Богословие страданий — опыт церквей и христиан Китая

Ещё до COVID-19 лидеры китайских домашних церквей работали над богословием страданий.

В январе 2020 около двух тысяч руководителей таких церквей собрались в конференц-центре Куала-Лумпура, Малайзия, чтобы послушать Тима Келлера, Дона Карсона, китайско-индонезийского пастора Стивена Тонга и примерно дюжину спикеров из материкового Китая.

Основной темой мероприятия было взаимоотношение церкви и культуры. Однако в контексте культуры, традиционно настроенной враждебно к церкви, это преимущественно означало обсуждение вопросов преследований и страданий, с которыми сталкивается китайская домашняя церковь.

Актуальность темы была очевидна: за месяц до конференции в Ухане возникла вспышка тяжелой пневмонии. В последующие месяцы от COVID-19 скончались тысячи людей исключительно в Китае.

Эпидемия значительно усугубила уже непростое положение христиан в стране. С 2013 года президент Китая Си Цзиньпин ужесточил контроль партии над всеми аспектами жизни. В 2017 году правительство вновь заявило о незаконности домашних церквей, подчеркнув, что никакие религиозные мероприятия, будь то домашние библейские учения, пожертвования религиозным организациям или богословское образование, не могут проводиться без их разрешения.

Большинство китайских домашних церквей подвергались допросам со стороны полиции. Многие были вынуждены покинуть свои места поклонения, порой это случалось по несколько раз. Некоторые прихожане и пасторы оказывались в тюрьме.

«Крест является символом церкви»

Однако китайские пасторы и верующие, участвовавшие в конференции, рассказывали о том, как они проповедуют Евангелие полицейским, молятся за своих сокамерников и готовы принять страдания ради Христа.

«Крест является символом церкви», — сказал один из ведущих китайских пасторов, обращаясь к аудитории. «Живя жизнью, посвященной Христу, вы неизбежно столкнетесь с преследованиями». Но вместе с тем «вы получите силу воскресения, силу выдерживать страдания».

Тим Келлер отметил, что страдания часто приводят к самосожалению, самоправедности, страху, горечи, ненависти, усталости и унынию.

«Те домашние церкви, которые я вижу, во многом избегают этих ловушек и трудностей», — поделился он с китайскими лидерами. «Я считаю, что в других частях мира такое богословие еще не укоренилось. И когда возникает сопротивление, христиане не готовы к этому и попадают в подобные ловушки».

«Я надеюсь, что китайская церковь сможет многому научить всемирное христианское сообщество на основе своего опыта».

История испытаний

Китайская церковь освоила богословие страданий задолго до того, как оно было сформулировано.

В эпоху Культурной революции (1966-1976 гг.) христиане тайно собирались на молитвы за закрытыми шторами, используя контрабандные священные тексты и едва слышно напевая гимны, после чего они расходились по одному, чтобы не привлекать внимания. Крестились они ночью в реках поблизости. Свои Библии они прятали под матрасами, и если их обнаруживали, их отправляли в тюрьму.

Такие испытания имели своё преимущество: было сразу ясно, кто является настоящим христианином, а кто нет.

«Предыдущее поколение не имели системного богословия описанного на бумаге,» рассказывает пастор из Северного Китая. «Они не могли создать богословскую систему. Но, как и я, они были уверены, что Бог управляет всем. Они читали в Послании к Римлянам 8:28 о том, что Бог обращает все к благу тех, кто его любит. Они верили в Его всемогущество.»

Такие испытания имели своё преимущество: было сразу ясно, кто является настоящим христианином, а кто нет. Формальных верующих было мало. Библейские стихи о страданиях — Римлянам 5:3-4, Римлянам 8:18, Филиппийцам 3:10 и другие — приобрели особую значимость и актуальность.

Со временем страдания стали настоящим отличительным признаком китайского христианства. В конце 1990-х и начале 2000-х, в период относительного спокойствия, старшее поколение верующих начало беспокоиться: как молодёжь узнает, что они настоящие христиане, если их не преследуют? Они опасались, что вера их детей, не прошедшая через испытания, окажется слабее. Следует ли нам молиться о приходе новых испытаний? — задавались они вопросом.

Молиться об этом им не пришлось — достаточно было подождать. Испытания были уже на подходе.

Богословие страданий

В 90-е годы XX века Китай начал смягчать торговые ограничения. Товары и услуги стали пересекать границы, так же как и люди. Даже ограниченный интернет появился в стране.

Домашние церкви стали проводить свои собрания более открыто. Верующие могли приобрести Библии в книжных магазинах, одобренных государственной церковью, и слушать проповеди в сети. Некоторым даже удалось отправить своих пасторов на обучение в богословские семинарии за границу.

На этом пути они столкнулись и, в некоторых случаях, приняли реформаторское богословие.

«Богословие завета особенно отзывается в душах китайцев, которые имеют сильное чувство коллективной принадлежности», — говорит Ханна Нэйшн. Идея жизни в рамках большого рассказа о творении, грехопадении, искуплении и возрождении также близка людям, привыкшим видеть себя частью большой истории — в данном случае, истории своей страны, — добавляет она.

Реформаторское богословие также помогло им лучше осмыслить их историческое отношение к страданиям.

«Следуя Кальвину, мы должны признать, что вся жизнь Христа была своего рода вечным крестом, а значит и христианская жизнь в целом, а не только ее отдельные аспекты, должна быть непрерывным крестом», — писал в 1979 году профессор Вестминстерской богословской семинарии Ричард Гаффин.

Его учение, часть которого переведена на китайский язык, оказало значительное влияние на многих ведущих китайских богословов. (Гаффин родился в Пекине, когда его родители были миссионерами в Китае. Изгнанные коммунистами в 1949 году, его семья впоследствии способствовала распространению реформационного богословия на Тайване).

Наш греховный мир предлагает множество испытаний — от недопониманий до сломанных костей и пандемий, мы постоянно сталкиваемся с несовершенством нашей жизни. Однако христиане не единственные, кто испытывает болезни и страдания. Каждый, даже неверующие, несет на себе последствия греховного проклятия. Так в чем же заключается особенность христианских страданий?

Сопричастность Его страданиям

Сопричастность Его страданиям, по словам Гаффина, подразумевает, что «жизнь в мире, пораженном проклятием греха и в смертном теле, не просто терпится — будь то стоически или иным грешным, эгоцентричным способом, — а переживается ради Христа и посвящается служению Ему.»

Другими словами, страдания христианина несут в себе глубокий смысл. Они напоминают нам снова и снова — и если вы забыли, то ещё раз — что наша жизнь это «уже здесь, но ещё не совсем». Как и Иисус, мы живем одновременно в разрушенном мире и в духовной истине. В нас сочетается боль грешного физического бытия и присутствие Святого Духа. Мы как будто застряли между двумя мирами.

Это не плохо. Страдание меняет нас — «оно может сделать вас намного лучшим христианином, чем вы были бы, или наоборот, худшим, но оно точно не оставит вас прежними,» — говорил Келлер участникам конференции.

Они видели это на своем опыте. Они знают пасторов, которые закрыли церкви из страха; даже вся Three-Self Patriotic Movement* дала клятву верности государству в обмен на безопасность.

С другой стороны, одна молодая гонимая церковь поделились, как преследования изменили их лидеров: проповеди стали лучше, а вера крепче. Другой пастор считает, что его заключение превратило его веру из теории в глубокое живое убеждение.

Как Иисус был «сделан совершенным через страдания» (Евр. 2:10), так же и мы. Испытания — это не признак отсутствия любви Божьей, а наоборот, являются её глубоким проявлением. Он воспитывает и совершенствует нас через огонь испытаний; действительно, через множество скорбей мы вступаем в Его царство (Деян. 14:22).

Ведь и страдания раскрывают Его славу. «Сила Моя совершается в немощи», — говорил Иисус Павлу (2 Кор. 12:9). Когда мы падаем перед лицом «оскорблений, невзгод, преследований и бед», Бог поддерживает нас. Наша способность оставаться стойкими, спокойными, добрыми и полными надежды — это Его заслуга. И прекрасно то, что такой ответ, поскольку он исходит от Него, прославляет Его.

Другой пастор, Саймон Лю, предлагает другую перспективу: «В мире, где каждый стремится к удовольствию, мы прославляем Бога, проходя через страдания и самопожертвование. В коррумпированном мире, где господствует закон сильнейшего, мы отдаём себя на потребление другим. В мире, где смерть неизбежна для всех, мы становимся сосудами животворящего Иисуса Христа, дарующего хлеб жизни.»

Что это значит в повседневной жизни?

Во Христе

Осмыслить, что значит быть «во Христе», не так-то просто.

Исторически церкви, возникшие в результате Реформации, более глубоко осознали значение креста Христова и Евангелия как жертвы «за нас», чем смысл участия «вместе с Ним» в Его Евангелии и в Его страданиях, — отмечал Гаффин.

Но китайской церкви не приходится выбирать. Страдание всегда было частью их жизни, не только в виде общих страданий, с которым сталкиваются все люди, но и в форме конкретного преследования за свою веру. То, что в Америке обсуждается на академическом уровне, в Китае — жесткая реальность.

Правительство Си не столько пытается контролировать убеждения людей, как это делал Мао в прошлом, сколько сосредотачивается на лояльности и поведении. Оно давит на домашние церкви, заставляя их подчиняться Коммунистической партии, и наказывает участников за посещение, снижая их «социальный рейтинг», который всё чаще определяет возможность покупки билетов на самолёт или поезд, одобрения заявки на аренду жилья или трудоустройства.

Домашние церкви, ориентированные на Евангелие, выражают протест по-своему, но в первую очередь тем, что продолжают проповедовать Евангелие несмотря ни на что.

«Я помогаю людям понять Священное Писание,» поделился пастор из Шанхая. «Таким образом, они всегда знают, где найти опору и утешение, независимо от ситуации.»

Недавно он завершил серию проповедей на тему книги Откровения. Это стало поводом для обсуждения историй преследованных церквей прошлого и осмысления роли государства как идола — и в коммунистических, и в демократических системах.

«Нигде нет безопасности — ни в Америке, ни в Китае, ни в России — только во Христе.»

«Все находится в руках Господа,» подтвердил один из прихожан, 38-летний руководитель проекта. «Бог сам дарует нам веру, когда она нам нужна, и напоминает о нашей надежде, которая во Христе.»

Она не обижается на полицейских, задающих вопросы. «Полицейские тоже грешат и идут на погибель. Нам следует относиться к ним с состраданием — им тоже нужно услышать Благую Весть.»

Однако даже находясь в единении с Христом, испытывать преследование всё равно страшно.

Путь через страдания

«Я не хочу подвергаться преследованиям,» — признался пастор из северного региона. Когда полиция привела его в участок, — «я был в ужасе. Мое сердце колотилось.» От него требовали публично отречься от заявления, которое он подписал вместе с 458 другими пасторами домашних церквей, критикуя правительственные законы.

Он отказался. Вместо этого начал говорить о Евангелии, отвечая на вопросы о вечности и воскресении.

Они насмехались над ним, говоря, что религия — это абсурд. Уговаривали не высовываться и не подписывать подобные документы, предостерегая от неприятностей, которые могут последовать.

«В такие моменты на помощь приходит богословие,» — отмечает пастор. «Всё находится под Божьим контролем».

Он напоминает прихожанам, что их вера подвергается испытаниям. Они это прекрасно понимают — службы их церкви были прерваны, старейшин вызывали на допросы в полицию, а место для собраний закрыли.

“Духовное неповиновение и телесные страдания являются способами засвидетельствовать о существовании другого, вечного мира и великого Царя. Нести свой крест — это быть готовым к страданиям, даже когда можно было бы их избежать”.

Пастор Ван И

Их новое помещение для молитвы компактнее. Его легко сравнить со старым, где была просторная кухня, и где они собирались за общим столом каждую неделю. Однако пастор призывает их не жаловаться, а ценить каждую возможность встретиться, каждый общий приём пищи. Он предостерегает их от того, чтобы делать комфорт своим идолом.

В 2018 году, за год до своего ареста и последующего приговора к девяти годам заключения за «подстрекательство к свержению государственной власти» и «незаконную предпринимательскую деятельность», пастор Ван И написал:

“Духовное неповиновение и телесные страдания являются способами засвидетельствовать о существовании другого, вечного мира и великого Царя. Нести свой крест — это быть готовым к страданиям, даже когда можно было бы их избежать”.

В этом и заключается суть. Все эти церкви могли бы избежать преследований, если бы они просто вошли в состав Three-Self Patriotic Movement. Так они получили бы возможность законно собираться. Но есть одна проблема: это потребовало бы от них признания главенства Коммунистической партии над Иисусом в качестве главы церкви.

Лишь немногие готовы пойти на такой шаг. Однако пасторы домашних церквей устанавливают свои границы в том, что они считают приемлемым.

Страдания ради чего?

“Ван И не позволял устанавливать правительственные камеры внутри его церкви”, — говорит пастор из Шанхая, окончивший семинарию и проходивший стажировку в Баптистской церкви Капитолийского Холма в Вашингтоне. “Я считаю это нормальным, ведь камера была установлена снаружи, в общественном пространстве, и направлена на церковь. Так что для меня наличие камеры внутри церкви не имеет значения”.

Этот пастор из Шанхая отправлял свои проповеди властям (“Это делалось для записи, а не для цензуры, ведь мы и так публикуем их в интернете”), и если полиция хотела сделать официальное объявление (например, о мерах общественного здравоохранения), он предоставлял им свой микрофон.

Он предпочтет отправиться в тюрьму, нежели развешивать коммунистические флаги в своем месте молитвы. Ведь для него это символизирует преданность государству, ставящему себя выше Бога.

Со стороны может показаться непонятным: почему один пастор, проповедующий Евангелие, выступает против использования камер, в то время как другой не видит в этом ничего плохого? Почему один призывает своих прихожан оставаться дома и смотреть службы онлайн, если они боятся полиции, а другой убеждает их, что это всего лишь страх перед людьми, и им следует прийти?

Важно помнить, что Китай — это гигантская страна с нечеткими директивами, которые в разных регионах исполняются по-разному. Церковь, собравшая 200 человек в деревне, окажется более уязвимой, чем такое же количество верующих в городской среде. К тому же, степень зрелости каждой общины и уровень образования их лидеров могут значительно отличаться.

Таким образом, каждый пастор имеет свое видение того, что он может допустить, но все они непоколебимы в своих убеждениях. «Для тех, кто посвятил себя этому, все четко: черное и белое», — объяснил один из соратников Ван И. «Они опираются на Слово Божье. Так, в вопросе использования видеокамер Ван И задает вопрос: «Какие полномочия дает Библия правительству? Соответствует ли их действие этому?»

«Легко понять, что кто-то может воспринимать это иначе.»

Таким образом, пасторы домашних церквей готовы отправиться в тюрьму по разным причинам, но все они готовы пойти на этот шаг.

Во Христе, в тюрьме

«Я подвергаю свою физическую безопасность риску в обмен на безопасность моей души».

Пастор Ван И

Перед тем как получить свой приговор, Ван И неоднократно попадал в полицейский участок. Каждый раз в такие моменты он говорил полицейским о своем принципиальном решении: он не отречется от Иисуса и не оставит свою церковь. Так, он осознанно рисковал подвергнуться побоям.

«Я подвергаю свою физическую безопасность риску в обмен на безопасность моей души», — поделился он с другом.

Этот друг, который, возможно, когда-нибудь окажется в подобной ситуации, разделяет те же убеждения: «Я обращаюсь в молитве к Богу: ‘Готов быть Твоим служителем, даже если это значит быть в цепях’. И как только я произношу эти слова, ощущаю истинную свободу.»

Ему больно видеть Ван Йи в тюремном заключении. Но он уверен, что именно Бог послал Ван Йи туда, и понимает, что находиться в воле Божьей — это самое безопасное место для человека.

Вот почему молодые семинаристы предпочитают возвращаться в Китай, а не оставаться в США, где они могли бы проповедовать не нарушая закона.

«По сути, я руководствуюсь страхом», — признался один из них. Однако его страх не связан с тюрьмой. Несмотря на предложения американских церквей, он выбрал служение в Шанхае. Оставаться в относительной безопасности США для него означало бы игнорирование призыва Божьего — а это, по его мнению, и есть настоящая опасность.

Стремление быть «во Христе» является ключевым для пасторов при принятии сложных решений. Это — основополагающий принцип, который определяет их жизненный путь.

Это Самое Время

Даже до появления COVID-19 в Соединенных Штатах, американские христиане наблюдали, как общество отходит от формального христианства.

«Сейчас, на Западе, я замечаю лишь незначительное сопротивление христианству — это мало по сравнению с тем, что происходит здесь, но значительно по сравнению с прошлым», — отметил Тим Келлер в своем выступлении перед участниками конференции. «Молодые христиане, которые искренне боятся насмешек и неодобрения со стороны общества, оказываются перед выбором: либо скрывать свою веру, не афишируя свою принадлежность к христианству и держа её в тайне, либо начать идти на уступки. Отказываться от непопулярных христианских догматов и перестать в них верить.»

Страх и противодействие порой ведут к негодованию.

Давайте посмотрим на жизнь Иисуса как пример для нас. Подобно тому как Бог послал Христа, Он посылает и нас.

«Многие христиане в Америке по-настоящему возмущены», — отметил Келлер, обращаясь к китайским религиозным лидерам. «Но я не замечаю подобного отношения у лидеров домашних церквей. Они уже предостерегают своих прихожан от такого поведения.»

«Вместо озлобленности, самоправедности и гнева, — продолжил он, — мы должны задуматься: ‘Какие идолы раскрывает это в наших сердцах, чего нам следует раскаяться?'»

Преследования, сопротивление, страдания — это часть Божьего плана, и не только для китайской церкви. Вероятно, именно для таких времен была подготовлена китайская церковь.

«Были гонения, наступил мирный период, когда можно было развивать богословие и инфраструктуру; теперь вновь наступили гонения, очищающие церковь», — пояснил Тим Келлер. «Мы видим, как Бог готовит китайскую церковь к служению во всемирном христианском сообществе.»

Их послание просто.

«Давайте возьмём пример с жизни Иисуса и последуем ему», — говорит влиятельный пастор домашней церкви. «Так же, как Бог послал Христа, Он посылает и нас.»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *