Почему Бог в Ветхом Завете так зол?

С начала года многие из нас выбирают для себя план чтения Библии в этом году. Очень хорошая цель — прочитать Библию за год. Это сложно, но возможно. Так ты выработаешь у себя хорошую привычку и будешь более глубоко понимать веру и историю Церкви.
Но как только позади останутся захватывающие дни чтения книг Бытие и Исход, ты перейдешь к книгам Левит, Числа и Второзаконие. И тут ты подумаешь: «…может, это не такая уж и хорошая идея». Когда ты будешь перелистывать все истории в Писании, подробно описывающие всё детали от жертвоприношения животных до массового истребления народа и предупреждений пророков о полной безысходности, ты можешь начать задаваться вопросом, есть ли какой-то смысл в чтении этих отрывков.

В своей знаменитой книге «Бог как иллюзия» атеист Ричард Докинз говорит: «Бог Ветхого Завета является, пожалуй, самым неприятным персонажем всей фантастики: гордится тем, какой Он ревнивый, мелочный, несправедливый, непрощающий диктатор, мстительный, кровожадный, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, истребляющий людей, страдающий манией величия, садо-мазохист, капризный, злобный хулиган».
Новый Завет на фоне этого выглядит совершенно другим. В служении Иисуса мы видим совершенно незаслуженное прощение, дарованное женщине, которую уличили в прелюбодеянии (и вместе с ней человеку, которого не притащили к Иисусу). Иисус служит римлянам и самарянам, которых все считают аутсайдерами, которые должны быть уничтожены в соответствии с повелениями, данными Богом Израилю. Вместо того, чтобы разрушать и убивать, Иисус служит другим и даже жертвует Собой.
Когда мы читаем те отрывки из Ветхого Завета, которые нам не хочется рассказывать на уроках в воскресной школе, может возникнуть вопрос, как от такого Бога, который требовал кровавых жертвоприношений животных мы получили Иисуса, который являет любовь, дарит надежду и мир?
Мы должны обратить внимание на упоминание в Ветхом Завете, что когда мы его игнорируем, мы игнорируем Бога, Которому мы поклоняемся и Которого называем Отцом.
То, что говорит Докинз выглядит слишком суровым, хотя, безусловно, есть места в Ветхом Завете, которые заставляют меня съежиться. Тогда что нам сделать с первыми двумя третями Библии? Нам их читать или нет? Должно ли нам это понравится? Должны ли мы следовать правилам и предписаниям в этих отрывках?
Автор Послания к Евреям говорит: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же».
Исходя из этого ясно, что мы должны обращать внимание на мысль о том, что мы игнорируем Бога, которому поклоняемся и которого называем Отцом, когда мы игнорируем Ветхий Завет. Но нам нужно больше понять цель Ветхого Завета, чтобы он стал частью нашей веры, а не историей о сумасшедшем дедушке, которого мы стараемся игнорировать.
Вот несколько пунктов, о которых следует помнить, когда изучаешь Ветхий Завет:
БОГ ХОЧЕТ БЛАГОСЛОВИТЬ, А НЕ НАВРЕДИТЬ.
Когда Бог избирает Авраама стать отцом великого народа, Он говорит, что специально сделал так, чтобы от этого была польза для всего мира.
Если Израиль потеряет свою идентичность, все человечество потеряет свой путь к Божьим благословениям.
Бог сурово контролирует вопросы здравоохранения, питания, гражданские дела и даже вопросы войны Израиля с другими людьми для того, чтобы защитить эту группу людей, которым поручено быть мостом между Божьим благословением и всеми людьми на земле. Он, как врач, который ампутирует ногу для того, чтобы спасти жизнь. Это страшное решение, но оно лучше всякой альтернативы.
Даже когда мы читаем отрывки из Писания, которые вообще не относятся к нашей повседневной жизни (не носить одежду из двух разных материалов, как рассчитаться с людьми, которых забодал бык, и т.д.), мы можем видеть большую заботу, которую Бог проявляет к Своему народу, через который Он подарит спасение, обновление и восстановление всему миру.
Божьи предупреждения являются отражением Его милосердия.
У меня был один профессор, который в первый день учебы объявил, когда мы должны сдать работы по его предмету. Он сказал нам, что все, кто сдадут позже этой даты, получат «незачет». Он также сказал: «Некоторые из вас придут ко мне за день до сдачи или за час и скажут мне, что вам нужно больше времени а попросят смиловаться над вами. Так вот я смилуюсь над вами сейчас: я объявляю вам за 16 недель до сдачи работ, что я не приму их позже».
Большинство студентов подумали, что профессор – какой-то псих. А я его любил. Я точно знал, что мне нужно было сделать для того, чтобы сдать его предмет.
Ветхий Завет, в конечном итоге является историей любви Отца и Его детей. Это история о том, как Отец учил Своих детей взаимности, чтобы они могли иметь полноценные отношения с их Создателем. Ведь для этого они были созданы.
Бог постоянно предупреждает Израиль через пророков, потому что Он любит их. Он предупреждает их неоднократно и напоминает им об их идентичности, чтобы они могли измениться и избежать последствий своего ужасного выбора.
Бог предупреждает о последствиях, не потому что Он — псих. Он предупреждает, потому что Он — любящий Отец.
Бог учит Свой народ любить.
В своей книге «Стремление к Царству» Джеймс К.А. Смит утверждает, что наше сердце не зависит от нашей головы, но от нашего тела. Другими словами, мы верим и желаем чего-то прежде, чем мы думаем об этом.
Вот почему я, зная, что морковь полезнее картофельных чипсов, набиваю свою корзину для покупок больше чипсами и орешками. Мне хочется чипсов и если я не буду делать свой выбор намеренно, я буду следовать моим желаниям.
Только если я напишу себе список разрешенных продуктов и буду строго придерживаться здорового питания я сделаю здоровый выбор.
Когда Бог создавал методы поклонения для Своего народа, Он дал им более здоровый план, чем они сами себе могли придумать, опираясь на то, чего они хотели. Они хотели видеть физического Бога, которого можно было понять по шаблону (Он рад – идет дождь, Он недоволен или расстроен — наступает засуха), но Бог намного больше этих представлений.
Хотя некоторые места Ветхого Завета тяжело осмыслить, в общем — это история любви Отца и Его детей. Это история о том, как Отец учил Своих детей взаимности, чтобы они могли иметь полноценные отношения с их Создателем, ради которых Он создал их.
Когда мы видим, как эти понятия оживают на страницах Ветхого Завета, это помогает нам увидеть такого же Бога, с Которым мы встречаемся в Новом Завете. От этого книга Чисел скорее всего не станет твоей любимой книгой для чтения, но это даст тебе ощущение ценности Писания, вместо чувства путаницы или непонимания Бога. Видишь, от 3 главы книги Бытие до 4 главы книги Малахии — неотъемлемая часть истории искупления и любви, которые должны побудить нас строить свою жизнь, взирая на Бога, Который любит нас.

Томас Кристиансон

Один комментарий к “Почему Бог в Ветхом Завете так зол?”

  1. Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Добавить комментарий для Матвей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *