольные, суетные напротив, отличаются демагогичным, эгоистически-примитивным миропониманием.

Для того чтобы выучиться говорить правду людям,
Надо научиться говорить её самому себе
Л. Толстой

Глупость, как следствие гордости

Гордость, и как причина глупости, и вообще, порок особый: тонкий, вездесущий, необычайно многообразный и настолько органичный порочному человеческому естеству, что обычно не улавливается даже утонченной человеческой добросовестностью.

Глупость гордости стремиться всегда и во всем видеть (и видит — таки) свою правоту, свою безупречность и свои достоинства.

Гордость направляет логику человека в одну сторону — на утверждение своего «Я» и на опровержение всего, что самоутверждению противоречит.

Для гордости, лестное всегда как правда, а нелестное — как вздор и клевета.
Правда гордости ограничена кругом представлений льстящих ее самолюбию.

Необходимость гордости непрестанно представляться лестно, достойно, безупречно, делает самообман нормой мировосприятия.

Человек, освобождающийся от гордости, освобождается от неизменной необходимости представляться в лестном образе, он обретает независимую от честолюбия объективность самопонимания.

Глупость — это субъективность, обусловленная стремлением представляться лестно, достойно, безупречно.

Ум — это объективное восприятие действительности, свободное от стремления представляться лестно, достойно, безупречно.

Мы любим правду, но лишь ту,
Что подтверждает нашу правоту
В. Меньшиков

Гордость ума

На объективность мировосприятия особенно отрицательно влияет гордость ума, т.е. гордость убеждений, знаний, представлений.

Первое заблуждение гордости ума порождается стремлением гордости непременно иметь свое мнение обо всем, поскольку наличие мнения о чем бы то ни было, само по себе представляется признаком ума, компетентности, опытности, просвещенности, то есть является предметом гордости.

Объективно — верная оценка той или иной проблемы бывает труднодостижима, так как зачастую требует всестороннего, тщательного, беспристрастного рассмотрения, гордость же легко и чистосердечно принимает за правду то, что будет лестно и престижно для нее в качестве правды.

Правота же заявленного мнения является еще более значительным предметом гордости, нежели его наличие, а потому в защите своих мнений гордость превосходит все пределы глухоты, слепоты и несамокритичности.

Гордость воспринимает думающего иначе как врага, ибо личная правота для гордости — это ценность абсолютная.

Попытки других что — либо объяснить, посоветовать, оспорить вызывают у гордости лишь раздражение и гнев, поэтому, убеждая гордость, ее следует лишь наводить на мысль, чтобы гордость могла считать своей собственной идеей то, к чему ее подвели.

Гордость останавливает развитие миропонимания человека на границе тех убеждений, которые у него уже есть, так как убеждения гордости непоколебимы.

Гордость останавливает интеллектуально — творческое развитие человека, потому что воля к интеллектуально — творческому развитию может основываться только на недовольстве сделанным, человек же, довольный собой, не имеет стимула к развитию, ибо сладостное состояние самодовольства и самоуверенности им уже достигнуто.

Глупость гордости, обычно энергична и демонстративна в самовыражении, ум же, напротив, сдержан в проявлениях, это обусловлено самоуверенностью гордого ума и тщательностью ума скромного.

Человек, не допускающий сомнений,
Ставит предел своему уму
К. Гельвеций

Глупость амбициозных воззрений

Истинное, абсолютно достоверное понимание действительности для человека почти недоступно, убеждения человека почти всегда формируются на основании авторитетных воззрений.

Авторитетность воззрений образуется за счет амбициозных свойств этих воззрений.

Авторитетность воззрения образуется такими его амбициозными свойствами как: героичность, загадочность, интеллектуальность, мистичность, модность, учёность, независимость, необычность, образность, оригинальность, остроумность, парадоксальность, популярность, прогрессивность, романтичность, смелость, современность, таинственность, экзотичность, эффектность и тому подобным.
Амбициозные свойства воззрений производят впечатление значимости на человеческое честолюбие, таким образом, амбициозность суждения принимается честолюбием за его истинность.

Амбициозно — авторитетные воззрения безоглядно и с удовольствием принимаются честолюбцами, потому что престижность принятого ими мнения автоматически становится их собственным престижем.

Гордость стремится лишь к престижности своих воззрений, не обращая никакого внимания на их истинность, честолюбие и ум несовместимы.

Умному ясное,
Дураку — красное
Русская пословица

Модные воззрения всегда возникают как оригинальные, смелые и современные, но по мере их общественного признания модные воззрения становятся пошлыми и отсталыми, потому что им на смену всегда приходят новые, более модные, но такие же пустые воззрения; таким образом в обществе циркулирует глупость, питающаяся бесконечной гордыней человеческого ума, неизменно претендующего на оригинальность, смелость и современность мышления.

Феномен распространения модных воззрений объясняется стремлением человеческой гордости укрепить свой авторитет своей причастностью к модным идеям в области искусства, культуры, литературы, моды, музыки, миропонимания, науки, политики, религии, философии и т.п.

Всем нравится то, о чем известно,
Что оно всем нравится
Г. Лауб

Высокоинтеллектуальная глупость

Стремление же к оригинальному, независимому мышлению движимо, как не странно, той же гордыней, но уже гордыней революционности и дерзости мышления.

Сознание ограниченности своего ума для гордости оскорбительно, гордость охотно самообольщается совершенным всеведением, отсюда беспредельные претензии на истину всяких пророков, экстрасенсов, астрологов, магов, колдунов, целителей, философов, мистиков и прочих «специалистов» по сверхъестественному, чья амбициозность доводит их до основания собственных философских школ, и даже религий (сект).

C утратой веры и традиций общество утрачивает и образ мира, и смысл бытия, обществу, лишенному корней не за что держаться, ослепшему обществу остается только хвататься за полы модных философствующих демагогов и самозванных пророков, ослепших от самодовольства.

Научный авторитет обретают почему — то бессодержательные, путанные и предельно замысловатые теории, это происходит вероятно потому, что глупость легче всего прячется в амбициозном многословии, а гордость ума охотно принимает раздутое пустозвонство за глубокомысленное знание.

Гордыня ума легко принимает запутанно — напыщенное пустословие, переходящее иной раз в откровенную бессмыслицу, за глубокомысленную, серьезную информацию.

Все простое представляется гордому уму ничтожным, тогда как все заумно — претенциозное представляется гордому уму значительным.

«Тайные» знания — это специальная глупость для интеллектуалов.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и Земли,
Что Ты утаил это от мудрых и разумных
И открыл младенцам»
Иисус

Мир устроен целесообразно, необходимые человеку знания о мироустройстве могут быть только простыми и ясными, в этом и премудрость и любовь Создателя. А изощрённо — высокоумная схоластика философов и мыслителей, является совершенно бессмысленным (и по содержанию, и по результату) самообольщением интеллектуального честолюбия.

Философия — это неразборчивые ответы
На неразрешимые вопросы
Г.Б. Адамс

Некоторые ложные представления об уме: 11 комментариев

  1. умный поймет и постарается воспринять в простоте .глупый почитав решит-я умный…

  2. глупость и резонерство, проистекающие как от непонимания явления как такового во всей его полноте, так и от непонимания того, что термин несет в себе ту сущность, которую мы сами в него вкладываем. а тут поток детских ассоциаций различных явлений со словом. еще можно диагностировать идеализм и неудовлетворенность собственным несовершенством. вообщем слабенько весьма.

    1. Замечательная статья. А вот и пример гордости. Гордость не приемлет критики. Это правда.

  3. не совсем сргласен с определением эгоиста….
    умный эгоист понимает .что зависит от других и чтобы использовать их будет поступать так .чтобы ему было хорошо опосредованно…
    п глупый — так как описали….;-))

  4. Превосходна статья. Конечно, написана очень серьёзно. Прошу прощения , но я попытаюсь всё это сказать немного проще, так сказать, для простого человека , у которого имеется гордость за свой ум , но он о ней не догадывается. Страдает и не может, догадаться, в чем причина.

    Гордость за свой ум создаёт человеку множество проблем по жизни. Прежде всего,- заболевания головного мозга. А откуда взялась гордость за свой ум и за свои знания, если никогда не похвалялся ими? Зато этот человек или его предки преуспели в навешивании на других людей ярлыков типа д***р***к, тупица и подобное. Если так думаешь о других, то считаешь, что ты — очень умный. Вот и думай теперь сам, как решить ту или иную проблему. И проблемы становятся для него слишком сложными.
    Почему? Потому, что человек своей гордыней отвергает помощь Бога. Человек ломает голову, как сделать то или что-то ещё. Нанимает помощников за деньги. Принуждает кого-то выполнить работу. А через какое-то время появляются головные боли или болезни мозга. Наступает нужда. А всего-то и надо: понять, что корень проблем в его неуважительном отношении к чужому уму.
    И что же теперь делать?
    Обратиться к Богу с просьбой о прощении, с просьбой о помощи.

    1. Тянет немного не согласиться с автором поста о том что гордость возникает из-за неуважения чужого ума. Гордость это средство инстинктивной защиты, а вовсе не необразованности. И это та болезнь, в которой вполне могут быть виноваты люди, знающие себя правильными. Потому что они называют себя умными, но не вразумляют и не доносят до человека гордого любовь, чтобы его переменить. Чем тяжелее грех, тем щедрее покаяние, поэтому верится в то что раскаявшийся в гордости еще наверняка переменится, уверенно исправится и не раз будет полезен окружающим .

      Ведь и общество не понимало Марию когда ее хотели забросать камнями, а Христос понимал и он вывел начистоту все темные мотивы людей, которые называли себя «правильными».

      Поэтому — пусть человек живет — Бог сам дает свою помощь тогда когда решит что человек для этого созрел.

  5. Мне кажется все здесь заумно, и статья и комментарии. Я могу лишь одно добавить (если вы способны это вместить) ОТ ПОЗНАНИЯ (не важно какого) ПРИХОДИТ СКОРБЬ.
    Когда-то, мне казались слова Авиценна пределом человеческого познания жизни.
    От недр земли и до колец Сатурна,
    я жизнь постиг- и кажется недурно!
    Из всех ловушек дьявола- бежал
    лишь узел смерти я не развязал..
    Теперь эти слова мне кажутся не мудростью, а человеческой суетой и скорбью.
    Особенно, когда стоим перед ВЕЧНОСТЬЮ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *