Поддельные боги

В некотором смысле всё, что я сегодня собираюсь сделать — это показать вам механизмы, которые объясняют измененную жизнь или измененную семью, о которой вы слышали.

Как это происходит? Почему это происходит? Вот о чем я хочу с вами поговорить.

Когда заходит тема об обоснованности христианства, согласованно ли оно, логично ли оно, я думаю, мы обычно сразу же начинаем говорить о Боге, существует ли Он, каков Он. Или же мы заводим речь об Иисусе и Его притязаниях; о том, правдива ли Библия, можно ли ей доверять.

Это очень важные темы, но я чувствую, что мы часто упускаем из внимания в самом начале.

Когда человек смотрит на христианство и пытается понять его, он часто игнорирует, что Библия рассказывает о том, что христианская вера говорит о человеческом сердце. О человеческой природе и особенно о грехе.

Зачем мне об этом говорить с вами сегодня? У меня пара причин. Одна из них… Один человек пару лет назад сказал следующее: «Из всех христианских учений только учение о грехе…

Учение о грехе — это единственное учение, которое подтверждается фактическими доказательствами». Это единственное, о чем мы можем сказать: «У меня есть доказательства».

Однако по-другому можно это выразить так: очень многое из того, что христианство учит о спасении, об Иисусе, не имеет смысла, пока мы не поймем, что Библия учит о человеческом сердце.

Я часто сейчас понимаю, за те годы, что я прожил в Нью-Йорке, где много очень скептических людей, например, Кэмбридж. И я часто замечаю, что пока я не объясню, что Библия учит о человеческом сердце, очень часто все остальное, что я пытаюсь объяснить людям, не имеет смысла.

Так что давайте разберем это, и давайте разберем это через определенную тему. Я открою эту тему вопросом: «Какая вещь, если вы потеряете ее, может почти забрать с собой вашу волю к жизни?»

Какая вещь, если вы потеряете ее, может увлечь за собой почти весь смысл и ценность вашей жизни? Что бы это ни было — и я здесь, чтобы показать вам, что и в вашей жизни есть хотя бы что-то похожее.

Что бы это ни было, Библия называет это идолом. Поддельный бог, альтернативное псевдоспасение, идол.

Идол — это любая вещь, более существенная для вашего счастья, смысла жизни или самоопределения, чем Бог.

Идол — это что-то более важное, чем Бог, более фундаментальное для вашего чувства собственной значимости, для вашего чувства смысла и ценности, для вашего чувства безопасности.

Идол — это любая вещь, которую вы любите больше Бога или в которую вкладываете больше сердца, чем в Бога.

Следовательно, идолы — это не «плохие» вещи. Это «хорошие» вещи, в которых вы хотите найти то, что только Бог может вам дать. Это творение, в котором вы ищете то, что может дать вам только Творец, если Он существует.

Идолом может быть карьера, семья, дети, супруги, достижения, политическая идеология, ваша собственная физическая привлекательность, романс, одобрение людей, власть, комфорт, финансовое обеспечение, почти все, что угодно. И все это — хорошие вещи.

Святой Августин был самым блестящим, и, возможно, самым христианским мыслителем послебиблейского периода из тех, что развивали эту тему, особенно в своей «Исповеди». И он определяет грех способом, о котором мы, наверное, не задумывались.

Когда мы с вами думаем о грехе, мы думаем о преступлении закона. О поведении. И это, конечно, верно, потому что убийства, грабежи и ложь — все это нарушение десяти заповедей. И такое поведение — грех.

Но если пойти глубже и задать вопрос: «Из какого человеческого сердца исходит такое поведение?», Святой Августин говорит, что сутью греха есть перевернутая любовь. Он имеет в виду любовь в неправильном порядке.

Любить то, что должно было быть на четвертом месте, вместо этого вторым или первым. То, что нужно любить, но нельзя любить превыше всего.

Вот один пример перевернутой любви, и довольно легкий.

Нужно ли любить карьеру? Конечно.

Нужно ли иметь страсть, чтобы хорошо справляться со своей работой и достигать успеха? Да.

Нужно ли любить семью? Нужно ли любить отношения в семье? Да.

Но если любить карьеру больше, чем семью? Если порядок нарушен, если поставить карьеру выше семьи, так что вы постоянно отсутствуете или уделяете семье второе место, знаете, что случится?

Я живу на Манхэттене, это довольно светский район, люди там не считают себя религиозными, и когда они слышат о том, что где-то приносят в жертву детей (в древние времена или, может быть, некоторые места в современном мире), они ужасаются: «Какое это зверство! Какие же это боги… Жертвовать этим богам… Приносить собственных детей в жертву!».

Однако же на Манхэттене есть множество должностей, которые требуют ради успеха приносить в жертву детей. Настолько пренебрегать семьей, настолько пренебрегать детьми, что, когда они подрастают, они озлобляются, они ожесточаются, они просто травмированы.

И вот ирония — из-за того, что вы поставили свою карьеру выше своей семьи, вы заметите, что беспорядки, наступившие в вашей семье, повредят вашей карьере.

Следовательно, что это значит — если мы любим на третьем месте то, что должно быть на втором, или на первом месте то, что должно быть на третьем, ваша жизнь разладится.

Идол всегда разобьет вам сердце. Потому что ни одно творение не может понести груз ваших глубочайших надежд или вес желаний вашего сердца. Идолы всегда разобьют ваше сердце.

Итак, давайте я приведу несколько примеров.

Эрнест Беккер, блестящий писатель, который получил Пулитцеровскую премию в свои годы за свою книгу «Отрицание смерти». Эрнест Беккер был агностиком или атеистом. Он утверждал, что не верит в Бога — очень светский человек. Но он также понимал проблему в отрицании Бога.

Потому что всей своей книгой «Отрицание смерти» он постоянно говорит о таком факте: если у вас нет «бога», то вы будете стремиться к тому, чтобы взять что-то еще в своей жизни и превратить это в бога. И он приводит примеры.

Он говорит: «Мы видим, как современные люди поставили себя в невыносимое положение. Современные невоцерковленные люди все еще хотят чувствовать, что их жизни важны в плане бытия. Они все еще хотят ощущать, что есть высшее предназначение. Хотят пережить великую любовь. Но если никаких богов нет, как нам этого достичь?»

Один из первых способов, который пришел в голову современному человеку – это так называемое романтическое решение. Самовозвышение, необходимое нам на глубочайшем уровне, теперь во многих случаях мы ищем у своего партнера по любви.

Любовник стает способом удовлетворить всю нашу жизнь. Теперь любовь и значение, которых мы желаем, приходят от любимого человека. Романтический подход может быть инновационным, может быть творческим, но это — ложь, и непременно подведет.

Чего мы хотим, когда превозносим любовника до положения Бога? Мы хотим искупления и ничего меньше. Мы хотим избавиться от своих недостатков, от чувства пустоты — вот зачем мы влюбляемся.

Мы хотим быть оправданы, мы хотим знать, что наше существование не напрасно, мы ищем самоутверждения у любовника. Мы ожидаем, что они сделают нас добродетельными, настоящими, через свою любовь. Излишне говорить, что людям это не под силу.»

И это только романтика. Я думаю, все мы резонируем с этим. Если не вы сами, то вы несомненно знаете людей, которые так поступают. Это идолопоклонство.

Вот другой пример. Более короткий, но не менее показательный.

Я читал статью несколько лет назад в Нью-Йорк Таймс о том, что происходит с очень хорошими атлетами, когда их карьера заканчивается из-за травмы. И речь тут идет не только о профессиональных атлетах. Очень часто бывают хорошие спортсмены-любители.

Что случается, когда приходит травма и их карьера заканчивается? Доктора, которые работают со спортсменами, говорят, что им необходима не только физическая забота о травме, им почти всегда нужна терапия.

Тут написано: «Обычно у них начинается депрессия, и она не физиологического характера». Почему? Один из врачей говорит, что причина проста: травма вводит их в экзистенциальный кризис.

Они спрашивают себя: «Кто я вообще?» Это угнетает их, потому что очень часто потеря их атлетизма полностью разрушает их смысл жизни. Это также случается, когда спортсмены завершают карьеру.

Почему же некоторые атлеты переживают это, а некоторые так никогда и не приходят в себя, после конца своей карьеры?

Какая же разница между… Между тем, чтобы просто чтить хорошую вещь и делать из хорошей вещи абсолютную? Какая разница? Огромнейшая. Разница в том, сможете ли вы функционировать в жизни.

Вот еще один пример. Знаменитый художник Синтия Хаймель пишет в журнале Виллидж Войс, и она юморист, у нее такой колкий юмор.

И если вы живете в центре Манхэттена, живете там долгие годы, то почти все – если честно, то даже я… Хотя я даже не в центре Манхэттена живу. Если вы живете на Манхэттене долгое время, вы встречаете людей, которые стремятся стать знаменитостями, хотят быть актерами или актрисами, звездами театра и кино, и знаете, очень немногие из них этого добиваются.

Так что почти всегда можно найти кого-то, кто знает кого-то, кто вышел в люди. Они добрались до Голливуда, а мы помним, как они были только официантами в местном баре, или что-то такое.

И Синтия Хаймель знала многих таких людей, но она заметила, что с ними что-то случается. И она в этой статье даже упоминает некоторые имена, которые были бы нам знакомы, но я их вам не скажу, потому что думаю, что это немного несправедливо. Не обращайте внимания.

Итак, вот что она говорит. Послушайте, это смешно и восхитительно. «Мне жаль знаменитостей, – говорит она, – и правда жаль. Знаменитости когда-то были вполне приятными людьми. Но теперь их гнев ужасен. Видите ли, они хотели славы, они трудились и пробивались. И, став знаменитыми, на следующее утро каждый из них захотел умереть.

Потому что их гигантская цель, которая должна была исправить все, которая должна была сделать их жизни сносными, которая должна была наполнить их чувством самореализации и ура-ура-радости, наконец-то была достигнута.

Но на следующий день они проснулись и всё еще были сами собой. Разочарование заставило их выть и быть несносными». И потом она добавляет, – и это каждый раз захватывает мой дух, – она говорит: «Я думаю, когда Бог хочет сыграть с вами действительно ужасную шутку, он осуществляет глубочайшее желание вашего сердца, а потом радостно хихикает, когда вы понимаете, что хотите себя убить».

Ну, я бы сказал как учитель Библии, что описанная тут Божья мотивация не справедлива. Бог не осуществляет ваши желания, чтобы потом хихикать. Но то, о чем она говорит, – это почти вся суть первой главы Римлян.

Там говорится, что худшая вещь, которую Бог может с кем-то сделать, с теми людьми, которые говорят: «Я не хочу жить для Бога, я хочу жить для карьеры», «Я не хочу жить для Бога, я хочу жить для супруга», «Я не хочу жить для Бога, я хочу жить для детей», или для того, или для другого, или для профессионального успеха.

Худшее, что Бог может сделать, – это дать вам то, чего вы так хотите. Потому что чем бы это ни было, а особенно если вы в этом преуспеете, вы заметите, что оно не дает вам того, чего вы ожидали. Вы просыпаетесь на следующее утро и хотите себя убить.

И вы понимаете: погодите, погодите! Видите ли, те из нас, кто не достигает успеха — а это большинство из нас, мы не настолько успешны. Мы как бы можем жить иллюзией, что вот если бы мы пробились, вот тогда у нас была бы хорошая самооценка. Вот тогда бы у нас наконец-то появилась… То пустота внутри нас наконец-то бы заполнилась.

Но есть небольшое число людей, которые достигли верха, самой верхушки, и они во многих случаях таки себя убивают. Или же они однозначно стают циниками, нигилистами, или пресыщаются, или ожесточаются. Разве нет? А почему? Потому что на следующее утро они просыпаются и понимают — они все еще они сами.

Наверное, самый грустный и подчеркнутый из моих примеров сегодня – это… Я немного содрогаюсь каждый раз, как читаю его.

Это Дэвид Фостер Уоллэс, великий писатель. Он был новеллистом, американским новеллистом, как минимум… Я не знаю, насколько известен он был по всему миру, но как минимум в Америке он был одним из ведущих светил среди писателей-постмодернистов. Он был высоко уважаем и любим. И несколько лет назад он покончил с собой, в сорок шесть лет.

Незадолго до самоубийства он проводил церемониальное обращение в гуманитарном колледже. И это обращение, как только он провел его, сосредоточило на себе внимание тем, что было необычным.

Потому что Дэвид Фостер Уоллэс, как и многие писатели-постмодернисты, непостижим. Очень трудно… Когда читаешь его работы, совсем непонятно, о чем он пишет. Суть в том, чтобы сидеть и обсуждать их, раздумывать о них, в этом их суть.

Многие обратили внимание, что это обращение было очень-очень ясным. Необыкновенно ясным, прямым и доступным. И оно было незадолго до того, как он убил себя. Послушайте его.

Он говорит в своем обращении: «В каждодневных окопах взрослой жизни, в действительности нет никакого атеизма. Мы не можем не обожествлять. Каждый чему-то поклоняется.

Единственное, что мы можем выбрать — чему поклоняться. И веская причина для того, чтобы, может, выбрать духовного Бога как, например, Иисус Христос, или Аллах, или Иегова, или Мать-Богиня.

И вот веская причина для того, чтобы выбрать такого бога в том, что, в общем-то, все остальное, чему вы можете поклоняться, съест вас живьем».

И он приводит примеры: «Если вы поклоняетесь деньгам и вещам, если они — ваш способ найти значение в жизни, то у вас никогда не будет достаточно, и никогда не почувствуете, что у вас их достаточно.

Если вы поклоняетесь своему телу, и красоте, и своей сексуальности, то всегда будете чувствовать себя уродом. И когда время и возраст начнут проявляться, вы умрете тысячью смертей задолго до того, как вас оплачут.

Если вы поклоняетесь власти, вы будете жить в страхе и чувстве собственной слабости; вы будете искать еще и еще власти над другими, чтобы только приглушить свои страхи.

Если вы поклоняетесь своему интеллекту, если вы для этого живете, чтобы выглядеть умным, вы будете чувствовать себя глупцом, мошенником, всегда на грани разоблачения. Но вероломство всех этих форм поклонения в том, что они подсознательны. Это встроенные настройки».

Я не знаю достаточно о Дэвиде Фостере Уоллэсе, чтобы делать предположения относительно того, какое отношение эти слова имеют к его самоубийству, хотя все говорят, что связь есть. Но, я думаю, мы можем с уверенностью сказать, что было что-то, что съело его живьем. Что-то из этого списка или же что-то не из этого списка съело его живьем.

И он говорит: «Если у вас нет Бога, который мог бы оправдать надежды, которые вы возлагаете на все эти вещи, они съедят вас живьем».

Если это правда и если он прав… Кстати, на веб-сайтах, особенно на атеистических веб-сайтах я видел много атеистов, крайне выведенных из себя этим обращением. Потому что, хотя Дэвид Фостер Уоллэс был фактически человеком мирским, у него не было каких-то конкретных религиозных убеждений, многие атеисты говорят – настолько они расстроены, – что он сказал, что атеистов не существует.

Что каждый поклоняется, каждый строит жизнь на чем-то. Я видел очень расстроенных атеистов, которые говорят, что поклоняться означает приходить и сидеть в здании. В религиозном заведении. Следовать религиозным правилам.

Это возмутительно – называть поклонением что угодно, для чего вы живете. Хотя это именно то, что он говорит. Коварность такого поклонения в том, что оно подсознательно.

И если вы еще не заметили этот факт, вы еще очень молоды. Чем старше вы становитесь, тем труднее укрыть от самого себя, что ты связал свое сердце с чем-то, с каким-то богом, на которого ты возлагаешь свою жизнь. В которого ты столько всего вкладываешь.

И только становясь старше, проникаешься смыслом слов Синтии Хаймель, которая говорит: «Даже улавливая суть этого всего, я думаю, что однажды проснусь, и осознаю — разве в этом всё?»

Если это правда, и у каждого из нас есть эти идолы, и все они могут поглотить нас, если мы не распознаем раньше, чем станет поздно — что же тогда делать?

Ну, во-первых, нужно распознать, где же наши идолы. А чем они могут быть? Я дам вам пару идей. Как определить симптомы идолопоклонства в своей жизни?

Альфред Адлер, ведущий психолог постфрейдизма, сказал, что очень трудно выяснить, для чего ты действительно живешь, если только задавать себе этот вопрос.

Так что если бы я спросил, ради чего вы живете, вы бы ответили: «Я живу ради семьи», или «ради этой политической цели», или «я живу ради Бога». Например, я религиозный человек, я живу ради Бога.

Адлер говорит: «Чтобы выяснить, для чего вы действительно живете, не нужно задавать себе этот вопрос. Ведь вы не настолько хорошо знаете свое сердце. Вместо этого – говорит он, – посмотрите на свои кошмары.

Какая вещь – я знаю, что начинал с похожего, но хочу углубиться, – какая вещь, если ее отнять, почти заберет с собой ваше желание жить?» И пример.

Допустим, вы с кем-то обручены. И этот человек, которого вы любите, наполняет вашу жизнь огромным количеством смысла. И, естественно, говорит вам «да». Но потом что-то случается, и вы расстаетесь. Это были чудесные отношения, но что вы почувствуете теперь?

Вы почувствуете глубокую скорбь. Потому что это было что-то хорошее, очень хорошее, и, если потерять его, вам будет плохо долгое время. Но если вы превратили этого человека из чего-то хорошего во что-то абсолютное…

Если этот человек и то, что он приносит в вашу жизнь, становится по сути причиной, ради которой вы просыпаетесь по утрам; если любовь этого человека — единственная причина, из-за которой вы чувствуете себя хоть сколько-нибудь ценным… Вы можете и не признаваться в этом другим, но в сердце своем так чувствуете.

Если вы превращаете что-то хорошее во что-то абсолютное, и теряете его, это разрушит вас, уничтожит вас. Это не обязательно толкнет вас к самоубийству, хотя часто так происходит.

Приведу вам два быстрых примера этого.

Я не пытаюсь рекламировать ее, но в начале книги «Поддельные Боги», которую я написал совсем недавно, есть список. И этот список можно найти во многих местах в Интернете.

Список самоубийств выдающихся людей, лидеров крупных международных финансовых предприятий. Они были совершены в основном в 2008 году, когда произошла первая часть Всемирной экономической… Всемирного экономического кризиса.

Многие-многие люди, которые потеряли огромное количество денег, покончили с собой. Многие.

С другой стороны, со мной произошел случай, и я очень старался, мм, укрыть личность этого человека, о котором вам хочу рассказать. Недавно встретился с женщиной, которая за последних три года сделала несколько очень больших подарков христианским организациям, потому что она заработала много денег в финансовом мире.

Я пришел ее проведать, и она была в ужасе. Она сказала: «Сегодня — худший день моей карьеры». Такое уж мое везение, пастор пришел к ней в худший день ее карьеры. Надо же было хоть в какой-то день пасторствовать. Я думал, что же мне делать…

Но не стоило беспокоиться, она уже во всем разобралась. Она сказала: «Я почти уверена, что, по крайней мере… Последние пять или шесть лет я зарабатывала очень много денег. Я работала в области, которая была почти полностью разрушена.

И я могу даже сейчас сказать почти несомненно, что я никогда не смогу зарабатывать столько денег, как раньше. Может, у меня выйдет десять процентов от того, что я зарабатывала раньше. Может, у меня выйдет пять процентов от того, что я зарабатывала раньше. Моя карьера по большей части закончена. Это не значит, что у меня не будет на что жить, но, – сказала она, – мне придется поменять всё: образ жизни, мой дом – всё это».

А потом она добавила: «Но я еще и немного взволнована. Потому что, – говорит она, – я люблю свою церковь. В прошлом у меня было намного больше денег, чем времени, так что я давала деньги. А теперь у меня будет намного больше времени, чем денег. Так что мне нужно будет учиться заново. Что я могу сделать для церкви теперь? Я даже немного взволнована».

Почему она не покончила с собой, как ее коллеги? Потому что для них, для людей, чьи жизни были разрушены… Я не хочу сказать, что все они покончили с собой. Но те люди, чьи жизни были разрушены; кто думал: «Если я не могу посещать эти места, если я не могу быть членом этого клуба, если не могу жить на этом уровне, моя жизнь закончена, больше ничего нет».

Для них деньги не были просто деньгами. Деньги составляли их образ, их личность… Тем, что Библия называет их праведностью. Их чувство приемлемости, их чувство значимости. Это были не просто деньги, а даже что-то вроде спасения. А для нее — просто деньги. А спасением был Иисус. Другими словами, она справилась.

Но есть и более грустная история. Несколько лет назад я говорил с женщиной, которая то попадала, то выходила из психиатрических учреждений. Иногда она приходила в церковь, иногда нет.

И в один момент ее психолог пришел поговорить и сказал: «Вы — ее пастор, так что я хотя бы ознакомлю вас с ее проблемами». И этот психолог… Он был очень вежлив со мной как с пастором, хотя совсем не был христианином.

Но он сказал: «Эта женщина — очень, очень хороший музыкант. И родители воспитали ее быть великим музыкантом, они вынуждали ее быть великим музыкантом. И хотя она и очень хороший музыкант, она не на мировом уровне известности, не первая-вторая-третья в мире.

Хотя всю жизнь она чувствовала, что именно такой и должна быть, и ее родители были уверенны, что она такой станет. Она просто хороший музыкант. И она не может с этим справиться».

Он сказал: «Она верит в Бога и говорит, что верит в Бога, и она молится. Но если честно, вот это – ее бог, и он подвел ее».

Она верит, она говорит, что верит во спасение через Иисуса, но ее психолог сказал мне, что это стало ее спасением и она потерпела в нем крах.

На практике, одобрение ее родителей более важно в ее сердце, чем Бог.

На практике, ее усилия стать великим музыкантом намного важнее, чем всё остальное, во что она верит.

То, во что она верит о Боге, не имеет почти никакого отношения к тому, как ее сердце работает на самом деле.

Даже он понял, что если бы она начала верить в то, во что она говорит, что верит, то от самой глубины своего сердца стала бы свободной. Я не знаю, не уверен, где она сейчас, потому что потерял с ней связь по нескольким причинам, надеюсь, что ей лучше.

А теперь давайте я вам расскажу, что на эту тему говорит Библия. Где об этом написано? Первая глава Римлянам, 18-25 стихи — вот наиболее подходящая цитата на эту тему. И по сути, Павел говорит здесь, что, подо всем остальным, цитирую: «Мы поклоняемся и служим творению вместо Творца».

А это создает не просто кошмары…

Второй набор симптомов, по которым можно найти своих идолов, – это помимо кошмаров искать свои самые необузданные эмоции.

Потому что, говорит Павел, если мы поклоняемся чему-то, мы служим этому. Видите, «поклоняются и служат твари вместо Творца».

Если мы поклоняемся чему-то, если это для нас важнее Бога, то мы в какой-то степени порабощены этим. Это влечет нами, мы не можем не иметь этого, не можем жить без него. В результате, это создает в нас необузданные эмоции.

Я дам вам один пример.

У меня есть больше, но я приведу один пример. Несколько лет назад я говорил с двумя женщинами. Не в один год, но достаточно близко, чтобы сравнить их.

У обеих был муж и один сын-подросток. И в обеих случаях эти сыновья сходили с катушек. У них начинались проблемы в школе, проблемы с законом. И очень однозначно оба сына портились из-за того, что их отцы были плохими отцами. Отцы были безучастными, отдаленными, у них не было времени на сыновей. И жены видели, что их мужья рушат жизни их сыновей.

В обеих случаях, жены пришли ко мне как к пастору, потому что ходили в мою церковь, и сказали: «Помогите мне, потому что я очень удручена. Я удручена и зла, между мной и мужем разлаживается общение, и я не уверена, что наш брак долго протянет».

Так что в обоих случаях я сделал то, что, как думаю, должен был сделать.

Я спросил их: «Вы исповедуете христианство?» «Да». «Вы верите в прощение и важность прощения?» «Да». «Бог простил вас?» «Да». «Должны ли вы прощать других?» «Да». Так что мы сели, посмотрели стихи, помолились вместе, поговорили о том, что нужно простить своего мужа, будем молиться Богу об этом.

К моему удивлению, давайте назовем ее «мать А», муж которой был, вероятно, худшим из двух и которая не долго была в христианской церкви, простила. Она прорвалась. Ее гнев рассеялся. Хотя это было трудно. Но она продвинулась, и это помогло их отношениям.

Потому что если ты полон горечи к кому-то, ты не сможешь с ним общаться, не сможешь переубедить его, потому что ты слишком зол. Их брак наладился, и из-за этого ее муж частично услышал ее и частично исправился, а из-за этого частично исправился и ее сын. Так что, по большому счету, закончилось все хорошо.

Но «мать Б», которая была в церкви намного дольше и, насколько я могу судить, муж которой был немного лучше, так и не смогла.

Она не простила, не отпустила, она была в ярости, в гневе, не могла его видеть. И вот в чем огромная ирония — почему у нее не получилось простить, хоть она и пыталась? Почему ее эмоции были настолько необузданными, что она не могла с ними справиться?

Потому что, хотя я верю, что первая мать любила своего сына, вторая мать сделала своего сына смыслом своей жизни. Она смотрела на своего сына и даже говорила так. В глубине своего сердца она говорила: «Если мой сын счастлив, если мой сын вырастет уравновешенным, будет любить меня, и его жизнь будет радостной, тогда я буду знать, что хоть что-то сделала правильно.

Потому что я не так уж и много вещей сделала правильно, я не многого достигла. Но если я буду хорошей матерью, и он вырастет, тогда я почувствую, что в моей жизни был какой-то смысл».

Вы понимаете, что она только что сказала? Ее материнство стало для нее спасением, ее сын стал для нее спасителем, его любовь.

Да, она приходила в христианскую церковь и говорила, что Христос — ее спаситель, но по-настоящему она сделала спасителем своего сына. Фактически, по-настоящему честно.

Библия говорит, мы все поклоняемся и служим чему-то. Кроме Творца, в наших настройках по умолчанию. А это значит, что, иронично, она не смогла простить своего мужа, продолжала сердиться на него, их отношения испортились, их общение разладилось, их брак развалился, и сын стал только хуже. Ирония в том, что, полюбив своего сына больше, чем Бога, она разрушила его. Потому что ваш идол всегда разобьет вам сердце.

Необузданные эмоции. Видите, если что-то стает не просто хорошей вещью, если деньги — не просто деньги, если мой сын — не просто мой сын, если мое служение — не просто служение. Если это стает как бы спасением, как бы оправданием, дает нам чувство, что теперь я оправдан. Теперь моя жизнь что-то значит, теперь не все напрасно. Если вы таким образом смотрите на что-то, оно съест вас живьем.

И наконец мы подошли к вопросу «А что с этим можно сделать?» Сделать можно вот что, и я надеюсь, что теперь вы видите, когда я подведу итоги, почему эта тема важна независимо от ваших взглядов на духовность. Независимо от вашей позиции относительно веры. Например.
Если вы скажете: «Я не склонен верить христианству. Если честно, я даже не смог разобраться, что там к чему». В Нью-Йорке я заметил, что очень часто причина, по которой люди считают христианство неприемлемым, – это потому что крест для них не имеет смысла. Смерть Иисуса на кресте ради того, чтобы избавить нас от грехов — «ну, это интересная вещь», – говорили многие мои друзья-скептики, но… Зачем? Для чего?

Я ничего плохого за собой не чувствую. Конечно, бывают убийцы, и грабители, и люди, которые делали страшные вещи. И, может, они скажут: «Какой же я ужасный, мне нужно спасение через прощение Божье», но большинство, все остальные — мы же приличные люди! Мы живем довольно хорошей жизнью. Я не думаю, что я настолько плох, что мне нужно спасение.

Но проблема, суть, квинтэссенция ваших проблем, сущность греха не в плохих вещах, а в том, что из хорошего мы делаем абсолютное. Что, кстати, приводит к горечи, а она может привести и к убийству, может привести к боли, может привести к притеснениям. Видите, все «плохие вещи», всё, что мы считаем «плохим поведением», как, например, ложь или недоброжелательство, – и все эти вещи берут начало в идолопоклонстве.

И даже если мы живем хорошей жизнью, наши идолы все равно нас разрушат. Сердца каждого из нас, как плохих людей, так и хороших, если мы понимаем концепцию идолопоклонства, мы видим, что наши сердца пропитаны грехом. Пропитаны эгоистичностью, пропитаны самооправданием, пропитаны нашим желанием, по сути, самим контролировать свою жизнь, говоря: «Если у меня есть вот это, то я достоин, я ценен». И в некотором смысле Бог мне не очень нужен.

А это грех. И если вы понимаете идолопоклонство… И многие мои друзья-скептики из Нью-Йорка говорят: «Ну, если это грех — то да, я грешник». И еще часто добавляют: «Я вообще-то не верю в Бога, но вижу в этом смысл». Некоторые даже говорят: «Да, я одержим своей целью, слишком много о ней думаю, она, наверное, слишком важна для меня. И, может быть, может быть…»

Знаете, я лично считаю, что когда человек неверующий слышит об идолопоклонстве и при этом замечает его в своей жизни, то у него есть склонность говорить: «Я не знаю, верю ли я в христианство, но хорошо было бы, если бы это было правдой». И когда человек доходит до этого, то он не только понимает идолопоклонство, но и начинает понимать свое сердце. И, следовательно, идолопоклонство показывает нам, почему Евангелие необходимо, почему Христу пришлось умирать на кресте за наши грехи — потому что все мы полны идолов, как хорошие люди, так и плохие. И нам нужно прощение Божье.

Но недостаточно беспристрастно смотреть на свершенное Иисусом на кресте. Он умер за наши грехи. Он заплатил за наши грехи. Так что теперь мы свободны от чувства вины за наше идолопоклонство. Мы приходим к Богу и говорим: «Бог Отец, прими меня за то, что сделал Иисус». И Он примет нас, потому что наши грехи идолопоклонства были прощены. Но недостаточно смотреть безлично на это свершение, нужно принять лично в свое сердце, что Он сделал это для нас. Что Иисус индивидуально для меня сделал на кресте. Это должно стать… Когда мы видим Его любовь к нам, Его жертву ради нас; то, что Он делает из-за желания помочь нам. Это должно стать настолько прекрасным, настолько захватывающим, чтобы растопить нас и мотивировать. Чтобы тогда мы взяли эту субъективную радость в том, что Он делает для нас, и применили ее к нашим идолам. Потому что именно так мы превращаем деньги во всего лишь деньги. Супруги превращаются в просто супругов, сыны в просто сыновей, и дочери в просто дочерей. Я приведу вам еще несколько примеров.

В Библии есть место, где Иаков влюбляется в Лию. И он говорит Лие… Извините, влюбляется в Рахиль. Простите. Есть в этой истории и другая часть, которую я не буду трогать. Он подходит к отцу Рахили, Лавану, и говорит: «Пожалуйста, я хочу взять вашу дочь в жены». И, конечно, в те дни нужно было платить семье, чью дочь ты берешь в жены. Лаван говорит: «Будешь работать на меня семь лет. Семь лет труда — вот плата за Рахиль».

Это была заоблачная цена даже на те дни, но текст в 29 главе Бытия говорит нам, что для Иакова эти семь лет прошли вот так. Эти годы пролетели как одно мгновение, безо всяких трудностей. Всё из-за его любви к ней. У него была всепокоряющая позитивная страсть. Он настолько любил Рахиль, что это дало ему силы не обращать внимания на трудность работы.

Томас Чальмерс, великий шотландский церковный деятель и теолог, написал известную проповедь под названием «Изгоняющая сила новой любви». И Томас Чальмерс говорит: «Никто не может изменить плохую привычку одним только старанием». Никто не может изменить свою плохую привычку, просто сказав: «Я буду очень стараться измениться». Никто не может преодолеть свой страх или расовую предвзятость, просто стараясь. Вот что, как он утверждает, побеждает изъяны нашего характера. Он говорит: «Сердце таким образом устроено, что единственный способ избавиться от старой любви — это через изгоняющую силу любви новой». То, что нам нужно, чтобы изгнать свои страхи и необузданные эмоции, и все то, что ведет и мотивирует нас; и даже ту пустоту, которую мы пытаемся заполнить этими ложными богами. Единственное, что нам нужно, – это всепокоряющая позитивная страсть. А что это такое?

Я люблю свою жену. У меня довольно хороший брак. И я узнал из писем Джона Ньютона, у которого, кстати, тоже был хороший брак, что в хорошем браке ваш супруг может стать вашим наибольшим идолом. И у меня есть эта проблема. Я борюсь с ней постоянно. Я уважаю мнение своей жены больше, чем чье-либо еще; я ищу ее расположения больше, чем чьего-либо еще; и даже сейчас, после 35 лет проповедей, по дороге домой, в воскресенье после собрания, я хочу знать, что она думает о моей проповеди. Мне даже все равно, что думает кто-либо еще.

Она слушает меня, и если проповедь была хорошей, она говорит: «Это была довольно хорошая проповедь». Но иногда она не считает проповедь хорошей. А мне говорить не хочет. Потому что знает про мою проблему с идолом. Так что я спрашиваю: «Как тебе сегодня собрание?», что означает: «Как тебе моя проповедь?» А она отвечает: «Ну да». «А к проповеди у тебя будут предложения?» Что означает: «Повосторгайся мною, пожалуйста». И если она отвечает: «Да все нормально», я падаю духом. Это после 35 лет. Она негодует на меня и правильно делает. Она говорит: «Не смей перекладывать на меня это бремя. Ты должен спрашивать, что Бог думает о тебе. Ты же перед Богом стоишь, не передо мной».

Как видите, все мы чувствительны ко своим идолам, я не стану рассказывать вам о ней. Это было бы нечестно. Я буду исповедовать свои собственные грехи. Но суть дела в том, что мы оба кое-что понимаем. Однажды один из нас будет смотреть, как другой лежит в гробу. Один из нас будет стоять рядом, а другой — лежать в гробу. И если человек в гробу был нашим спасителем… Если мы делаем любого человека более важным, чем Бога — когда этот человек лежит в гробу, наш бог не поможет нашему разбитому сердцу.

Что поможет моему сердцу не зацикливаться на моей жене, чтобы она была просто женой? Чтобы я по-настоящему ее любил. Помните ту женщину? Из-за того, что ее сын был для нее больше, чем сыном, она любила его неправильно. Из-за того, что их карьера была для них больше, чем карьерой, они неправильно к ней подошли. И из-за того, что моя жена иногда для меня больше, чем жена — я в большой опасности. Что отвяжет мое сердце от моей жены, чтобы я смог ее просто любить? Мне нужно увидеть красоту того, что Христос совершил ради меня.

Я хочу окончить следующей иллюстрацией. Много лет назад я разговаривал с женщиной, которая жила в трейлере, сразу возле моей маленькой церкви, в маленьком городке в Вирджинии. Я был молодым служителем, я очень хотел ей помочь, потому что у нее была тяжелая жизнь, но в итоге она меня многому научила, потому что знала о жизни больше меня. И вот в чем была ее проблема. Ее жизнь была очень трудной, ей на то время было сорок. Возможно, она бывала в тюрьме, и я точно знаю, что она употребляла и бросила наркотики. Это было видно по ее внешности, она выглядела намного старше, чем сорок лет.

Ее проклятием было то, что она родилась прекрасной. Она была прекрасным ребенком, прекрасной девочкой и абсолютно прекрасной девушкой. И из-за этого мужчины всегда уделяли ей внимание, особенно влиятельные мужчины. Для которых обладать настолько красивой девушкой было знаком могущества. И, таким образом, мужское внимание стало идолом ее жизни. Она буквально чувствовала себя никем, если никто не оказывал ей внимание, особенно мужчины. В результате она не ставила перед ними границы дозволенного, она разрешала мужчинам плохо обращаться с ней, иногда даже бить ее. Ей было все равно, с кем быть, лишь бы быть с кем-то постоянно. И в результате она была жертвой физического насилия, попадала в тюрьму, употребляла наркотики — у нее была ужасная жизнь.

И что случилось в самом конце — всё это развалилось, и она стала христианкой. И когда она стала христианкой, то начала ходить к психологу. А психолог был очень рад и некоторым образом даже пытался помочь ей. Но она рассказала мне, что в некоторый момент психолог пришел и сказал ей: «Ваша проблема в том, что Вы основали свое самовосприятие, свою личность, свое чувство ценности и безопасности на мужском внимании». «Да», – ответила она. «И для Вас это было ужасно. Нет границ, насилие», «Правда». «Вы не можете любить себя, если не знаете, что Вас любит какой-то мужчина», «Ага». «Так что я Вам посоветую вот что, – сказал ей психолог, – Вам нужна карьера. Станьте успешной деловой женщиной. Вам нужно закончить образование, найти в себе выдающееся умение. Тогда Вы сможете построить карьеру, стать независимой, Ваша самооценка поднимется, потому что Вы будете успешной деловой женщиной». И она ответила – как потом рассказывала мне, – она ответила психологу: «Вы мне очень помогли, но я хочу спросить — Вы предлагаете, чтобы свой типично женский идол, на котором я построила свою жизнь и который эту жизнь потом разрушил, на его место Вы предлагаете мне поставить типично мужской идол? Так что вместо того, чтобы вся моя самооценка исходила от мужчин, теперь она должна исходить от моих успехов и количества заработанных денег?» И она спросила: «А что если мне обе эти зависимости не подходят? Могу ли я построить свою жизнь на том, что… Не сможет меня подвести? Что не требовало бы у меня зарабатывать свое спасение?» И психолог ответил: «Не знаю». Но она уже знала. Она просто решала для себя этот вопрос. И она нашла 3 главу Колоссянам, есть там место, которое гласит: «Ваша жизнь» – то есть христиан – «сокрыта со Христом в Боге. Когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе».

И это привлекло ее. Она поняла, что это значит. Потому что Иисус умер за нее. Потому что Иисус любил ее. Потому что Иисус отдал Себя для нее. Каждый другой мужчина, по сути, заставлял ее отдать себя для них. Ее для себя. Иными словами, каждый мужчина приходил в ее жизнь, требуя ее жизнь для себя. А Иисус пришел в ее жизнь, говоря: «Мою жизнь за тебя. Я отдаю Свою жизнь ради тебя». И в результате Иисус стал, как это называется, ее Рахилью. Ее сокровищем. Ее драгоценной жемчужиной. И она говорит: «Теперь, когда я вижу, что какой-то парень ко мне подходит или даже смотрит на меня вот так, я говорю себе кое-что. И когда я говорю это про себя, не вслух, я смотрю на этого парня и говорю: «Привет, парень. Может быть, ты классный. Может быть, мы сойдемся. Может, даже поженимся, и это будет хорошо. Но я хочу, чтоб ты знал — ты никогда не будешь моей жизнью. Моя жизнь — Христос. И потому, что я не сделаю тебя своим спасителем, я могу стать очень хорошей женой».

Понимаете, как то, что Библия говорит об идолопоклонстве и что Библия говорит о грехе, помогает вам разобраться в своей жизни, разобраться в своем сердце, а после этого разобраться в кресте и разобраться в окружающем мире. Я надеюсь, у вас это получится, и теперь у вас будет возможность задать несколько вопросов. Так что Стивен вам расскажет, как это сделать.

Спасибо еще раз нашему джазовому оркестру. Очень жаль, что пришлось заставить вас замолчать. Спасибо большое. У меня тут… Я счет потерял. Тридцать-сорок вопросов. Так что извините, мы не сможем все их рассмотреть, но все равно спасибо тем, кто писал. Вот первый: «Почему не каждый покончил с собой, как вы говорили? Извините, вопрос не совсем точный. Вы же не говорили людям покончить с собой. Почему многие нехристиане живут уравновешенной и удовлетворительной жизнью?»

Да, тут я уверен, что это скорее всего была шутка, потому что я людям не говорил… Вообще-то, цитата Синтии Хаймель – намного лучший пример того, что случается, если вы сделали что-то своим идолом и не можете достичь его, не можете приблизиться к нему, то можете жить очень долго без того разочарования, которое испытывают успешные люди. Вы можете сказать: «Да и позже все будет нормально, может быть нормально и потом». Я видел достаточно людей, которые так и не поняли, насколько пуста их жизнь. Или насколько мала отдача их конкретного идолопоклонства. Потому что они проводят так много лет всё еще в надежде достичь того, что они хотят достичь, но так и не получив это. Я думаю, что Синтия Хаймель права, когда говорит, что большинство особо успешных людей очень часто… Не так стремятся убить себя, это немного преувеличено. Вместо этого они наполняются горечью, цинизмом, нигилизмом, очень пресыщаются.

Однако я думаю, что еще можно сказать на тему того, почему многие нехристиане живут уравновешенной и удовлетворительной жизнью. Я бы сказал, что есть определенная… Тут нужно переключиться на совсем другую линию теологических рассуждений.

Библия говорит, что есть благодать особая и благодать предваряющая. Предваряющая благодать — это такой тип мудрости, умеренности, и здравого смысла, который Бог дает всем людям. Потому что они созданы по Его подобию и имеют определенное чувство того, Кто такой Бог. Особая благодать — это действие Святого Духа, Который приходит и радикально меняет наше сердце. Факт в том, что есть достаточно много людей, у которых немало приготовляющей благодати. Особенно среди тех, кто так никогда и не достигает вершины, но постоянно в пути, хотя и не достигает цели. И всё вместе это означает, что есть достаточно таких людей, которые не… Которые живут вполне уравновешенной жизнью.

Наверное, я добавлю еще одну вещь. Я, как уже упоминал, люблю ссылаться на свой почтенный возраст. Со временем не только… Многие люди моего возраста, которые не верят, со временем им становится все труднее и труднее жить такой удовлетворенной жизнью. Они начинают понимать природу вещей, которые мы назвали бы идолами, если еще не поняли. Дэвид Фостер Уоллэс прав, когда говорит, что это коварство, в том, что мы не понимаем, чему поклоняемся. Но со временем все-таки понимаем. Так что, насколько я понимаю, люди, которые живут уравновешенной жизнью, – это люди помоложе, у которых много предваряющей благодати и которые стремятся, но не достигают, и, таким образом, живут очень уравновешенной жизнью, хотя и без личных отношений с Богом.

Спасибо. Еще один человек спрашивает: «Если, как вы говорите, спасение нужно искать в том, что не является человеческим творением, откуда мне знать, что Христианский Бог — это правильный путь?»

Дэвид Фостер Уоллэс сказал: «Лучше поклоняться настоящему богу», – и после этого навел список, помните? Мать-Богиня, Аллах, Иегова, Иисус Христос и так далее. Может быть, этот вопрос ссылается на тот список. Если это так, то это очень хороший вопрос. Откуда мне знать, что Христианский Бог — это правильный путь?

Каждая другая… Я скажу это со всем уважением — две другие религии и мудрость, заключенная в них, отражаются на жизнях тех, кто их придерживается. Но все остальные религии утверждают, что способ достичь бога, присоединиться к Божеству состоит в том, чтобы что-то делать. Это может быть изменение сознания, или же определенные этические предписания — нужно делать это и это, — или через наблюдение… Соблюдение традиций. Все остальные религии, по сути, говорят вам: «Если будешь делать так» — четыре благородные истины, пять столпов, — «тогда ты соединишься с богом».

Христианское Евангелие не просто другое, оно прямо противоположно. Христианское Евангелие говорит, что ничего делать не нужно, в смысле чтобы заслужить спасение. Спасения нельзя удостоиться, нельзя его исполнить или достичь. Это абсолютно бесплатный дар. Помните ту женщину, о которой я рассказывал в самом конце, которая жила в трейлере? Помните, как она это выразила?

Она сказала: «Я пыталась заслужить свое спасение через мужское внимание, а теперь вы» — то есть, психолог — «говорите мне заслужить спасение типично мужским образом, через успех?» Она правильно подметила — любым способом, кроме Христианского Евангелия. Любой способ получить спасение, кроме как через Иисуса Христа, – это, по сути, попытка заслужить его. А в этом случае мы переносим свое идолопоклонство на личную моральную репутацию. Мы больше не делаем идола из карьеры, мы больше не верим, что то или другое является нашим спасением. Теперь нашим спасением становится наша моральная характеристика. А это может поработить нас настолько же сильно, потому что мы никогда не будем ощущать себя достаточно хорошими. Мы никогда не будем уверены, что живем достаточно хорошей жизнью, чтобы удержать благословение, чтобы удержать божественную связь. Так что, в конце концов, другие религии не дают вам этого коренного преобразования в том, как работает ваше сердце. Не избавляют вас от самооправдания и самоспасения. Евангелие приходит и полностью отрицает это.

И вот это – причина, по которой я сказал бы, что Христианский Бог и, в частности, Иисус Христос бросает настоящий вызов идолопоклонству, предлагает настоящее разрушение идолопоклонства, и другие формы религии на это не способны.

Кто-то пишет: «Зачем мне нужно прощение от Бога за мое идолопоклонство? Разве это не моя проблема, что мой идол подводит меня?»

Это, кстати, хороший… Хорошие вопросы. Потому что я хотел об этом рассказать, но чуть не забыл, а теперь вот расскажу.

Помните о перевернутой любви, об идее святого Августина? Любовь в неправильном порядке. Что мне нравится в идее перевернутой любви, так это то, что у любви действительно есть иерархия. Я пытался навести пример, чтобы любить карьеру больше семьи. Ваша семья – это не Бог, но любить карьеру больше семьи — это уже перевернутая любовь, потому что она не на своем месте. На этом уровне подумайте вот о чем: если Вы действительно… Допустим, Вы — одинокий родитель. Возможно, это так и есть. И Вы ради своего единственного ребенка воистину отдали свою жизнь. Вы работали как пес, чтобы провести ребенка через школу. Вы работали как пес, чтобы дать ребенку хоть сколько-нибудь нормальную жизнь. Допустим, что денег у Вас нет, но есть много трудностей. И Вы хотите дать ребенку… Но при этом ребенок не является вашим идолом. Я знаю, что использовал такой пример, но эта иллюстрация — не идольская. Представьте, Вы — одинокий родитель, у Вас немного денег, и Вы очень-очень многим пожертвовали, чтобы дать ребенку нормальную жизнь и отправить в нормальную школу. Помочь ему построить функциональную жизнь.
И что случится, если ребенок всё это от Вас получит, Вы всё это ему отдадите, и тогда он уходит, или она уходит, и почти не звонит Вам, редко разговаривает с Вами, открыточки на Рождество и день рождения. И оказывает вам уважение очень формально, потому что вы все-таки родитель. Но не проявляет любви, никакой благодарности — это же перевернутая любовь. Отец или мать, родитель, не получает то место, которого заслуживает. А Бог создал вас. Если Он существует, то Он создал вас.

Если Бог существует, Он не только создал вас, но и держит ваши молекулы вместе. Не дает им разбежаться. Библия говорит, что Он держит весь мир, Вселенную словом Своей силы. Он дает вам жизнь, поддерживает в вас жизнь, заставляет ваше сердце биться. Так что мы обязаны Богу абсолютно всем. А поверх этого мы обязаны Ему не только всем как Творцу, но, если Библия говорит правду, еще и тем, что он пришел на Землю как Иисус Христос, и умер за нас, и спас нас от смерти. Вместо того, чтобы заставить нас расплачиваться за грех, Он сам заплатил цену.
Что мы должны Ему? Мы должны Ему сосредоточие. Он достоин быть центром нашей жизни. И, следовательно, вы абсолютно правы, и я рад, что вы поправили меня. Или уточнили неправильное заключение, к которому я вас привел. Потому что идолопоклонство не просто разрушает нашу жизнь, но еще и глубоко противно Богу. Вы бы рыдали, если бы ваш ребенок не увидел того, что вы для него сделали. Вы бы рыдали, это бы огорчило вас, стало бы ударом в сердце. Идолопоклонство — удар в сердце Божье. Если Бог есть, то идолопоклонство ранит Его сердце. Да, оно не только печалит Его, пренебрегает Им и несправедливо по отношению к Нему, оно разрушает еще и вас. Но если честно, то оно обижает Бога в первую очередь, а вас разрушает только во вторую. И я думаю, что вот это — правильный взгляд на идолопоклонство.

«Когда человек признает, что в его сердце есть идол, какую часть Библии вы посоветуете начать читать и почему?»

Я не помню, чтобы кто-то задавал мне этот вопрос. С чего начать. Я бы начал с послания Галатам или Римлянам. И причина этому в том, что Галатам… Ну, во первых, послание Римлянам содержит отрывок об идолопоклонстве. Он не длинный, но достоин тщательного исследования, почти каждый стих рассказывает чуть больше об этом. Галатам не особо говорит об идолопоклонстве напрямую, но оба послания раскрывают разницу между самоспасением и спасением во Христе. Они оба… Что мне нравится в послании Галатам, это то, что все оно о Евангелии, о спасении по благодати. Не делами, не собственными усилиями, Бог спасает нас через Христа. Это Евангелие. Но в самом начале видно, что автор не рассказывает это Евангелие нехристианам. Он говорит о нем христианам. И, таким образом, Павел говорит: «Вы говорите, что верите в Евангелие, но это не так. Или же вы не понимаете последствий этого». И поэтому я бы сначала обратился к этим книгам. Но сказав это, я думаю, что должен добавить — я не думаю, что в Библии есть какое-то одно место, которое бы полностью описало идолопоклонство, как ни одно другое. Об идолопоклонстве больше говорится в Ветхом Завете, чем в Новом. Есть несколько советов в последней главе книги «Поддельные Боги», и в ней вы найдете больше информации даже относительно того, куда двигаться дальше, но я бы посоветовал начать с посланий Римлянам и Галатам, раз вопрос был о том, с какого места в Библии начинать и почему.

Наступило время двух последних вопросов. «Если то, что вы говорите, истинно, должен ли Бог тоже быть настоящим, чтобы дать нам благотворный эффект, о котором вы говорили?» Так понятно? Иными словами, может ли Бог быть каким-нибудь концептом, который мог бы действовать и эффективно функционировать?

А, вот как. Я думаю, на этот вопрос мне придется ответить отрицательно. «Если то, что вы говорите, истинно, должен ли Бог тоже быть…» А, нет, извините. Это на его формулировку вопроса я отвечу негативно. Ну да, вы пытались помочь. Что я хотел передать в конце, это что субъективное… Чтобы то, о чем я говорил, принесло положительный эффект, Бог должен быть однозначно чем-то большим, чем просто концепт. Я видел множество людей, которые принимают основную идею идолопоклонства. Я даже упоминал, что многие мои друзья-скептики из Нью-Йорка, особенно молодые ньюйоркцы, которые не особо понимают христианство, поняли идолопоклонство сразу же. И вот почему: если спросить: «Верите ли вы в грех?», они ответят: «Не думаю», и спросят: «А что есть грех?» Если я отвечу: «То, что нарушает закон», то они скажут: «А кто же устанавливает моральные абсолюты?» И тогда мы начнем спорить о том, чей взгляд на правильное и неправильное правильный, а чей – неправильный. Но если вместо этого я начинаю с идолопоклонства, почти всегда мои друзья отвечают: «В этом есть смысл». Потому что каждый должен согласиться, что мы живем ради чего-то. И каждый должен согласиться, что мы вкладываем смысл своей жизни во что-то. И если я надавлю и скажу: «Ты понимаешь, что это означает, что то, ради чего ты живешь, имеет власть над тобой, оно ведет тебя. Оно пугает тебя и создает непомерную вину»… Да, они это видят. Они это видят. Так что да, были люди, которые понимали Бога только как концепт, который, может, существует, а, может, и нет, и они понимали суть идолопоклонства, но они ничего не могли сделать со своими идолами. Если только Бог станет больше, чем просто концептом, тогда и любовь Божья станет реальностью в вашей жизни. Реальностью в вашем сердце. Она должна быть… Она должна быть ощутимой почти на ощупь, вы должны видеть, что Бог сделал через крест. Это должно волновать вас, заставить вас плакать, если честно. Иначе у него не будет достаточно силы, чтобы изменить ваше сердце.
Чтобы выразить это иными словами, женщина из Виргинии однажды сказала: «Был такой период, когда я знала, что Бог меня любит, но в действительности хотела мужского внимания». Так что она сказала, или мне кажется, что это была она: «Бог был на аудио, но парни были на видео». Что это означает, Бог говорил: «Я люблю тебя», и она верила в эту любовь концептуально. Но мужская любовь была на видео. Не знаю, пытались ли вы когда-либо слушать аудио и смотреть видео одновременно, но когда видео поглощает ваше внимание, то аудио вы почти не воспринимаете. И единственный способ переключить Бога с аудио на видео – это пережить встречу с Ним через веру и смерть Иисуса Христа на кресте. Когда это становится реальностью, которая волнует вас, потому что вы видите, что она нужна вам; потому что вы видите, что заслуживаете на то, чтобы быть отброшенным, но вместо этого вы приняты. Вот тогда это становится конкретной реальностью и тогда приходят благотворные эффекты. Так что, по сути, я говорю, что нет, Бог должен быть чем-то намного большим, чем концепт, чтобы благотворные эффекты, о которых я говорил, имели место.

??? вопрос: «Что вы посоветуете, чтобы перейти от интеллектуального понимания жертвы Христа к эмоциональному?»

Я не хочу говорить… Ну… Что вы посоветуете, чтобы перейти от интеллектуального понимания жертвы Христа к эмоциональному? Я не стал бы говорить, что переходить нужно с интеллектуального на эмоциональный уровень. Не в обиду тому, кто писал этот вопрос, я понимаю, что вы имеете в виду.

Джонатан Эдвардс, который был Американским служителем и философом, верит, что сердце… Когда мы читаем Библию и смотрим, что там говорится о сердце… В английском языке мы часто ассоциируем сердце с эмоциями. Но в Библии часто можно заметить, что люди думают сердцем, чувствуют сердцем и даже действуют сердцем. Так вот, Эдвардс говорит, что если мы хотим быть «библейскими» в нашем понимании человеческой психологии, то сердце — это как бы командный центр. Это место, где принимаются наши базовые решения. И из сердца исходят как наши чувства, так и мысли и действия. Так что можно пережить эмоциональное событие, которое не изменит нашей жизни. Я знаю, потому что сам их переживал. Растрогаться настолько, чтобы сказать: «О, я поменяю свою жизнь», а потом не поменять свою жизнь. Эдвардс сказал бы, что если мы расчувствуемся о чем-то, но это не поменяет нашей воли… Эмоциональная вовлеченность без волевой вовлеченности означает, что наше сердце так и не было затронуто. И, следовательно… А сердце, кстати, – это не только эмоции, но так же и разум.

Так что за те годы, которые я был пастором, принимая во внимание то, что сказал Эдвардс, мое понимание состоит в том, что я хочу, чтобы люди не переходили от интеллектуального осознания веры и того, что Иисус сделал на кресте, до эмоционального. Но я хочу, чтобы их доктрина начала влиять на их сердце, а, следовательно, и на жизнь. А достигается это, насколько я знаю, в конечном счете через молитву. А молитва – это не просто обращение к Богу о том, чтобы он помог мне здесь и здесь. Молитва состоит в том, чтобы взять то, что мы прочитали в Его слове, и вместо того, чтобы сказать: «Теперь я в это верю», задавать себе вопросы, вроде такого: «Если я действительно в это верю, то в чем я буду другим? Каких негативных эмоций не будет? Какого поведения не будет?» «Если я действительно это понял, как это меня поменяет?»
Еще один способ медитировать таким образом – это не просто смотреть на какую-либо истину, но спрашивать себя: «Как эта истина позволяет мне восторгаться Богом? Как я могу прославлять Бога, вместо того, чтобы просто говорить: «Да, я в это верю»? Как я могу Его прославить за это? Какие грехи я могу исповедать из-за этого? Как я могу сказать: «Господи, я больше не хочу так жить»?»

Так что важно найти истину, и через поклонение, через размышление, через исповедание нужно взять это истину, и выделить несколько минут каждый день на то, чтобы попытаться закрепить ее в своем сердце, пока вы не начнете, да, что-то ощущать. Опасность этого в том, что вашей целью не должны быть эмоции, а только воздаяние чести Богу. Ваша цель — сделать эту истину не просто когнитивной концепцией в своей голове, но реальностью, которая влияет на всю вашу жизнь. Так что суть в том, чтобы работать над своим сердцем, но не стремиться к эмоциям. Работать над этим через медитацию, раздумывать об этом как можно глубже, а чувства оставить Богу. Дать Богу решить, что вы будете чувствовать в какой-либо определенный день. Не делайте ударение на эмоции, ведь иначе, как ни странно, вы можете превратить эти эмоции в значок «Бог меня любит» и, таким образом, вернуться к праведности по заслугам, только на этот раз основанную на эмоциях.

Так что моим ответом будет молитвенная жизнь. Если честно, я не добрался до этого вопроса в книге, хотелось бы написать еще одну книгу об этом. Но это означает не просто читать Библию, а потом молиться за маму и папу и все такое, но брать слово Божье, раздумывать над ним, прославлять и исповедовать, пока наше сердце не зажжется огнем. И это может занять долгое время, но, я думаю, оно таки зажжется, если мы будем просить Бога и приходить с верой.

Поддельные боги: 2 комментария

  1. Очень правильно все пишите. Удивительно, что ваши мысли очень схожи с моими. И я вас прекрасно понимаю. И мне очень бы хотелось свою дочь, ей 20 лет, познакомить с вашей молодежью из церкви. Чтоб она общалась, переписывалась с ними. С молодыми людьми и девушками .
    Ну немного о себе и о нас. Мы из Казахстана . Это я и моя дочь. Меня зовут Айгуль, дочь Анель. Я верующая уже 15 лет. Сейчас мы живем в Турции в курортном городе, Анталья. Здесь мы открыли евангельскую христианскую церковь на русском языке. Начали служение. Но сердце моей дочери рвется в Америку. Она у меня по специальность художник. И очень хочет учиться дальше на режиссера анимационных фильмов 3D.
    Вот думаю, что общение с верующими молодыми людьми из вашей церкви, хоть как то сможет приблизить к исполнению ее мечты! Очень благодарна буду вам, если вы ее познакомиться с вашими ребятами и может кто-то из них откликнется и начнется дружеская переписка. Спасибо вам большое !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *