Из всех грехов, которые мы можем совершать, сомнение является одним из самых ненавидимых Богом. Согласно как Ветхому, так и Новому Заветам, наши сомнения огорчают Господа, раздражают Его, причиняют Ему много боли.
Один из первых примеров этого мы видим в древнем Израиле, после избавления Божьего народа от рук фараона.
Псалмопевец сетует: “Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря” (Пс.105:6-7).
Автор признает здесь вину. Что же это был за нечестивый грех, который совершил Израиль? Они усомнились, что Бог будет и дальше избавлять их, – даже после того, как Он совершил для них невероятное чудо у Чермного моря.
Псалмопевец просит нас представить себе, как Божий народ стоит, радуясь после победы, на берегу моря. Господь только что свершил одно из величайших в истории человечества чудес, избавляя Израиля от могущественных египтян. Однако, как же после этого реагировали те же самые люди на встретившиеся им после этого трудности? Они усомнились в Божьей верности.
Автор, по существу, говорит: “Можете ли вы этому поверить? Наш Господь сверхъестественным образом вступился за нас, избавляя нас от врага, но даже после такого великого чуда мы не доверяли Ему. Как мы вообще могли раздражать Бога подобным образом?”.
Это совершенно не было похоже на реакцию Израиля после победы над врагом у Красного моря. Они пели и плясали, видя, как могучая египетская армия погружалась в погибель: “Грозно рёк морю Чермному, и оно иссохло; и провёл их по безднам, как по суше; и спас их от руки ненавидящего, и избавил их от руки врага. Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему” (Пс.105:9-12).
Израильтяне пели правильную песню – песнь хвалы Всемогущему Богу – но они пели её не на том берегу. Любой может петь и радоваться после одержанной победы. Но на той стороне, где Израиль подвергся испытанию, они вели себя самым жалким образом. Они вообще не доверились там Богу.
Теперь, после того как они пережили чудесное избавление из Египта, псалмопевец делает следующее шокирующее заявление: “Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения… презрели они землю желанную, не верили слову Его” (Пс.105:13,24).
Вы видите, что здесь происходит? Бог явил Себя Своему народу в Египте, совершая для них невероятные знамения и чудеса. Десять раз Он производил суд над Египтом, в то же время сохраняя израильтян в безопасности.
Однако, согласно псалмопевцу, эти чудеса не произвели на израильтян никакого впечатления. Когда наступал трудный час, люди, оглядываясь назад, смотрели на эти прошлые чудеса, как на обыкновенные природные бедствия. Моисей пытался убедить их, что всё это было Божьими действиями, направленными в их защиту. Он заявлял: “Господь использовал все эти чудеса, чтобы совершить ваше избавление”. Но они продолжали сомневаться в Боге, воспринимая Его великие дела, как само собой разумеющееся.
Конечно же, мы никогда не должны строить свою веру только на одних чудесах. Скорее, Дух Святой укрепляет нашу веру в Господа посредством наших испытаний и скорбей. И, однако, несмотря на это, Израиль стал свидетелем десяти потрясающих знамений и чудес, каких мир никогда до этого не видел. Но они прибыли к Чермному морю без малейшей веры в Бога.
Бог намеренно ввёл Израиля в безвыходную ситуацию
Израиль переправился на другой берег Чермного моря. Место, где они остановились, называлось по-еврейски “вход к обрывистой скале”. Это название также означало “на грани кризиса”. Божий народ в буквальном смысле слова остановился на границе обширной пустыни. Однако Господь привёл их туда, потому что у Него был для них некоторый план.
В последующие дни Бог будет сверхъестественным образом обеспечивать всякую нужду, с которой встретится Его народ. Там, в этой пустыне, не было никаких продуктовых магазинов, однако Израиль будет питаться манной с неба. Там не было воды, но Господь, чтобы утолить их жажду, будет источать воду из скалы. Там не было никаких торговых центров, но одежда и обувь у людей чудесным образом никогда не будет изнашиваться. Бог ничего не упустил из виду.
Он даже нагрузил их серебром и золотом, перед тем как вывести их из Египта. Затем, когда они уже были в пустыне, Бог наделил их сверхъестественным здоровьем. Среди них не было ни одного немощного или слабого. Бог защитил их от жгучего солнца пустыни, покрывая облаком. Ночью Он поддерживал сверхъестественный огонь, согревая их и сохраняя от пустынной стужи и освещая тьму.
Израилю не угрожала никакая опасность, потому что Бог со всех сторон окружил их Своей заботой. Но была одна вещь, которой Он не мог их обеспечить: упование и вера. Даже несмотря на многоразличную чудесную Божью заботу об Израиле, Его народ продолжал сомневаться в Нём.
Позвольте мне здесь остановиться и задать вам один вопрос: как вы думаете, почему Бог избрал Израиля в качестве Своего народа? В конце концов, они были крошечным и незначительным народом. Какую цель преследовал Бог, взяв их из Египта и поселив в Ханаане? Было ли это для того, чтобы дать им красивые дома, виноградники, изобилие молока и мёда? Было ли это для того, чтобы обеспечить им спокойную жизнь, чтобы они могли свободно совершать жертвоприношение Господу и поклоняться Ему на протяжении многих поколений?
Нет. Это великое избавление не заключалось в том, что Бог приведёт Свой народ на место, где они могли бы купаться в Его благословениях. Ясно, что Бог стремился нечто произвести в Своём народе посредством этого опыта. Он привёл их на самый край катастрофы, где они должны были столкнуться с кризисом, которого никто из них ещё не переживал.
Проще говоря, Бог хотел обучить Свой народ, чтобы они стали Его посланниками к этому погибающему миру. Видите ли, от самого начала Его целью было достичь погибающего человечества. Он избрал Израиля, чтобы тот был светом для язычников, сияющим примером Его милости и любви. Он хотел, чтобы этот мир узнал, какую любовь Он имеет в Своём сердце к каждому народу, – даже к тем, кто согрешили против Него.
Израильские пророки знали это. Они вновь и вновь пророчествовали, что Божий закон выйдет из Иерусалима и станет достоянием остального мира. И теперь, здесь, в пустыне, Бог желал сформировать “первое поколение”, которое будет полностью доверяться Ему. Он хотел засвидетельствовать народам, что существует только один Бог, Который совершает Свои чудеса посредством верующих людей.
Но Господь не будет действовать через людей, исполненных сомнения и неверия. Библия говорит нам: “А без веры угодить Богу невозможно”. Сам Иисус не мог совершать чудеса, когда люди не веровали: “И не совершил там никаких чудес по неверию их” (Матф.13:58).
И сегодня Бог продолжает искать людей, которые будут полностью доверять Ему.
Возлюбленные, Господь спас нас не просто для того, чтобы мы могли бесконечно наслаждаться Его благостью, милосердием и славой. Избирая каждого из нас, Он имел в виду вечную цель, и эта цель выходит далеко за рамки благословений, общения и откровения. Дело в том, что Бог всё ещё простирает Своё спасение к погибшему человечеству, и Он ищет верующих, доверяющих Ему людей, которых Он мог бы превратить в Свои орудия евангелизации.
Наш Господь не использует ангелов для свидетельства о Своей славе. Он использует Свой народ, и желает сделать нас особым, “избранным” родом (см. 1Пет.2:9). Он наблюдает за тем, чтобы Его Слово подтверждалось в нашей жизни таким образом, чтобы мир уверовал в Него, когда мы будем провозглашать его им. Он хочет представить неверующим народам людей наполненных верой, которые, пережив тяжкие времена, сокрушённые глубокими скорбями, продолжают уповать на Него.
Мы видим Бога, ищущего таких людей во дни Гедеона. Когда Гедеон сделал призыв добровольцев для сражения с мадианитянами, откликнулись тысячи израильтян. Но Господь сказал Гедеону: “Народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их… провозгласи вслух народа и скажи: “кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдёт назад” (Суд.7:2-3).
Бог говорил Гедеону: “Если кто-то из находящихся здесь, боится, скажи ему, чтобы он сейчас же шёл домой. Я не допущу, чтобы Моя армия была заражена страхом”. Бог действительно отсылал прочь добровольцев Своей армии, и в одночасье 22000 сомневающихся были отосланы домой. В итоге Гедеон уменьшил их число до 10,000, но Бог сказал ему, что и это всё ещё слишком много. В конце концов, Господь оставил 300 закалённых, испытанных солдат.
Это должно нам о чём-то говорить. Когда Господь ищет вестников Евангелия, которых Он мог бы послать в этот мир, Он не собирается набирать их в церквях, где скамьи заполнены боязливыми, сомневающимися, неиспытанными людьми. Он не будет искать мощные, деятельные религиозные организации или высокообразованных выпускников семинарий. Бог использует организации и высокообразованных людей, но сами по себе они не имеют ресурсов, чтобы быть испытанными Божьими посланниками.
Так что же нужно, чтобы достичь потерянного и израненного человечества? Небольшая армия солдат, которые зачислены в школу испытаний и трудностей. Бог ищет тех, кто желают быть испытанными, и Он зачисляет на службу тех, кто желают быть испытанными огнём, чью веру Он может очистить и сделать как чистое золото.
За годы моего служения я заметил в жизни большинства христиан одну характерную особенность. Почти сразу же после того, как Бог нас спасает, Он ведёт нас в пустыню испытания. Это было справедливо даже в жизни Иисуса. Когда наш Господь вышел из воды крещения, Он был поведён Духом в пустыню, где Он был подвергнут мучительному испытанию (см. Лук.4:1-2). То же самое произошло с израильтянами. Не успел Божий народ выйти из Египта, как они были приведены на грань пустынного кризиса.
Почему так происходит? Это потому что Бог ищет людей, которые будут доверяться Ему перед всем миром в невозможных ситуациях. И вы можете быть уверены, что мир наблюдает за тем, как Божьи слуги переносят бедствия и испытания, держась веры.
Мы видим, как подобного рода доверие было проявлено Даниилом. Завистливые вельможи, вместе с Даниилом управлявшие страной, составили против него заговор, убедив царя Дария запретить на тридцать дней молиться. Как и ожидали его коллеги, Даниил не послушался запрета и продолжал молиться трижды в день. Хотя царь Дарий уважал Даниила, он был вынужден, подчиняясь своему собственному указу, бросить этого святого мужа в львиный ров.
Даниил был полностью осведомлён, что наказанием за нарушение запрета будет смерть, но он не перестал молиться, потому что он доверялся Богу. Он знал, что Господь будет с ним в его испытании.
На протяжении этого тяжёлого испытания царь Дарий с тревогой следил за Даниилом. Он испробовал всевозможные средства, чтобы спасти Даниила, но был просто не в силах это сделать. В конце, как раз перед тем, как Даниил должен был быть брошен ко львам, царь заверил его: “Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!” (Дан. 6:16). Однако в эту ночь царь не мог уснуть. Писание говорит, что он “пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи” (6:18).
Если вы скажете миру, что Иисус является вашим Господом – вашим Спасителем и Целителем – они будут наблюдать за вами, чтобы увидеть, как вы будете реагировать в безнадёжных ситуациях. Их взоры устремлены на всех, кто хвалится Божьей добротой, силой и славой. Дьявол также смотрит на нас, надеясь, что наша вера не устоит.
Псалмопевец пишет: “Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими” (Пс.30:20). Что это за “многие блага”, которые Бог хранит для тех, кто уповают на Него во времена испытаний? Это непостижимое, славное свидетельство миру о том, что ваша вера может пережить любую ситуацию.
Как Бог ответил на веру Даниила? Он заградил пасти голодным львам. На следующее утро царь Дарий, поднявшись рано, с тревогой поспешил, чтобы увидеть, как Бог ответил на молитвы Даниила. Он быстро подбежал ко львиному рву и жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал… “Даниил, Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?” (Дан. 6:20).
Это всё ещё является актуальным вопросом. Подобно Дарию, мир жаждет видеть свидетельство Божьей сохраняющей силы, и он будет спрашивать нас, пока не придёт Иисус: “О христианин, я вижу, ты верно служишь Богу. Ты постишься, молишься и свидетельствуешь о Его славе и силе. Но вот тебя постигла беда. Скажи мне, поддержал ли тебя твой Бог в этом тяжком испытании? Каково твоё свидетельство теперь, когда ты находишься в львином рву?”.
Можно представить радость Дария, когда он услышал голос Даниила, отозвавшегося из рва: “Царь! Во веки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасти львам, и они не повредили мне” (6:21-22). Даниил был жив и здоров. Но я не думаю, что этот благочестивый слуга спокойно спал всю эту ночь. Даниил не был каким-то сверхчеловеком, но обычным, как и мы сегодня, и наш Бог не требует, чтобы мы поступали неестественно, проходя через подобные кризисы. Наша тревога и трепет в такие моменты – это нормальное явление.
На мой взгляд, Даниил всю ночь бодрствовал и молился. Всякий раз, когда лев, зевая, оскаливал зубы, Даниил, наверное, молча взывал: “Господь, я верю, я верю, что Ты закроешь пасть этого зверя”. Он крепко держался своей веры, и Писание говорит нам: “Никакого повреждения не оказалось на нём, потому что он веровал в Бога своего” (6:23).
Один человек уповал на Бога пред глазами людей, и это всколыхнуло всё царство. Библия говорит: “Царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим на земле: “…мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов” (6:25-27).
Вы видите, что говорит здесь Дарий? Он превозносит Бога, не просто за Его природные чудеса, но за избавление от смерти Даниила. Этому языческому царю нужно было увидеть всего лишь одного верующего, который искренне верил в то, что он проповедовал, и он, в свою очередь, заявляет: “Я видел одного человека, который сохранил свидетельство о своём Боге. Он никогда не сомневался, и Господь избавил его от сил ада”.
Бог желает, Чтобы мы вошли в Его совершенный покой.
Во Христе есть место, где нет никакой тревоги о будущем. В этом месте нет никакого страха внезапного бедствия, страдания, безработицы. Там нет никакого страха пред людьми, страха падения, страха потерять свою душу. Это место полной уверенности в Божьей верности. Автор Послания к Евреям называет это место совершенным покоем.
Такой совершенный покой был предложен Израилю, но они не вошли в Божий покой по причине своих сомнений и неверия: “Те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность” (Евр.4:6). Израильтяне жили в непрестанном страхе, постоянно ожидая наступления очередного кризиса. В результате они не имели утешения в своих скорбях.
Если бы Израиль вошёл в этот покой, Бог мог бы считать законченным Своё дело в отношении этого народа. Но так как они не вошли, Господь продолжает искать в каждом поколении людей, которые желают в него войти: “Посему для народа Божия ещё остаётся субботство” (Евр.4:9).
Бог говорит нам: “Этот покой сегодня предлагается вам. Ещё есть во Мне место, где сомнения и страхи больше не существуют. Это место, где вы будете готовы ко всему, что может произойти”. Таким образом, Его Слово увещевает нас: “Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим” (4:1).
Сегодня многие христиане ничего не знают об этом покое во Христе. Когда они читают ужасные сообщения в ежедневных новостях – сообщения о трагедиях, бедствиях, смертях – их наполняет страх и ужас. В их молитвах постоянно звучат слова: “О Боже, пожалуйста, не забирай никого из моих близких. Я никогда не справлюсь с этим горем”.
Но когда вы покоитесь в Господе, вы не будете поддаваться подобным страхам. Вы не будете паниковать или разрываться на части, когда вас коснётся какой-нибудь неожиданный кризис, и вы не потеряете надежду, обвиняя Бога в том, что Он навёл на вас беду. Да, вы будете переживать боль, как и всякий человек, живущий на земле, но в вашей душе будет покой, потому что вы будете знать, что всеми обстоятельствами вашей жизни управляет Бог.
Моей жене Гвен было тридцать четыре года, когда у нее впервые обнаружили рак. Получив эти известия, мы испытали душевное опустошение. Мы только недавно переехали с семьёй в Нью-Йорк, где я собирался начать служение для уличных банд. Теперь, ходя по улицам и проповедуя членам банд и наркоманам, мне приходилось сдерживать слезы мучительной скорби и страха. Но Господь постоянно ободрял меня: “Я верен, Давид. Я не оставлю ни тебя, ни твоих близких”. Бог был со мной в этом страшном и тяжком испытании раком и во всех последующих.
Но Господь не хочет, чтобы наша победа была просто каким-то одноразовым переживанием. Его цель – не извлечь нас из кризиса, чтобы мы могли сказать: “Слава Богу, я сохранил свою веру в этом испытании”. Да, возможно, тебе и удалось справиться с этой бедой, но, подобно победоносному Израилю у Чермного моря, неизбежно придёт и следующее испытание, и оно может оказаться совершенно непохожим на предыдущее.
Пребывание в Божьем покое – это образ жизни. Бог хочет, чтобы мы сохраняли Его мир и доверие к Нему во всех наших испытаниях, зная, что наш Первосвященник сострадает нам в наших немощах.
Поймите меня правильно: я не говорю о достижении некоего бесчувственного состояния нирваны. Многие нью-эйджевские учителя заявляют, что единственный способ перенесения будущих кризисов – это сделать своё сердце грубым и убить всякую любовь. Короче говоря, если вы просто перестанете заботиться о людях, вас ничего не будет задевать и ранить. Поэтому вы должны закалить себя, чтобы противостать всем жизненным бедам.
Но Бог никогда не прославится, когда Его рабы заставят себя настолько закоченеть, что станут совершенно нечувствительными. Его покой нисколько не похож на такое состояние. Он заключается в том, чтобы научиться доверять Его обетованию быть верным по отношению к нам во всём.
Я являюсь отцом четверых детей и дедушкой одиннадцати внуков и я честно могу вам сказать, что никогда у меня не было такого случая, когда видя, как моё дитя испытывает боль, я не хотел бы разделить с ним его страдания. В такие времена я делаю всё, что в моих силах для их выздоровления и избавления от боли. Я спрашиваю вас: насколько больше любит нас наш Небесный Отец, проходя с нами через наши испытания и желая исцелить наши раны?
Совершенный покой во Христе невозможно выработать самому.
Чтобы войти в Божий покой, мы должны отказаться от наших собственных усилий и потуг. Только одна вера может ввести нас в этот совершенный покой: “А входим в покой мы уверовавшие” (Евр.4:3). Проще говоря, мы должны устремить свои сердца на то, чтобы верить, что верен Бог, чтобы избавить нас во всяких обстоятельствах, какими бы безвыходными они не казались.
“Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих” (4:10). Когда мы покоимся во Христе, мы больше не будем пытаться сохранить бодрый вид во время скорби. Мы не будем напускать на себя какую-то личину благодушного восприятия своего кризиса и беспокоиться о том, что можем поддаться страху и начнём сомневаться в Божьей любви. Короче, наше умонастроение больше не руководит нами. Теперь мы научились просто уповать на Господа и доверять Ему.
Как мы развиваем такое доверие? Мы ищем Господа в молитве, размышляем над Его Словом и ходим в послушании Его заповедям. Вы можете возразить: “Но всё это является делами”. Я не думаю так. Это всё является делами веры. Если мы так поступаем, мы доверяем тому, что Дух Святой действует в нас, накапливая в нас силу на время нашей нужды. Мы можем не ощущать того, как Бог внутренне укрепляет нас или как в нас возрастает Его сила, но когда подойдёт следующее испытание, эти небесные источники проявятся в нас.
Это и есть главная причина, почему я прилежно ищу Господа – пощусь, молюсь, исследую Писание, стараюсь быть послушным Его заповедям силою Духа Святого. Это не потому, что я служитель, который хочет быть образцом для подражания. Я делаю это, потому что знаю, что впереди меня всё ещё ожидают многие испытания. Пока я служу Господу, дьявол никогда не будет давать мне покоя. Меня ожидают великие битвы, неожиданные нападения и, несмотря на все победы и мир, который я уже испытал, я всегда буду нуждаться в небесных источниках, которые помогут мне всё перенести.
Я хочу быть солдатом, который полностью готов к сражению, и знаю, что победа выигрывается задолго до начала битвы. Она выигрывается на учебном полигоне, в процессе обучения и тренировок. Когда враг внезапно придёт на меня, я буду нуждаться во всевозможном вооружении, и это вооружение даёт могущественное Слово Божье, которое я сокрыл в своём сердце. И когда враг в очередной раз нападёт на меня, я уверен, что у меня будут силы, чтобы противостать ему. Я выиграю эту битву наедине с Богом ещё до того, как она началась.
Являетесь ли вы преданным солдатом, верующим, что Бог прямо сейчас облекает вас в Своё всеоружие? Если да, то вы исполняете следующие три требования:
1. Вы являетесь прилежным читателем Божьего Слова.
Когда вы читаете Писание, вы начинаете понимать, как сильно Бог вас любит. Если вы не убеждены в Его абсолютной к вам любви, вы не будете способны справиться ни с каким грядущим кризисом. Стать же убеждённым в Его любви вы можете только поглощая Его Слово.
2. Вы ежедневно уединяетесь с Богом в молитве, уделяя этому самое лучшее время.
Наш Господь хочет, чтобы мы взывали к Нему во времена наших кризисов, но молитвы во время испытания недостаточно. Мы должны искать нашего Отца также и в добрые времена. Наша вера не предназначена только для особых ситуаций. Она должна быть следствием развивающихся отношений с нашим Господом.
3. Вы верите, что Бог не допустит, чтобы вы встретились с каким-либо испытанием, не дав вам сил его перенести.
Если на вас придёт великое испытание, вам не нужно тревожиться, хватит ли у вас силы перенести его. Наш Отец даёт благодать по мере необходимости, и если вы развиваете близкие, сердечные отношения с Ним, Он наделит вас Своей благодатью для перенесения испытаний, когда вы будете в ней нуждаться.
Бог приглашает вас войти в Его покой – сегодня!
Аминь.
Супер!
Аминь! Благодарю.