Мартин Лютер начал Реформацию, прикрепив свои «95 тезисов» на дверь Виттенбергского собора.
Первый тезис гласил следующее: «Наш Господь и Спаситель Иисус Христос… пожелал, дабы жизнь верующих была исполнена покаяния». На первый взгляд это заявление выглядит весьма мрачно!
Кажется, Лютер подразумевает, что христиане не смогут далеко продвинуться в этом отношении. Но, совершенно очевидно, Лютер не это имел в виду.
Он говорил, что покаяние – это путь, которым мы идем в нашей христианской жизни. И, конечно, всепроникающая жизнь-покаяние – лучший показатель нашего глубокого и стабильного преображения в образ Христов.
Преображение покаяния
Очень важно осознать, как Евангелие влияет и преображает действие покаяния. В номинальной религии покаяние имеет целью делать все возможное, чтобы Бог был счастлив и мог благословлять нас и отвечать на наши молитвы. Это означает, что такое «религиозное» покаяние 1) эгоистично, 2) самоправедно, 3) до самого конца исполнено горечи. Но в Евангелии цель покаяния проявляется в неоднократной радости нашего единения со Христом, и необходимо оно для того, чтобы ослабить нашу греховную потребность в совершении всего того, что противно Божьему сердцу.
«Религиозное» покаяние эгоистично, самоправедно и до самого конца исполнено горечи
С точки зрения номинальной религии мы сожалеем о содеянном грехе из-за последствий, которые затрагивают нас. Грех приводит к наказанию, которого мы желаем избежать. Поэтому мы совершаем покаяние. Но Евангелие говорит нам, что грех не может в конечном счете привести нас (христиан) к проклятию (Римлянам 8:1). Ужас и отвратительность греха состоит в том, чем он является по отношению к Богу – оскорблением и неуважением. Таким образом, в религии покаяние акцентирует внимание человека на самом себе. Согласно же Евангелию, покаяние акцентирует внимание на Боге. Религия заставляет нас, главным образом, сожалеть о последствиях греха, а Евангелие побуждает сожалеть о самом грехе.
Более того, «религиозное» покаяние самоправедно. Оно может легко стать некой формой «искупления» за грех. «Религиозное» покаяние часто становится способом самобичевания, посредством которого мы уверяем Бога (и себя), что мы до такой степени искренне сокрушены и сожалеем о соделанном грехе, что заслуживаем прощения. Однако из Евангелия мы знаем, что Иисус страдал и был смирен до смерти крестной за наши грехи. Следовательно, нам нет необходимости страдать для получения прощения. Мы просто принимаем прощение, заработанное для нас Христом. Отрывок 1-е Иоанна 1:8 говорит, что Бог прощает нас потому, что Он верен и праведен. Это восхитительное заявление! Для Бога было бы совершенно несправедливым отказать нам в прощении, ведь Сам Христос заработал наше принятие! В религии мы зарабатываем прощение своим покаянием, но согласно Евангелию мы его просто получаем.
В-третьих, религиозное покаяние до самого конца исполнено горечи. С точки зрения номинальной религии наша единственная надежда состоит в следующем: прожить достаточно хорошую и правильную жизнь, чтобы Бог благословил нас. Поэтому каждый случай греха и покаяния в нашей жизни является травматичным и неестественным, ужасно пугая нас. Лишь под огромным давлением религиозный человек признается, что согрешил, – ведь его единственная надежда опирается на собственное моральное благообразие. Но в соответствии с Евангелием знание о принятии во Христе упрощает нам признание своих грехов (мы знаем, что не будем отвергнуты, если признаем истинную глубину нашей греховности). Наша надежда основана на Христовой праведности, а не на нашей собственной. И поэтому признание своих преступлений и падений становится для нас менее болезненным. В религии мы прибегаем к покаянию все реже и реже. Но согласно Евангелию, чем сильнее мы ощущаем себя принятыми и любимыми, тем чаще мы будем совершать покаяние. И хотя, вне сомнений, в любом случае покаяния присутствует горечь, Евангелие всегда дает ощутить и сладость. Оно создает радикально новую динамику для личного духовного возрастания. Чем больше ты видишь свои ошибки и грехи, тем более драгоценной, величественной и поразительной предстает перед тобой Божья благодать! Но, с другой стороны, чем глубже ты понимаешь Божью благодать и принятие во Христе, тем больше ты способен признать истинные размеры своего греха и отвергнуть попытки оправдать себя. Грех, стоящий за всеми другими грехами, – это недостаток радости во Христе.
Дисциплины евангельского покаяния
Если мы ясно понимаем эти два противоположных пути покаяния, тогда (и только тогда!) мы можем получить великую пользу из регулярной и четкой дисциплины самопроверки и покаяния. Лично для меня большим открытием была духовная практика лидеров методистского движения 18 столетия Джорджа Уайтфильда и Джона Уэсли, которая очень помогла мне в отношении этой дисциплины. В своем письме другу от 9 января 1738 года Джордж Уайтфильд изложил определенный порядок, в котором может совершаться регулярное покаяние. Он пишет: «Боже, даруй мне глубокое смирение и пламенную любовь, целенаправленное рвение и предназначение, и после этого пусть люди и бесы совершают самые ужасные свои деяния – я не сойду с пути!» Ниже излагается способ использования этого порядка для совершения покаяния, основанного на Евангелии.
Глубокое смирение (против гордыни)
Смотрел ли я на кого-нибудь свысока? Не слишком ли сильно я реагировал на критику в мой адрес? Чувствовал ли я по отношению к себе, пренебрежение и игнорирование с чьей-либо стороны? (Или пренебрегал ли я кем-нибудь, игнорировал ли кого-нибудь?)
- Процесс покаяния: поразмыслить о ничего не требующей благодати Христа, пока не почувствую 1) уменьшение надменности (ведь я тоже грешник), 2) уменьшение боли, возникшей как реакция на критику (я не должен ценить человеческое одобрение выше Божьей любви). Во свете Его благодати я могу отбросить необходимость поддерживать благопристойный образ – это слишком большое бремя, в котором нет нужды. Мне следует размышлять о ничего не требующей благодати Христовой, пока я не почувствую благодатную и успокоительную радость.
Пламенная любовь (против безразличия)
Говорил ли, думал ли я плохо о ком-либо? Оправдываю ли я себя, извращая (в своем разуме) образ другого человека? Был ли я нетерпелив и раздражителен? Был ли я поглощен лишь собой и безразличен и невнимателен к другим людям?
- Процесс покаяния: поразмыслить о ничего не требующей благодати Иисуса, пока не исчезнут 1) холодность и плохое отношение к другому человеку (подумать о жертвенной любви Христа ко мне), 2) нетерпимость (подумать, как Христос терпит меня), 3) безразличие. Размышлять о благодати Христа, пока во мне не начнут проявляться тепло и любовь. Бог по Своей благодати был бесконечно терпелив и внимателен ко мне.
Мудрая храбрость (против беспокойства)
Избегал ли я людей, которым должен был помочь, и обязанностей, которые должен был исполнить? Беспокоился ли я? Был ли я неблагоразумен или импульсивен?
- Процесс покаяния: поразмыслить о ничего не требующей благодати Иисуса, пока не исчезнут 1) желание трусливо убежать от проблем (ведь Иисус противостоял злу за меня), 2) беспокойное и торопливое поведение (ведь смерть Христа доказывает, что Бог проявляет заботу обо мне и охраняет меня). В беспокойстве замешана гордость человеческая – я не слишком мудр, чтобы знать, как дальше пойдет моя жизнь. Поразмыслить о благодати, пока я не прочувствую, что могу поступать продуманно, стратегически оправданно, с мудрой храбростью)
Благочестивая мотивация (единое видение)
Делаю ли я то, что делаю, для Божьей славы и блага других или нахожусь под влиянием «страха человеческого», ощущая нужду в человеческом одобрении, любовь к комфорту и спокойствию, желание контролировать ситуацию, жажду признания и власти? Смотрю ли я на кого-либо с завистью? Допускаю ли я хотя бы наименьшие шаги в сторону похоти и обжорства? Трачу ли я свое время не на важные, а на срочные дела из-за своих беспорядочных желаний?
Процесс покаяния: поразмыслить о том, каким образом Иисус обеспечивает меня всем тем, что я пытаюсь найти в других вещах? Молиться: «О, Господь Иисус Христос, соделай меня достаточно счастливым в Тебе, чтобы избегнуть греха, и достаточно мудрым, чтобы избегнуть опасности, дабы я всегда делал то, что правильно в глазах Твоих, во имя Твое молюсь. Аминь».
Спасибо за проповедь!
Тим Келлер интересный, умный и очень сильный проповедник .
Аминь. Дух Святой действует. Благодарность Господу за откровение через эту статью