Июнь и июль были странными и очень непростыми месяцами для христиан в Америке. 10 июня Дилан Руф убил 9 человек, собравшихся для молитвы в Африканской методистской епископальной церкви «Эммануил» города Чарльстон, штат Южная Каролина. 26 июня Верховный суд узаконил так называемые однополые браки по всей стране. И, наконец, 14 июля появилось тайное видеообращение директора организации «Планирование семьи», обсуждающее тему продажи тканей и органов абортированных младенцев. Второе, не менее тревожное видео, появилось на прошлой неделе с вероятностью продолжения.
Перед лицом этих событий мы не должны впадать в панику. Христос обещал, что врата ада не одолеют церковь (Мат.16:18). Мы также не должны преувеличивать бедственное положение американской церкви, пытаясь поставить его в один ряд с тем, что испытывают сейчас верующие от радикальных, экстремистских группировок таких как Боко Харам, ИГИЛ или Ким Джонг-ун. Да, возможно, дела в Америке обстоят не очень хорошо. Но все и не так плохо, как могло бы быть.
Мы не можем отрицать, что церковь в Америке столкнулась с оппозицией, которая, вероятнее всего, будет только усиливаться в дальнейшем. Думая о том, как реагировать на эту ситуации по-библейски, мы поступим правильно, если воспользуемся одним из средств, данных нам Богом для такого противостояния: псалмы суда.
ВОСПОЙТЕ ПЕСНЬ СУДА
Эти песни суда, иногда называемые «псалмы возмездия», призывают Божий суд на врагов Его народа. Например, Давид говорит Богу о «ненавидящих меня без всякой причины» (Пс.69:4). Он вопиет к Богу: «Пусть будет стол их перед ними петлей, а процветание – западней. Пусть их глаза померкнут, чтобы они не видели, и пусть их спины согнутся навсегда. Пролей на них негодование Свое, и пусть пылающий гнев Твой настигнет их» (Пс.69:22-24). Так как мы верим в авторитетность и непогрешимость Писания, то вряд ли будем критиковать Давид за такие молитвы. Но нам непонятно, как мы можем применить слова Давида к нашей ситуации. Можем ли мы молится о своих врагах как Давид? Можем ли мы просить Бога излить Его гнев на наших оппонентов? Разве мы не призваны любить наших врагов и молиться о тех, кто преследует нас (Мат.5:44). Если, скажем, лесбийская пара подает на вас в суд за отказ испечь торт на их свадебную церемонию, разве не должны мы подставить другую щеку, вместо того, чтобы просить Бога, чтобы их «спины согнулись навсегда»?
Да, мы должны любить наших врагов и подставлять другую щеку, даже когда мы пытаемся добиться справедливости посредством юридической системы, как Павел в Деян.22:25-29. И мы также должны отдавать нашу верхнюю одежду, проходить еще одно поприще и воздавать добром за зло. Вот поэтому нам и нужны псалмы суда.
ЛЮБИТЕ СВОИХ ВРАГОВ И МОЛИТЕСЬ О БОЖЬЕМ ВОЗДАЯНИИ
В Рим. 12 Павел предостерегает своих читателей от самосуда: «Никому не воздавайте злом за зло, а делайте только доброе перед всеми людьми» (Рим.12:17). В стихе 19 он снова пишет: «Друзья мои, не мстите за себя», и тут все понятно. Но обратите внимание на мотив, который приводит Павел для такой странной любви «лучше оставьте место для гнева Божьего, ведь написано: «Предоставьте месть Мне, Я воздам», – говорит Господь» (Рим.12:19).
Мы можем делать добро нашим врагам, потому что знаем, что в определенное время Бог обратит зло, творимое ими, против них. Таким образом, напоминание самому себе о Божьем воздаянии не отменяет призыва любить. Также как и молитва о воздаянии, когда мы используем язык этих псалмов для молитвы к Богу об избавлении.
И все-таки, в каких ситуациях уместны псалмы суда? Они не подходят для случаев, когда кто-то подрезал вас в пробке или громко чавкает рядом или запускает фейерверки среди ночи (у меня была ситуация с фейерверками, и тогда мне приходилось себя сдерживать). Я бы также не рекомендовал использовать псалмы возмездия по отношению ко всем неверующим. Хотя это правда, что все нечестивые живут во вражде с Богом (Рим.5:10; 8:7-8), но не все неверующие являются врагами Божьего народа в нашем контексте. Позвольте объяснить.
Проще говоря, мы можем условно разделить всех людей на четыре группы: (1) друзья внутри церкви, (2) враги внутри церкви, (3) друзья вне церкви, (4) враги вне церкви. Мне кажется такое деление может помочь понять, в каких случаях уместно молиться словами из псалмов суда.
Друзья внутри церкви – это как Марк из 2 Тим.4:11 – истинно верующие, трудящиеся для проповеди Евангелия. Я бы также включил в эту группу упрямых верующих, мешающих плодотворному служению, но никогда не проповедующих верно Евангелие (как в Филл. 1:15-18).
Враги внутри церкви это те, кто утверждает, что следует за Христом, но при этом отрицает Его, искажая основные библейские доктрины. Павел имел ввиду таких людей, когда писал: «если кто-либо будет возвещать вам что-то противное той Радостной Вести, которую вы приняли, то пусть они будут навеки прокляты!» (Гал.1:9). В контексте нашего разговора, я бы не согласился, что люди, называющие себя христианами и в тоже время оправдывающие гомосексуальный образ жизни (и другие формы сексуальных грехов), должны рассматриваться как враги внутри церкви.
Друзья вне церкви – это неверующие, которые, в какой-то мере, положительно относятся к служению церкви. Таким другом по отношению к Павлу можно назвать Иерусалимского сотника. Хотя мы не видим никаких указаний в тексте на то, что он был верующим, тем не менее он защитил Павла от иудеев, намеревавшихся убить его, и безопасно доставил его к губернатору Феликсу (Деян.23:16-23). Я бы сказал что современные светские организации такие как Pro-Life и Pro-Life Humanists можно рассматривать как таких «внецерковных» друзей.
И, наконец, враги вне церкви – это неверующие, отвергающие Бога и демонстрирующие открытую враждебность по отношению к церкви и тому, чему она учит. Иродиада была таким врагом, требующим смерти Иоанна Крестителя, за то, что он обличил ее за брак с Иродом (Марк 6:14-29). Организация «Планирование семьи», на мой взгляд, уже давно позиционирует себя в качестве врага вне церкви.
МОЛИТЕСЬ СЛОВАМИ ПИСАНИЯ
Разумеется, данное деление общества на четыре основные группы, – условно и имеет нюансы. Например, среди членов группы врагов вне церкви существуют определенные несогласия. Иродиада была более явным врагом Иоанна Крестителя, чем Ирод. Ирод бросил Иоанна в тюрьму и отдал приказ обезглавить его, и тем не менее евангелист Марк пишет, что Ирод не имел четкой точки зрения относительно Иоанна, боялся его и потому сохранял ему жизнь так долго, как мог (Марк 6:20).
Таким образом наши категории имеют определенные границы. Но они свидетельствуют о необходимости делать важные различия в наших молитвах. Псалмы суда нужно применять только в ситуациях, связанных с врагами как внутри, так и вне церкви. Цель таких молитв, чтобы Бог прославил Свое имя через оправдание своих слуг, распространяя Его спасительную весть до краев земли.
Конечно, нам нужна мудрость, чтобы молится псалмами суда. И это достаточно сложно. Но давайте не позволим сложностям удерживать нас от этой битвы. Давайте использовать слова псалмов возмездия в наших молитвах, прося Бога о помощи. Давид говорит о Боге: «Он учит руки мои войне, так что гнут они бронзовый лук» (Пс.18:34). Псалмы воздаяния – как бронзовый лук: мощное оружие, но непростое в использовании. Так давайте же хотя бы попытаемся, прося Бога о небесных навыках. И Он с радостью даст их нам.
Перевод: А. Макарычев
Как может человек сострадать не пройдя скорбь, как может человек искренне радоваться не узнав горесть печали? Как можно призывать к псалмам суда, реально не слыша их из уст «детей Божих!» Однажды на границе, проходя таможню, мы с братьями беспрепятственно прошли её, и на выходе услышали «псалмы суда»! Один человек «браток» (я знал его по семинару) проклинал на чем свет стоит всех работников с такой яростью, что не только подойти спросить что случилось, а я рад был провалится от стыда и позора (хотя нас никто не знал, кто мы, да и он не узнал, настолько был ослеплен). Это было ужасно, стыдно перед людьми и небом, только за то что я знаю его! Эта история очень поучительна, и прежде чем воздавать такие «псалмы», подумайте; ..один источник не может изливать соленую и сладкую воду.. Иак.3,12. А то что делал царь Давид? Ну, если мы будем все делать что делал он, тогда мне 5 наложниц, на больше не потяну..
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…
(Св. Евангелие от Матфея 5:44)
Христос настолько просто и доходчиво объяснил, что нужно делать с врагами, что я искренне удивляюсь как можно говорить о каких-то песнях суда. Правильно Павел сказал: оставьте суд Богу! А наша задача как христиан — любить, благословлять, благотворить и молиться.
Да, так учит Господь и Евангелие! Только возрожденный и (смиренный?) человек пред Богом, способен на такую любовь. К большому сожалению, современные христиане и их лидеры заменили (библейское- смирение- уничижение) на мирскую толерантность. Поэтому и учат проклятиям и всей той нечисте которую вносят в церковь. А соц. сети разносят её, «богоблог» не исключение…
«Любовь есть исполнение закона»