Мы говорили о том, чему мы должны научиться, и о том, что это знание может прийти только через откровение. Теперь мы переходим к мысли Познание под помазанием. Школа Христа — это Школа, в которой Христос является великим уроком, а Святой Дух — великим учителем. Если в вас живёт Святой Дух, вы обладаете всем, что вам нужно знать. В этой Школе учение не объективно, а субъективно. Это учение не о вещественном, а о том, как сделать Христа частью нас самих через внутреннее переживание. Итак, мы видим, что мы можем научиться только под помазанием.
Теперь мы переходим к значению помазания. Каково значение помазания Духа Святого? Оно не больше и не меньше того факта, что Святой Дух занимает Своё место как полновластный Господь. То, что Бог помазывает, Он с этим соединяет Себя. Это означает, что Он становится Господом каждого интереса, каждого влияния, которые уступают место неразделённому и неограниченному Господству Святого Духа. Всё подчиняется этому. Вот почему Господь Иисус вошёл в воды Иордана, в своего рода смерть и погребение. По этой причине Он принял водное крещение. Когда Он таким образом занял место человека, Его крещение означало, что с того момента Он во всех смыслах перестал руководить Своей собственной жизнью, выполняя волю Бога.
Погребение в Иордане представляет отвержение всякого независимого господства. Он жил в соответствии с этим законом, никогда не нарушая его принципов. Первое, самое главное, значение помазания в том, что мы не можем ничего делать, кроме того, чему помазание учит нас и к чему ведёт. Таким образом, помазание берёт руководство из наших рук. Помазание ответственно за репутацию, за Божью цель. Сын ничего не может творить Сам от Себя. Видите, у помазания есть негативная сторона (Сын не может…), в то время как положительная сторона может быть суммирована в одном коротком выражении — только Отец.
Первый, пребывающий элемент помазания состоит в том, что мы заключены в господство Святого Духа, поэтому ничего не может произойти, если этого не сделает Он. Какое это положение! Если бы мы только поняли, что причина нашей неэффективности в том, что мы не сделали Его нашим абсолютным Господом, что означает, что мы должны оставить в стороне свою природную силу и жизнь своего “я”. Это является необходимостью, потому что помазание, в сущности, приносит с собой абсолютное господство Святого Духа. В Школе Христа, где предметом Божьего интереса является Христос, само помазание означает, что Христос должен быть Господом через Дух Святой.
Далее мы рассматриваем мысль: “господство” и “подчинение”. Если мы хотим закончить эту Школу и стать выпускниками в окончательную славу Христа, единственный способ познать духовное, божественное, небесное управление, которое Он предназначил для святых, — полностью подчиниться Святому Духу. Другого пути нет. Подчинение значит, что Он имеет превосходство во всём. Мы ищем и принимаем всю нашу систему ценностей от Него.
Вы не извлечёте никакой пользы до тех пор, пока не узнаете, что значит подчиняться Христу. Церковь не подчиняется Христу, как бы под угнетением, как люди хотят это представить, она не находится у Него под пятой, но просто следует рядом. Как это замечательно! Замысел Господа для Церкви заключается в том, чтобы она занимала первое место, идя рядом с Господом и во всём отдавая преимущество Ему. Господство Духа заключается в том, чтобы привести нас в полноту этого главенства. Со времён Адама и до наших дней проблема заключается в том, что человек хочет не чьей-то полноты, а своей собственной. Это происходит в религии, и вообще везде. Человек хочет иметь полноту в себе, а не в другом. Когда Бог проводит нас по пустыне, о которой мы говорили, Его цель состоит в том, чтобы представить крест в правильной перспективе в наших жизнях. Принцип креста должен работать в нас для того, чтобы Христос сформировался в нас, потому что именно у креста всё своеволие, все личные желания человека сводятся на нет.
Бог показывает нам живую воду и верой делает её доступной нам даже в сумеречном свете нашего понимания. Мы видим то, чем не обладаем. Единственный выход из этого печального состояния — принять крест и во всём отвечать Богу “да”. Вот что значит господство Христа. Мы не защищаем свою репутацию, но помазание Святого Духа берёт ответственность за неё на себя. Что может служить нашим мотивом для защиты своей репутации, если Тот, Кто “… не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…” (Филиппийцам 2:6-7), умер, став клятвою, на древе? Мы должны обнять крест и всё, что он означает. Мы должны принять полное значение смерти для этой плоти, чтобы пережить физическое и моральное воскресение, находясь ещё в этом теле.
Бог представил Своего Сына, облёкшегося в плоть, на обозрение. Понимание этого помогает нам знать, что пустыня предназначается для испытания, а не для разрушения. Дьявол любит учить Библии, у него нет проблем, чтобы найти проповедников, которые послужат ему в этом. Каждый раз, когда проявляется в одной из форм горечь, он будет говорить вам, что вы не спасены. Мы должны знать достаточно, чтобы сказать: “Замолчи, дьявол. Я следую за облаком — за Святым Духом”. Иначе, он убедит вас, что вы забрели в сторону. Вы должны понимать, что пустыня не в тысяче километров от вашего маршрута, она находится прямо перед вами. Если вы грешите и знаете об этом, тогда именно в этом ваша проблема. Вы должны покаяться и вернуться назад. Но если вы ходите с Богом, и бедствия всё равно преследуют вас, придёт дьявол, обвиняя вас, что вы сбились с дороги. Дьявол — лжец. Сыны Израилевы у Чермного моря думали, что они заблудились. Но они не заблудились, они следовали за облаком. Бог привёл их туда, чтобы испытать.
То, что происходит в вашей жизни, не странно, не случайно. Сюда вас привели облако, Святой Дух. Если вы честно следуете за Богом, тогда в эту ситуацию привёл вас Бог. Таким образом, Бог показывает вам ваше собственное сердце. “Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?” (Иеремия 17:9). Только Бог. Ситуация, с которой вы столкнулись, беда, через которую вы проходите — Божья пустыня. Он привёл вас сюда, потому что в испытаниях плоть отправляется на крест, и в вас живёт Христос. Поэтому Павел может сказать: “Я сораспялся Христу, И уже не я живу, но живёт во мне Христос” (Галатам 2:19-20). Так много ситуаций, на которые хороший мертвец не ответил бы, вызывают в нас ответную реакцию. Бог не оставит нас в таком состоянии. Пока в нас с вами остался хотя бы грамм плоти, Он будет продолжать ставить нас лицом к лицу с этим состоянием. Он приведёт нас туда, где мы узнаем то, что Он уже знает. Праведник верою жив будет. Но если вы слушаете дьявола, когда он учит Библии, вы станете избегать Божьих путей, не осознавая, что именно Бог привёл вас в это положение, чтобы обнаружить всё, что не от Него. Пламя испытания расплавляет, поднимает на поверхность весь шлак. Только Господь может дать человеку каменное сердце, или плотяное сердце. Только Бог может переменить пятна на барсе (Иеремия 13:23), или прибавить человеку росту на локоть (Луки 12:25).
Мой друг, проповедник, рассказал о пережитом им. Он сказал: “Господь, это Твоя вина, что я такой. Я взывал к Тебе, спрашивая об этом, я просил у Тебя силы. Ты — единственный, Кто может сделать что-нибудь для меня. Господь, так почему же Ты не меняешь меня? Почему Ты не даёшь мне сердце, жаждущее Бога?” Бог ответил такими словами: “Ты — пастор церкви, и в этой области Я ещё не могу укрепить тебя, Я слишком люблю этих людей. Посмотри на свою жизнь. В каждой области, в которой у тебя есть сила, ты колотишь овечек по головам и они выходят из церкви окровавленные. Но в каждой области, в которой ты сам должен бороться, ты служишь им из милосердия. Ты служишь им из сострадания, и тогда люди растут и исцеляются. Я не могу укрепить тебя, потому что ты полон гордости, и Я не укреплю тебя до тех пор, пока ты не научишься говорить истину в любви”. Что за истина! Как нужно каждому из нас услышать это!
Большая часть того, что сегодня происходит со зрелым христианством, обладающим этой силой, отворачивает людей от Бога. Вы получаете силу не для того, чтобы выставлять её напоказ. Сила нужна для того, чтобы служить немощи. Сила, которая не служит немощи, становится слабостью. И нигде это не является более истинным, чем в Божьем доме. Сильные христиане, которые выставляют себя, приводят христиан, находящихся в борьбе, в смятение, потому что они не знают, как достичь силы. Должно быть больше смирения и Бог знает, как добиться этого смирения. “Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется (англ. — отступит назад), не благоволит к тому душа Моя” (Евреям 10:38). Если вы слушаете, когда враг учит вас Библии, вы отступите от Бога, сойдёте с пути праведности.
Я слушал по радио проповедника, читающего письмо от одного из слушателей. Этот человек написал в своём письме: “Я пережил большое горе. Я думаю, Бог использовал его, чтобы научить меня”. Радио-проповедник очень расстроился. Он сказал: “Бог никогда не позволит, чтобы в вашей жизни случались несчастья. Это дело дьявола”. Если вы будете слушать дьявола, преподающего Библию, вы отступите назад. Когда дьявол учит Библии, он будет цитировать одно место Писания за другим, точно также, как он цитировал их Иисусу. Вот почему мы не должны давать ему место. Крест — единственное основание, благодаря которому Божья благодать распространяется на меня. Крест делает возможным, чтобы Бог смотрел на меня как на ответственного человека, чей дух ожил для Бога, кто может принимать, верить, поступать по истине. Я уже не тот человек, который всё время пытается найти себе оправдание. Я ответственен за то, чтобы реагировать на свет, который даёт мне Бог, и если я откажусь от этого света, я буду ходить во тьме.
Если я откажусь от Божьего откровения и заменю его светом моего собственного понимания и состава, я погружусь в печаль, и этому нет исключения. Все, не имеет значения, кто вы, так или иначе доказывают, что Божье слово является истиной. Основанием для Божьей благодати ко мне во время путешествия по пустыне является крест. Вот почему, когда я чувствую горечь и взываю к Нему за помощью, Он показывает мне на это древо — старый грубый крест.
Псалом 94:1-9: “(1) Приидите, воспоём Господу, воскликнем твердыне спасения нашего! (2) Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему. (3) Ибо Господь есть Бог великий и царь над всеми богами. (4) В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же. (5) Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. (6) Приидите, поклонимся, и припадём, преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего. (7) Ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: (8) “Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, (9) Где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё”.
Я не хочу, чтобы вы смотрели на Него как большого, сердитого, плохого Бога, который где-то наверху ищет как бы навредить. Он — Бог, сердце Которого полно страстного желания, чтобы вы овладели всем, что Он приготовил вам. Он слышит ничего не значащее пение. Он слышит заученные наизусть проповеди; всё то, что приходит не от сердца. И Он врывается прямо в середину всего этого, имея сильно желающее сердце Отца, Который хочет привести нас в полноту Своей природы. Он, Бог, сделал возможным, чтобы мы стали участниками Его собственной сущности. Я этого не могу осознать, но Он сделал это для нас.
Святой Дух выбивает эту почву, на которой мы хотели своей полноты, у нас из-под ног и говорит: “Это Его полнота”. Не полнота плоти, но Его полнота. Первый урок в Школе Христа, который преподаёт нам Святой Дух, это то, что мы назвали полным отличием Христа от нас. Прочитаем Евангелие от Иоанна с одной мыслью: насколько Христос отличается от остальных людей, даже от Своих учеников. Он совершенно другой! Это отличие утверждается снова и снова: “… вы от нижних, Я от вышних…” (Иоанна 8:23).
Это отличие становится точкой столкновения на всём пути. Столкновение суждений: мы видим всё происходящее не так, как видит Он. Столкновение реальностей. Столкновение умов. Столкновение идей. Столкновение ценностей. И всё это потому, что Он отличается, совершенно отличается от нас. Поэтому, когда происходит столкновение суждений или столкновение идей, я понимаю, что всё это из-за этого отличия между нами и Им. Первый урок, который Дух Святой преподаёт каждому, кто приходит в Школу Христа, состоит в том, что существует большая разница между Христом и нами. И мы никогда не можем быть уверены, что идём по правильному пути, если не подчиним всё Христу. Поэтому молитва должна занимать такое большое место в жизни Божьего дитя.
Молитвенная жизнь Господа Иисуса в определённом смысле может стать самой большой проблемой, с которой мы с вами можем столкнуться. Он — Христос, Он — Сын Божий, Он под помазанием, в Его Личности нет греха, и всё же Он должен проводить целые ночи в молитве после долгих дневных трудов. Почему Он должен молиться? Я не знаю, было ли для вас это когда-нибудь проблемой или нет. Меня это беспокоило до тех пор, пока я не увидел, в чём причина. Он должен был молиться, потому что существовало влияние других факторов, были другие вопросы, которые нуждались в рассмотрении, ответе и послушании. Он должен был всё время находиться под помазанием, в гармонии во Святым Духом, под Чьё руководство Он отдал Себя. Он ничего не может решить Сам от Себя. Всё в нашей природе неистово восстаёт против Бога, против Божьего разума, против Божьей воли. Насколько более необходимо для нас, в таком случае, вести молитвенную жизнь, посредством которой мы даём возможность Святому Духу удерживать нас на правильном пути.
Итак, если и есть что-то, что дитя Божье узнает при господстве Святого Духа, так это то, насколько мы отличаемся от Христа. Но сейчас, в этот период времени, если мы поистине дети Божьи, это совершенное отличие не просто объективно, но оно заложено в нас — именно это подразумевается под уподоблением образу Христа. Это совершенное отличие заложено в нас, и именно оно должно развиваться. Таким образом, освящение — это замещение одной жизни другой. Дети Божьи знают из самого закона жизни, где Господь. Они знают из самого закона жизни, в чём Господь и чего Он хочет. И если вы знаете, где Господь, в чём Господь, и чего Он хочет, вы можете ходить с Ним.
Всё для осуществления Божьей цели связано с этой жизнью, и когда мы живём ею, всё это становится реальностью. Эта жизнь потенциально является суммой всей божественной цели. Христианство — это не религия, христианство — это жизнь. И Бог хочет уподобить нас образу Иисуса, Который есть истина, а истина — это жизнь. Бог работает над вами в этой Школе не просто, чтобы вы заполнили тетрадь записями, но чтобы вы стали истиной. Цель в том, чтобы не просто знать истину, но стать истиной. Вот в чём заключается суть евангелия. Познание под помазанием. Сокрушение старой природы. Ходить в свете жизни, и когда мы это делаем, мы будем знать, где Он, чего Он хочет, и чего ищет.