Каждый человек склонен к саможалости. Мы рождаемся зацикленными на себе, с мощным желанием защищать свое эго и свои «права». Когда нам кажется, что жизнь отнеслась к нам не так, как мы этого заслуживаем, это выливается в саможалость. Из-за нее мы погружаемся во мрак и зацикливаемся на своей боли — настоящей или воображаемой. Корень саможалости кроется в несогласии с Богом о том, что жизнь и Бог к нам несправедливы.
Главная подсказка о том, что саможалость не от Бога, кроется в приставке само. Всякий раз, когда мы концентрируемся на себе, кроме случаев покаяния (1 Кор. 11:28; 2 Кор. 13:5), мы вступаем на территорию плоти, которая враждует с Духом (Рим. 8:7). Когда мы отдаем свою жизнь Христу, наша ветхая природа распята с Ним (Гал. 2:20; Рим. 6:6). Эгоистичная греховная часть нашей жизни больше не должна преобладать. Когда преобладает же наш эгоизм, Бог остается не у дел. По сути, мы сами становимся богом. Клайв Льюис сказал об этом так: «В тот самый миг, когда в вас проявляется ваше „я“, возникает вероятность, что вы захотите поставить его на первое место, пожелаете стать центром, то есть фактически — Богом. В этом и состоял грех сатаны, и этим грехом он заразил человеческий род».
Грехи из категории «само-» не сдаются так просто. Их сложнее обнаружить, чем очевидные грехи такие, как аморальность или пьянство (Гал. 5:19,20), потому что мы часто считаем их друзьями. Самоуверенность, своекорыстие, самовлюбленность, самолюбование, самоувлеченность, самосозерцание — всё это признаки плотской природы, которая еще не покорилась Христу. Грех именно из этой категории погубил Самсона (Суд. 16:20) и заставил богатого юношу отвернуться от Христа (Мф. 19:21,22). Грехи из категории «само-», включая саможалость свидетельствуют о том, что бы мы ни говорили своими устами, самое изысканное поклонение мы часто приберегаем себе (Ис. 29:13; Мф. 15:8).
Яркий пример саможалости можно увидеть в описании жизни злого царя Ахава. Ему захотелось завладеть виноградником Навуфея, который отказался его продавать. Ахав пришел в свой дом «угрюмый и раздосадованный… И в смущенном духе лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел» (3 Цар. 21:4). Только представьте, царь дулся у себя во дворце! Он был настолько зациклен на себе, что взбодрился только когда его злая жена Иезавель приступила к осуществлению плана по убийству Навуфея (3 Цар. 21:15,16). Саможалость никогда не ведет ни к чему хорошему.
Когда мы погружаемся в саможалость, мы поднимаем собственную значимость в своих глазах. В Рим. 12:3 написано «не думайте о себе более, нежели должно думать». Мы думаем о себе слишком высоко, когда позволяем жизненным трагедиям и несправедливостям определять наше эмоциональное состояние. Горечь может быстро перекрыть собой плоды Духа (Гал. 5:22), которые должны преобладать в жизни каждого верующего. В 1 Фес. 5:18,19 говорится, чтобы мы «не угашали Духа». Напротив, мы должны за все благодарить. Невозможно благодарить, продолжая держаться за саможалость, потому что в состоянии зацикленности на себе по определению невозможно сфокусироваться на благодарности другим. Саможалость не может благодарить за то, чему Бог позволил случиться.
Отказаться от порыва пожалеть себя непросто. Жизнь предоставляет нам достаточно возможностей испытать отвержение, несправедливость, жестокость людей. Наша естественная реакция — самозащита, которая часто ведет к саможалости. Однако мы можем выбрать «поступать по духу… и не исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Мы можем принять решение не погружаться в свою греховную природу, а выбрать иметь благодарное сердце, и доверять Богу, который «производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Каждую ситуацию, где можно погрузиться в саможалость, мы можем рассматривать как возможность побороть свою ветхую природу. Мы можем выбирать верить, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
www.helpforheart.org