Бытие 1:11-12:
“(11) И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (12) И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”.
Вся серия этих уроков вращается вокруг одной темы, а именно: нам суждено уподобиться образу Христа. Бог никогда не начинает, пока Он не закончит. Мы, рождённые от Бога, рождённые свыше от нетленного семени Христа, помещены во Христа, и нам дано повеление пребывать в Нём. Когда мы пребываем во Христе, продолжается процесс уподобления: “… ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть” (1 Иоанна 3:2), при условии, что мы останемся во Христе. Уподобление Христу — постепенный, развивающийся процесс. Бог говорит о человеке: “Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; Поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его…” (Псалом 8:6-7).
Павел в Послании к Евреям 2:8 цитирует Давида: “… Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорено; но видим, что… увенчан славою Иисус…” Мы ещё не завершили процесс изменения. Процесс по полному преобразованию нас в Его образ ещё не совершился. Но мы видим Иисуса и видим, что всё под Его ногами. Когда мы пробудимся в Его подобии, в Его образе, всё будет под нашими ногами. Таким образом, уподобление Христу является прогрессирующим, и это тот путь, которым Бог приводит нас к славе. “Мы… как в зеркале, взирая на слову Господню” говорит апостол Павел во 2 Коринфянам 3:18, “преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа”.
Позвольте мне сказать это ещё раз: Божье средство для существования и роста — семя с заложенной в нём жизнью. Закон жатвы: “… всё по роду своему”. Посадите кукурузу, и вы получите кукурузу. Жизнь любого организма заложена в его семени, и в нём уже присутствуют все возможности этой жизни. Как замечательно! Весь цвет, красота, симметрия уже находятся в этой жизни. Посмотрите на розу. Никому не нужно было раскрашивать её, или использовать духи, чтобы она стала благоуханной. Всё, что вы видите, запах, который вы обоняете, пришло из жизни в этом крошечном семени. Принцип семени истинен для всех форм жизни: растительной, животной или духовной. Пётр писал о духовных творениях: “… Как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” (1 Петра 1:23).
Верующий рождается от семени Христа. При рождении свыше Дух Святой насаждает семя Христа. То же самое чудо, которое произошло с Марией, происходит с каждым новым творением. Дух Святой осенил деву, насадил семя Христа, Божье Слово, в её чреве, и родился Христос. Такое же чудо произошло, когда мы с вами родились от Бога. Тот же Дух Святой взял такое же семя Христа, Божье Слово, насадил его в человеческом духе, и родилось новое творение. Христос был перворожденным новой расы. Он был Богом и Он был человеком. Настоящим Богом и настоящим человеком. Я не Бог, но я человек. Новое творение, подобно Христу как человеку. Вся красота и сила Христа в этом семени. Когда я родился свыше от нетленного семени, в этом семени был весь Христос как человек. Когда внутри нашего духа насажено семя Христа, начинается конфликт плоти против Духа, и жизнь, которая развивается в нас, это та жизнь, которая становится нашей жизнью. Если мы поступаем по Духу, мы изменяемся в образ Христа. Если мы поступаем по плоти, мы наполняемся делами плоти. Павел писал: “… Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти… так что вы не то делаете, что хотели бы” (Галатам 5:17).
Уподобление Христу совершается путём замены старой жизни на новую. С новым рождением появляется новый человек, подобный тому, кем был Иисус как человек. Рост нового завершает смерть старого. Вы не можете распять своё “я” своим “я”. Только через возрастание в Духе мы побеждаем старую жизнь. Обратите внимание зимой на листья, упавшие на землю. На концах веточек ещё остаются старые стручки. Если бы вы пришли в лес, вы бы не услышали, как эти обнажённые деревья жалуются и хнычут в само-сожалении по поводу того, как они смогут одеться. Они знают, что весной, когда придёт новая жизнь, она вытеснит омертвелое и вместо него появится новое. Это же происходит и в христианской жизни — старая жизнь заменяется новой. Новая жизнь заложена во мне. Когда я питаю её Словом Божьим, поливаю молитвой, рост нового вытесняет старое. Вся красота и сила христианской жизни является результатом роста жизни Христа во мне.
Вся жизнь Христа — в семени — Слове Божьем. Всё, что Бог сотворил в начале, было хорошо, и всё, что происходит с нами, учит нас, как новых творений, духовным ценностям и делам. Метаморфоза бабочки учит великой истине перехода. Как гусеница или шелкопряд должны сплести себе кокон и затем уступить эту форму жизни для того, чтобы пробудиться в новом порядке, так и человек теперь должен перейти из одного порядка и быть сотворённым заново со способностями и возможностями высшего порядка.
Все возможности высшего порядка уже есть на низшем уровне, но для того, чтобы стать тем, для чего эта бабочка была создана, она должна совершить переход из этого уровня вверх. Старая жизнь должна умереть — это болезненно, но другого пути нет. Необходимо перейти из стадии личинки в стадию куколки для того, чтобы она стала красивым крылатым созданием в соответствии с Божьим замыслом. Это болезненно, но она должна вырваться из кокона. Ничего не поделаешь — приходится проходить через все стадии. Я помню, как в детстве, увидев коконы на деревьях, я срывал их, разламывал, и из них появлялся сгусток жизни. Я разрушал способность этой жизни стать прекрасным творением, каким его задумал Бог. Потому что для того, чтобы эта жизнь стала прекрасным крылатым творением, Бог предназначил ей пройти через все стадии. Так и христианская жизнь должна совершить переход из стадии личинки — младенческой стадии. Для того, чтобы она была эффективной, чтобы она была привлекательной, для того, чтобы она обладала силой, она должна перейти из младенческой стадии вверх — к образу Христа. Иисус сказал: “… И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе” (Иоанна 12:32). Мир должен увидеть Христа. Подобно бабочке, мы должны перейти из старой природы в новую. Новая жизнь является нашим свидетельством.
Плод новой жизни — любовь. Плод является результатом естественного жизненного процесса. Поэтому борьба ведётся не за любовь, не за веру, а за то, чтобы вырваться из кокона, плоти. Чтобы можно было увидеть жизнь Христа. Вот в чём суть борьбы. Она не за веру: новая жизнь имеет веру. Борьба происходит за то, чтобы, оставив плоть, начать жить новой жизнью по Духу. Освящение и духовное образование — это одно.
Евреям 12:1-3: “Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо (англ. — ради) предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими”.
Мы говорим о принципе семени, который является ключом ко всему, что мы пытаемся донести до вас. Успех в образовании и освящении отмечается возрастанием в духе. Сначала, когда дух только что оживотворён, он едва ли способен заявить о своём существовании. Он ещё далёк от того, чтобы показать господство над плотью. Прогресс в освящении отмечен духовным ростом, а не соблюдением правил. Дух начинает утверждать своё превосходство, заставляя проявления физической и животной жизни не выходить за установленные для них рамки и повиноваться Богу. Чем выше степень освящения, тем сильнее выражен духовный разум, сила и жизнь. Конечным результатом является появление поколения, уподобленного образу Христа. Римлянам 8:28-29: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу; Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями…”
Образование и освящение являются результатом хождения не по плоти, а по Духу. Этот путь уводит от плотского и младенческого состояния. При движении в этом направлении, отмеченном определёнными сильнейшими переживаниями, будут кризисы. Но не один из этих кризисов не является заключительным. Все должны пройти процесс роста, ведущий к большей полноте. Смертельно опасно сосредотачивать всё внимание на кризисе или на каком-то переживании и останавливаться в своём движении. Нет коротких путей. Освобождение от тела смерти означает союз со Христом в Его смерти. Ветхий человек должен умереть. Победа над нашим подорванным состоянием после грехопадения означает прогрессирующий переход из одного состояния в другое, от естественного в духовное.
Новое рождение означает появление существа, рождённого от Духа, которое не может грешить. Этот человек должен заменить ветхого человека, который не может не грешить. Освобождение от смерти, проклятия, болезни, страха, разочарования и неверия — это возрастание в Духе, жизнь семени Христа. Итак, ответ заключается в уподоблении Христу. Посмотрите на Него: Он никогда не боялся, не болел, не сомневался, не спешил. Духовный рост означает — быть таким, как Он. В этом состоит вся работа Святого Духа: развитие жизни Христа в новом творении. Мы должны понимать, что каждый человек, рождённый от Бога, заключает в себе эти две природы: ветхую и новую. В конечном итоге мы станем соответствовать той природе, которую питаем и взращиваем. Мы должны понять эту истину. Если мы помышляем о плотском, мы умрём. Мы станем плотью. Но если мы помышляем о духовном, мы станем духовными и будем духовно расти.
Мы должны понимать, что, когда мы рождаемся от Божьего Духа, всё необходимое, чтобы пробудиться в образе Христа, уже находится в нас. Когда мы позволяем жизни Христа развиваться, когда мы поступаем по Духу и не исполняем вожделений плоти, тогда мы постепенно уподобляемся образу Христа. В результате в такой жизни будет сила. Иисус сказал: “… дана Мне всякая власть на небе и на земле…” (Матфея 28:18). Вся власть дана Христу, что означает, что нам с вами лично не даётся власть. Вся власть была дана Христу. Итак, мне может даваться власть только по мере того, как я постепенно продвигаюсь в процессе освящения, уподобляясь образу Христа. В природе христианского опыта заложено накопление силы и красоты, по мере постепенного продвижения в образ Христа. В этом суть этого опыта. И всё это уже есть с самого начала и нуждается только в развитии.
После того, как произошло рождение свыше, было насажено семя Христа, появилось новое творение, и было крещение Святым Духом, настало время быть водимым Духом. Водительство Святого Духа просто означает: познавать, где Бог, что Бог делает, чего Бог хочет, и ходить с Ним. Когда мы ходим по Духу, постоянно происходит развитие жизни Христа, независимо от того, видим мы это или нет. Когда мы пребываем во Христе, постоянно совершается эта работа по возрастанию в Его образ. Итак, Божьи средства для духовного роста находятся в семени, с заложенной в нём жизнью Бога. Мы рождены свыше от нетленного семени, и теперь у нас есть выбор. Наша духовная жизнь руководствуется теми решениями, которые мы принимаем. Каждый день моего хождения с Богом я, сталкиваясь с искушениями и испытаниями, должен делать выбор. Суть выбора всегда в одном: останусь ли я во Христе или в себе. Если я всегда буду делать выбор за то, чтобы оставаться во Христе, тогда процесс по уподоблению Его образу будет постоянно происходить в моей жизни. Если я осознаю это верою и буду ходить в послушании, я всё больше и больше буду занимать положение силы и победы. Всё неверие является продуктом ветхой природы. Иоанн дважды сказал в девятом стихе третьей главы 1 Послания Иоанна: “… рождённый от Бога… не может грешить”.
Ветхая природа только и может, что грешить. Именно об этом Иисус сказал человеку, сын которого был одержим. Ученики не могли изгнать беса из мальчика и когда Иисус изгнал его, они спросили: “… почему мы не могли изгнать его?” Ведь они раньше это делали уже много раз. Он ответил: “… по неверию вашему…” Затем Он продолжил: “… Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Матфея 17:19, 20, 21). Вот, что Он имел в виду: когда вы молитесь и поститесь, вы избавляетесь от неверия, потому что во время поста вы распинаете ветхую природу, совлекаясь ветхого человека. Когда вы молитесь, вы воздвигаете нового человека. Это Божий способ по преодолению неверия. Таким образом мы уподобляемся образу Иисуса Христа. Закон жатвы: всё по роду своему. Божье средство существования и роста — семя, с заложенной в нём жизнью. Если вы рождены от Бога, все возможности уже есть.