Послушание Писанию / 12 Как Бог говорит с нами

«Он же сказал ему в ответ: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Евангелие от Матфея 4:4

Животные живут на уровне инстинктов. Для них этого достаточно. Рассыпьте зерно из мешка, и цыплята тут же бросятся подбирать его. Поместите рядом самку и самца, и они начнут совоку­пляться. Корове хватает терпения весь день же­вать траву. Человек, однако, устроен иначе. Он не может существовать лишь на биологическом уровне. Он не может день за днем жить, как жи­вотное, опустив морду в кормушку. У него есть запросы, превышающие животные инстинкты. На сердце человека оставила свой след вечность, Бог дал ему совесть. У человека есть чувство пре­красного и потребность в общении. В отличие от животных, человек может пожертвовать жизнью ради друга. Бог дал нам, отдельным людям, жить не в коммуне, не в кибуце, не в так называемом «открытом браке», а в семье. Со дня творения че­ловека существовал институт брака и семьи, со­стоящей из мужа, жены и детей. С самого начала человек, обладающий уникальным разумом, мог осмысленно говорить с себе подобными.

Однажды американский офицер оказался в городке на западе Соединенных Штатов, в кото­ром начались гражданские беспорядки и погро­мы. Толпы мародеров бегали по улицам. Посреди царившего смятения этот офицер заметил чело­века, который пытался навести порядок. Один его вид внушал спокойствие. Уже покидая это место, он оглянулся, чтобы еще раз посмотреть на этого необычного человека, и обнаружил, что тот смо­трит на него. Затем незнакомец перешел улицу, приблизился к офицеру, уперся указательным пальцем ему в грудь и спросил: «Какова главная цель человека?» «Главная цель человека — про­славлять Бога и наслаждаться Им вечно», — ответил он. «Я так и знал, что вы из тех, кто в дет­стве хорошо выучил Краткий Катехизис». «Как ни странно, но то же самое я подумал о вас». Эти люди встретились впервые, и первый же вопрос был самым важным вопросом, который только мог прозвучать. Именно этим человек, созданный Богом и для Бога, отличается от животных.

Итак, человек не может жить, удовлетворяя лишь первичные нужды. Он выживает, даже пре­небрегая Богом, благодаря тому, что в его семье и обществе известна благодать Божья, благодаря тому, что в нем сохраняются остатки образа Бо­жьего. Но полноценная жизнь, говорит Христос, возможна только при условии сознательного до­верия живому Богу.

Бог дал нам Свою Книгу, чтобы научить, вдох­новить и побудить нас жить не хлебом единым. Во-первых, эта Книга говорит нам, кто есть Бог, что Он делает, что собирается сделать. Она содер­жит пророчества и обещания, которые открыва­ют нам Божьи замыслы. Во-вторых, она говорит, что мы должны делать, чтобы угодить Богу. Она объясняет, как мы не должны вести себя, чтобы не попасть под осуждение. Другими словами, это Книга повелений и запретов.

Как Бог говорит с нами

Давайте посмотрим на Библию с разных то­чек зрения.

1. Справочник для новичков. Представьте себе, что в университет приехали пять тысяч но­вых студентов-первокурсников. Университетское руководство не может с каждым из них провести личную беседу и объяснить, как устроено их учеб­ное заведение, где расположены факультеты, как оплачивать учебу и проживание, где находится медпункт и как записаться в библиотеку. Вместо этого каждый студент получает небольшую кни­гу, в которой есть и карта университетского го­родка, и необходимые номера телефонов, и име­на ответственных лиц. Так и Бог не говорит вслух с каждым учеником Христа в отдельности, а дал нам Библию в качестве пособия по изучению хри­стианской жизни.

2. Сборник инструкций. Мой отец был на­чальником станции с таким количеством обязан­ностей, что к пятидесяти годам он заработал же­лудочную язву. «Сборник инструкций Британской железной дороги» постоянно дополнялся, и мой отец частенько изучал его, чтобы пройти очеред­ную проверку. Сборники инструкций — не самые популярные книги, поэтому современные хрис­тиане не говорят о Библии, как о книге законов. Однако авторам Нового Завета была неведома по­добная стыдливость. На самой заре христианской истории, когда Дух Божий очень могущественно проявлял себя в Церкви, Иаков пишет: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо де­лаете» (Иак. 2:8). Затем Иаков перечисляет кон­кретные грехи, которые божественный сборник инструкций осуждает: «Но если поступаете с ли­цеприятием, то грех делаете, и перед законом ока­зываетесь преступниками… Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты так­же преступник закона» (Иак. 2:9, 11). Такие зако­ны для служителей Царя не тяжки. «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра», — заявляет Павел (Рим. 7:12). «Любовь есть исполнение зако­на» (Рим. 13:10). Ни один христианин не должен бояться заработать язву в результате тщательного изучения и соблюдения Божьих инструкций, по­тому что Бог дает благодать любить Его правила и силу выполнять их.

3. Семинар. Теперь мы переходим от стати­ческого к динамическому образу. Кто-то в наших церквах ведет исследовательскую работу, кто-то проводит семинары в университете, а многие дру­гие были или все еще являются студентами и пре­красно помнят, что такое семинарские занятия. Из своей жизни я вспоминаю курс по гомилетике, который вел Эдмунд Клоуни. Обычно на его заня­тиях один студент проповедовал, а тот, кто пропо­ведовал неделю назад, начинал обсуждение услы­шанной проповеди. Доктор Клоуни вежливо ком­ментировал проповедь и делал это таким образом, что остальные студенты сразу понимали, что он думает по поводу их мнения об этой проповеди. Таким образом, диалог с одним студентом был уроком сразу для всех. И даже если за весь урок вы не обменялись с доктором Клоуни ни одним словом, вы все равно могли многому научиться.

Джеймс Пакер в одной из своих книг писал: «Мы смотрим со стороны на то, как Бог поступает с библейскими героями и что Он хочет сказать че­рез библейские тексты их первоначальным чита­телям. Мы, как бы подсматривая и подслушивая, узнаем, что думал Бог об убеждениях, ценностях, устремлениях и поступках этих людей, что Он хо­тел изменить в их мышлении и образе жизни, и таким образом мы узнаем, что Бог думает о нас самих и какие изменения Он хочет увидеть в нас». То, как Бог поступал с Давидом, Петром, коринф­ской церковью и с семью церквами из Открове­ния, открывает нам, как Бог хочет, чтобы посту­пали отдельные верующие и целые общины.

4. Тренировка. У доктора Мартина Ллойд-Джонса в книге «Духовная депрессия» есть глава под названием «В Божьем спортзале». В ней описывается, как божественный тренер берет нас под свое покровительство и учит нас выпол­нять упражнения, которые укрепят слабые руки и выровняют хромые ноги. Тренер руководит нами, говоря: «Продолжайте идти, не позво­ляйте себе остыть, суставы должны находиться в движении, развивайте гибкость». Изучение Биб­лии не может быть абстрактным и теоретиче­ским, оно подразумевает, что мы все лучше по­нимаем волю живого Бога, который постоянно требует от нас изменений. Если мы переезжаем на новое место, мы можем стать членом церкви, в которой мы сможем сохранить все свои заблуж­дения и предрассудки, а можем посещать цер­ковь, в которой Библия изменяет жизнь общины тем способом, который задуман Богом — научая, обличая, исправляя и наставляя в праведности (2 Тим. 3:16).

Если Слово Божье смогло нас в чем-то убедить — это еще не все. Мы должны выполнить то, что поняли. Одна женщина посещала церковь своего друга-проповедника. Чуть ли не каждую неделю она говорила ему: «Ты опять наступил на мою больную мозоль». А потом она шла домой и всю неделю жила так, словно в ней жил бес. Из­вестный толкователь Библии Адам Кларк как-то сказал: «Тот, кто слушает не для того, чтобы повиноваться, слушает для того, чтобы восстать и не подчиниться».

Итак, мы рассмотрели те способы, которыми Библия влияет на нашу жизнь, испытывая и на­правляя наше поведение ясными, подробными и постоянными указаниями. Она играет роль и справочника, и сборника инструкций, и семина­ра, и тренера. Как же люди реагируют на такие опосредованные Библией отношения с Богом?

Продолжение читайте в следующей главе…

Непогрешимость Писания
Личность Христа
Христос и Писание
Христос и Апостолы
Трудности в Писании
Равнодушие к Писанию

Достаточность Писания
Первый разговор
Второй разговор
Заключение

Авторитетность Писания
Роль совести
Роль Церкви
Роль Библии

Послушание Писанию
Как Бог говорит с нами
Возможность бунта
Возможность победы
Награда за послушание

Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *