Почему Бог в Ветхом Завете так зол? Христианская статья

Почему Бог в Ветхом Завете так зол?

О чем нужно помнить, когда читаешь Ветхий Завет. С начала года многие из нас выбирают для себя план чтения Библии в этом году. Очень хорошая цель — прочитать Библию за год. Это сложно, но возможно. Так ты выработаешь у себя хорошую привычку и будешь более глубоко понимать веру и историю Церкви.

Но как только позади останутся захватывающие дни чтения книг Бытие и Исход, ты перейдешь к книгам Левит, Числа и Второзаконие. И тут ты подумаешь: «…может, это не такая уж и хорошая идея».

Когда ты будешь перелистывать все истории в Писании, подробно описывающие всё детали от жертвоприношения животных до массового истребления народа и предупреждений пророков о полной безысходности, ты можешь начать задаваться вопросом, есть ли какой-то смысл в чтении этих отрывков.

В своей знаменитой книге «Бог как иллюзия» атеист Ричард Докинз говорит: «Бог Ветхого Завета является, пожалуй, самым неприятным персонажем всей фантастики: гордится тем, какой Он ревнивый, мелочный, несправедливый, непрощающий диктатор, мстительный, кровожадный, женоненавистник, гомофоб, расист, детоубийца, истребляющий людей, страдающий манией величия, садо-мазохист, капризный, злобный хулиган».

Новый Завет на фоне этого выглядит совершенно другим. В служении Иисуса мы видим совершенно незаслуженное прощение, дарованное женщине, которую уличили в прелюбодеянии (и вместе с ней человеку, которого не притащили к Иисусу). Иисус служит римлянам и самарянам, которых все считают аутсайдерами, которые должны быть уничтожены в соответствии с повелениями, данными Богом Израилю. Вместо того, чтобы разрушать и убивать, Иисус служит другим и даже жертвует Собой.

Когда мы читаем те отрывки из Ветхого Завета, которые нам не хочется рассказывать на уроках в воскресной школе, может возникнуть вопрос, как от такого Бога, который требовал кровавых жертвоприношений животных мы получили Иисуса, который являет любовь, дарит надежду и мир?

Мы должны обратить внимание на упоминание в Ветхом Завете, что когда мы его игнорируем, мы игнорируем Бога, Которому мы поклоняемся и Которого называем Отцом.

То, что говорит Докинз выглядит слишком суровым, хотя, безусловно, есть места в Ветхом Завете, которые заставляют меня съежиться. Тогда что нам сделать с первыми двумя третями Библии? Нам их читать или нет? Должно ли нам это понравится? Должны ли мы следовать правилам и предписаниям в этих отрывках?

Автор Послания к Евреям говорит: «Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки Тот же».

Исходя из этого ясно, что мы должны обращать внимание на мысль о том, что мы игнорируем Бога, которому поклоняемся и которого называем Отцом, когда мы игнорируем Ветхий Завет. Но нам нужно больше понять цель Ветхого Завета, чтобы он стал частью нашей веры, а не историей о сумасшедшем дедушке, которого мы стараемся игнорировать.

Вот несколько пунктов, о которых следует помнить, когда изучаешь Ветхий Завет: БОГ ХОЧЕТ БЛАГОСЛОВИТЬ, А НЕ НАВРЕДИТЬ.

Когда Бог избирает Авраама стать отцом великого народа, Он говорит, что специально сделал так, чтобы от этого была польза для всего мира.

Если Израиль потеряет свою идентичность, все человечество потеряет свой путь к Божьим благословениям.

Бог сурово контролирует вопросы здравоохранения, питания, гражданские дела и даже вопросы войны Израиля с другими людьми для того, чтобы защитить эту группу людей, которым поручено быть мостом между Божьим благословением и всеми людьми на земле. Он, как врач, который ампутирует ногу для того, чтобы спасти жизнь. Это страшное решение, но оно лучше всякой альтернативы.

Даже когда мы читаем отрывки из Писания, которые вообще не относятся к нашей повседневной жизни (не носить одежду из двух разных материалов, как рассчитаться с людьми, которых забодал бык, и т.д.), мы можем видеть большую заботу, которую Бог проявляет к Своему народу, через который Он подарит спасение, обновление и восстановление всему миру.

Божьи предупреждения являются отражением Его милосердия
У меня был один профессор, который в первый день учебы объявил, когда мы должны сдать работы по его предмету. Он сказал нам, что все, кто сдадут позже этой даты, получат «незачет». Он также сказал: «Некоторые из вас придут ко мне за день до сдачи или за час и скажут мне, что вам нужно больше времени а попросят смиловаться над вами. Так вот я смилуюсь над вами сейчас: я объявляю вам за 16 недель до сдачи работ, что я не приму их позже».

Большинство студентов подумали, что профессор – какой-то псих. А я его любил. Я точно знал, что мне нужно было сделать для того, чтобы сдать его предмет.

Ветхий Завет, в конечном итоге является историей любви Отца и Его детей. Это история о том, как Отец учил Своих детей взаимности, чтобы они могли иметь полноценные отношения с их Создателем. Ведь для этого они были созданы.

Бог постоянно предупреждает Израиль через пророков, потому что Он любит их. Он предупреждает их неоднократно и напоминает им об их идентичности, чтобы они могли измениться и избежать последствий своего ужасного выбора.

Бог предупреждает о последствиях, не потому что Он — псих. Он предупреждает, потому что Он — любящий Отец. Бог учит Свой народ любить.

В своей книге «Стремление к Царству» Джеймс К.А. Смит утверждает, что наше сердце не зависит от нашей головы, но от нашего тела. Другими словами, мы верим и желаем чего-то прежде, чем мы думаем об этом.

Вот почему я, зная, что морковь полезнее картофельных чипсов, набиваю свою корзину для покупок больше чипсами и орешками. Мне хочется чипсов и если я не буду делать свой выбор намеренно, я буду следовать моим желаниям.

Только если я напишу себе список разрешенных продуктов и буду строго придерживаться здорового питания я сделаю здоровый выбор.

Когда Бог создавал методы поклонения для Своего народа, Он дал им более здоровый план, чем они сами себе могли придумать, опираясь на то, чего они хотели. Они хотели видеть физического Бога, которого можно было понять по шаблону (Он рад – идет дождь, Он недоволен или расстроен — наступает засуха), но Бог намного больше этих представлений.

Хотя некоторые места Ветхого Завета тяжело осмыслить, в общем — это история любви Отца и Его детей. Это история о том, как Отец учил Своих детей взаимности, чтобы они могли иметь полноценные отношения с их Создателем, ради которых Он создал их.

Когда мы видим, как эти понятия оживают на страницах Ветхого Завета, это помогает нам увидеть такого же Бога, с Которым мы встречаемся в Новом Завете. От этого книга Чисел скорее всего не станет твоей любимой книгой для чтения, но это даст тебе ощущение ценности Писания, вместо чувства путаницы или непонимания Бога.

Видишь, от 3 главы книги Бытие до 4 главы книги Малахии — неотъемлемая часть истории искупления и любви, которые должны побудить нас строить свою жизнь, взирая на Бога, Который любит нас.

Почему Бог в Ветхом Завете так зол?: 9 комментариев

  1. Бог и в Новом Завете проявляет гнев — только Он пролил Его на Своего Сына. Павел в послании к Ефесянам говорит нам, чтобы мы помнили, что когда-то были чадами гнева — потому что это должно помочь нам всегда помнить о том, что мы ничего не могли сделать для того, чтобы изменить свое положение. Гнев — неотъемлемая часть Божьего характера, без него Бог был бы не Бог, и спасение нам бы не было нужно.

  2. Статья , как по мне, не раскрывает поднятую тему ….
    Я так ничего и не понял, уверен как многие, кто заинтересованно прочёл

  3. Статья вообще не отвечает на вопрос почему Бог убивал людей тысячами. Подымается вопрос об истреблении целых народностей, а потом автор вдруг отвлекается на тему »любовь». А кто отвечать будет на »зачем Бог сжигал, стирал с лица земли, поражал, умерщвлял, истреблял, погублял сотни тысяч людей ?» Собираю материал на дипломную работу по этой теме, но эта статья с многообещающим названием содержит много пены, мало толковых объяснений.

    1. Ветхий Завет повествует о духовных войнах, а не о физических. От этой точки и следует отталкиваться в рассуждениях о том, чем на самом деле занимался Израильский народ в те века…

  4. Это был уровень понимания Бога и Его откровения на тот момент истории. В каком-то смысле еще языческий уровень, хоть они и поклонялись одному Богу Творцу, они понимали Его еще во многом по язычески примитивно. Абсолютно те же явления мы видим в радикальном исламе и в других примерах примитивной человеческой реакции на Божье откровение о святости. Ограниченность духовного развития рождает превозношение перед народами, неполучившими такого же откровения, вплоть до их уничтожения, и приписывание Богу человеческих характеристик. То же самое, к примеру, делали и пуритане Америки по отношению к коренному индейскому населению. Большинство христиан понимает богодухновенность Писания чуть ли не как написанное самим Богом, исключая человеческий фактор. Отсюда и все эти кажущиеся неразрешимыми вопросы, которые пытаются оправдать какими-то псевдоисторическими выкладками. Ответ кроется в природе человека.

  5. Ветхий Завет это не другой Бог. Каждый ребенок воспринимает папу и маму как мучителей: это нельзя, то нельзя, хочу играть давай спать , хочу спать вставай, пора в детский сад , поиграл хочу гулять , а ему говорят: убери кубики . Его все время заставляют делать то, что он совсем не хочет. Поэтому ребенок постоянно плачет, недоволен, визжит, если еще не умеет разговаривать, он требует, он все время находится в борьбе с родителями. Так же и у человека, читающего Ветхий Завет: у него создается впечатление, что Бог постоянно недоволен людьми, наказывает их и иногда очень жестоко. Почему? Потому что они ничего не понимают. Родители действуют так же, когда ребенок их достал : могут и шлепнуть. Отчего это происходит? Не потому, что они его не любят, нет. Они хотят, чтобы ребенок не утонул, не сорвался, не упал, не выпал из окна. Но ребенок этого не знает. Он тянется к ручке ковша, в котором мать варит ему яйцо, ударяет по ней и обливается, с него слезает тридцать процентов кожи, озникает ожог второй-третьей степени. Ему больно, он кричит. На секунду взгляд отвел и всё. Наказания, запрещения, которые дает Господь, для того, чтобы народ не погиб, чтобы сохранить его в истории. Проходит тысяча лет народ живет. Господь сохраняет его для того, чтобы потом, когда он будет готов к восприятию слова Божия, появился Христос. Ветхий Завет рыхление почвы для того, чтобы вложить им в уши слово Божие о Новом Завете.

    1. Вы все не так поняли. В Ветхом Завете бог требовал кровавых жертвоприношений и уничтожал языческие народы,. И что то я сомневаюсь что родители для уразумления уничтожает целые народы и требуют кровавых жертвоприношений животных. Я думаю что он изменился. Мы из темного бога требующего кровавых жертвоприношений животных само добро. Я думаю что любовь это что то иное чем родитель уничтожающий целые народы

  6. Хананеи, т.е доизраильские жители палестины, родственные евреям по языку, известны своим обыкновением приносить в жертву идолам маленьких детей, сжигая их живьем в медных руках идола. Археологи раскопали кладбища рядом с капищем, где было множество детских скелетиков — так много, чтобы было ясно, что там этим занимались десятилетиями и в массовых масштабах. Иногда впоследствии среди евреев находились отступники, которые соблазнялись этими культами

    и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью; (Псалтирь 105:37,38)

    Если люди упорно превращают свою жизнь, которую Бог им дает, в служение бесам, и приносят детей, которых Он посылает, в жертву демонам — то Он у них эту жизнь заберет. В данном случае руками израильтян. Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят зло (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допускает!». Потом Господь это пресекает, и люди опять же возмущаются «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!»

    Аврааму было сказано, что его потомки овладеют этой землей, но не сразу, поскольку “мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась” (Быт. 15, 16). То есть Бог ждал перемен к лучшему долгие столетия, Он назначил некую невидимую черту, “меру беззакония”, за которой всю эту цивилизацию ждало уничтожение. И вряд ли это можно назвать слишком жестоким: дурная бесконечность греха была бы намного хуже.

    Вот, например, как описывал свои славные подвиги ассирийский царь Ашшурназирпал II: “Множеством моих войск город я осадил и покорил, шестьсот бойцов сразил оружием, три тысячи пленных сжег в огне, не оставив ни одного из них в заложники. Их тела я сложил башнями, их юношей и девушек сжег на кострах. Их начальника поселения я ободрал, кожей его одел стену города. Другое поселение в окрестностях я покорил, пятьдесят их воинов сразил оружием, двести пленных сжег в огне…” И так до бесконечности; обратите внимание, что он этим хвастается.

    Не стоит забывать, что для типичного язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее.
    “Они понимают только силу,” – говорили колонизаторы о “дикарях”. Конечно же, это неверно. Но верно другое: бессилия они действительно не понимают. Миссионерам в Новой Гвинее, например, приходилось сталкиваться с тем, что история о распятом Христе не вызывала у местных племен совершенно никакого сочувствия и уважения. Он был убит, значит, Он проиграл, не смог постоять даже за Себя Самого – ну и чем тогда Он может помочь нам?

    Вспомним историю Лота Праведного, которого ангелы выводят из Содома.

    И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города (Бытие 19:14-16).

    Лота приходится спасать, чуть ли не за шкирку вытаскивая из обреченного города. Он еще колеблется, он еще медлит. Он ставит Ангелам условия. Так это же самый большой праведник Содома – зятья вообще подумали, что он шутки шутит. Люди не готовы принимать Бога всерьез, пока им на голову не посыплются огненные камни.

    Про убийство первенцев в Египте и ожесточении сердца фараона.

    Бог в Библии говорит “я ожесточу сердце фараона”.  В чем же тогда виноват фараон, если Бог сам его ожесточил?

    “Ожесточение” здесь проявилось в том, что Бог оставил фараона на него самого. Источником всего доброго в мире и людях является благодать Божия; то хорошее, что было в фараоне, было проявлением Божией благодати. Бог, Своей милостью, сдерживал злое сердце фараона и направлял его к добру. Когда же Бог отступил от фараона (в виду его собственного упорства), зло, бывшее в сердце фараона, беспрепятственно проявилось – именно это и имеется в виду в словах “я ожесточу сердце фараона”.

    Если внимательно читать библию, то перед первыми несколькими язвами фараон сам ожесточал свое сердце, не позволив израильтянам уйти. «Фараон упорствовал» (Исход 7:13, 22; 8:19). «Но фараон, увидев, что беда миновала, снова стал упрямиться: не послушался он Моисея и Аарона» (Исход 8:15). «Но фараон снова стал упрямиться» (Исход 8:32). Фараон мог спасти Египет от всех язв, если бы сам не упорствовал. Только потом написано, что Бог ожесточил сердце фараона (Исход 9:12 Бог давал фараону все более серьезные предупреждения о судах, которые должны были произойти. Фараон решил принять суды на себя и свой народ, противясь Божьим приказам.
    Фараон и Египет навлекли на себя эти суды за 400 лет рабства и массовых убийств.

    как развивались события:

     И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. (Исх.1:8-16)

    При этом, что интересно вот что.

    Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых. Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. (Исход 1:17-21)

     Повивальные бабки уклонялись от участия в холокосте, «За сие Бог делал добро повивальным бабкам», отметим — египтянкам (это видно из их имен).

     Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых. (Исход 1:22)

    Увы, непохоже, чтобы народ саботировал это повеление. Так что не могли они сказать «а мы тут не при чем». Но Господь являет милость к Египтянам — сначала идет кровь, как знамение, потом жабы, потом песьи мухи — у Египтян есть время одуматься, потом

      вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне; итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут. Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; (Исход 9:18-20)

     У Египтян была возможность избежать этой казни — поверив Божьим предупреждениям ввиду предыдущих знамений. Многие так и поступили.

     
    В конце, при поражении первенцев, Бог дает повеление сделать знак — помазать косяки дверей кровью жертвенного агнца — и все дома, где люди смирились перед этим повелением, были защищены. А это были не только еврейские дома, потому, что дальше написано:

    И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исход 12:37,38)

     У Египтян был выбор, была возможность покориться Богу и присоединиться к Израилю. Многие так и сделали; те, кто упорно пренебрегли Божьими предостережениями, пострадали за свое преступление и за свое упорство.

    При этом Бог всегда хотел чтобы люди сами отвратились от грехов и убийств и не навлекали на себя Его наказания, это видно и на примере жителей Ниневии где пророчествовал Иона.
    Бог справедлив, Он не собирается потакать во всем Своим «любимчикам» и в порошок стирать их оппонентов. Бог так же наказывал и народ Израиля и, не раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *