Немного более десяти лет тому назад, после серьезного и благословенного разбора 1Иоанна 3:1-10, приведенный вопрос был предложен мне одним работником в деле Божием. Он ни чуть не удивил меня, так как я хорошо знал, что до тех пор этот работник не проповедовал своим слушателям, даже и верующим между ними, ничего другого, кроме покаяния и веры, оправдания и обращения.
Как он сам, так и его верующие слушатели привыкли при таком образе проповеди не слышать других истин и считать это за всю истину Божию, нужную искупленным. Что же при в этом вопросе задело меня особенно и до сего дня причиняет мне боль, так это — тон, в каком он был обращен ко мне. В нем одновременно заключалось невысказанное желание: если бы только можно было обойтись без освящения!
Слово Божие не оставляет нам этого вопроса без ответа. И его ответ — очень решителен и положителен. Да оно даже и не допускает возникновения подобного вопроса у серьезного ученика Христова. И все же в наши дни существует тысячи и тысячи детей Божиих, которые были бы вполне довольны, если бы им можно было дать удовлетворительное разъяснение, которое сделало бы излишним освящение для верующего христианина. Может быть и ты, дорогой читатель, принадлежишь к числу их? Или может быть ты работник Божий, старающийся приобрести души для Христа и приводящий их к Нему, но далее не имеющий заботы о том, чтобы души затем воистину посвящались Богу? Поэтому я хотел бы настоящим просить тебя — ближе приступить к этой драгоценной истине Божией. Исследуй ее и научись затем сам стремиться к освящению и направить других, забывая заднее простираться к тому, что впереди.
Я надеюсь, что нам послужит благословением, если мы хотя бы в нескольких чертах укажем, как Священное Писание различаетоправдание и освящение, и как одно, так и другое. предъявляется нам, как. святое Божье требование. Я даже надеюсь, что если мы при этом несколько задержимся и не будем принадлежать к тем, которые, как выразился один дорогой человек Божий, — «останавливаются на пятой главе послания к Римлянам и даже на четвертой и закрывают книгу перед шестой и седьмой главами» то от сего дня мы начнем давать свободу Духу Святому — вести нас во всякую истину относительно освящения. Итак, если мы спросим у Слова Божия о различии между оправданием и освящением, то найдем: оправдание всегда имеет дело с погибшим человеком. Если мы читаем три первые главы к Римлянам, то находим вернейший портрет тех лиц, которым предлагается оправдание через веру во Христа Иисуса. Тут ужасающее изображение таковых, которые оправдываются без заслуг. В четвертой, этой чудной главе Божией о вменении, Бог изображается, как Бог оправдывающий беззаконника. Как здесь так и в других местах приняты во внимание только личности совсем погибшие, отпавшие, находящиеся под проклятием и осуждением и которые навеки погубили свою жизнь. Им, следовательно, принадлежит проповедь о прощении грехов и об оправдании, и если мы верно наставлены, то мы направим к ним нашу весть об оправдании через Кровь Христа. Освящение же имеет всегда дело со спасенными и оправданными. Священное Писание нигде не побуждает грешника жить благочестиво или действовать и ходить в святости, но только праведника. «Если же ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками», говорит оно, «то неужели Христос есть служитель греха?» (Гал.2:17). Итак, оправданный через Христа должен быть святым. И таковой только и может быть святым. Чтобы нам «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни жизни нашей», говорит Слово Божие в другом месте (Лук.1:74-75). Итак, сначала избавление, затем служение без боязни и в святости. Но коль скоро совершилось искупление, тогда должны последовать служение и святость. Думаешь ли и ты также, дорогой читатель? Освящение всегда предполагает спасение, спасение же, как свое следствие, — святость во Христе. См. Римлянам 6:22; Колоссянам 1:22; Титу 2:11-12, 14. Итак, именно к детям Божиим относится освящение.
Оправдание по Писанию относится к нашим грехам, то есть к тем плодам плоти, которые прежде созрели в нас, состояли ли они в мыслях, словах или делах. См. Римлянам 6:21; 7:5, Галатам 5:19-21. Оно идет дальше и простирается и на их последствия, их проклятие и осуждение. Для всех их мы должны получить оправдание и прощение. Все наши грехи должны быть прощены и покрыты, если мы хотим иметь право на жизнь пред Богом (Пс.31:1), удален (Пс.102:12), брошены за хребет Божий (Ис.38:17), ввергнуты в пучину (Мих.7:19), омыты кровью Христа (Откр.1:5), изглажены (Ис.44:22, Кол.2:14) и навеки забыты (Ис.43:25, Евр.10:17). Это то, что совершилось при оправдании каждого чада Божия. Освящение же идет еще дальше: оно простирается на нашу греховную природу, на все наше существо. Оно не имеет дела с некогда бывшими плодами, но с коренным деревом, от которого они произошли и еще могут произойти, с их корнем, их причиной и их первоисточником. Не достаточно, что нам прощены грехи, но и наша греховная природа, должна тоже войти в смерть, и на ее место вступить божеская природа, как говорит ап. Петр: «Дабы вы… соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:4). Многие отрицают это, извиняя свое греховное состояние своей природой, своим характером и своим темпераментом, даже утешают себя в отношении своих поступков. Они отрицают этим, что Христос может изобразиться в них (Гал.4:19) и что дух, душа и тело должны освятитъся всецело. Если мы занимаемся только оправданием, без освящения, то возможно, что некоторое число людей прийдет к обращению, но они никогда не выйдут из своего плотского образа мыслей: и если Дух Святой с самого начала вывел их из него, то они снова впадут в него.
Далее, оправдание имеет дело с прошедшим состоянием, оно действует на прошлое. Оправдание есть великий поворотный пункт в жизни грешника, пограничный камень между его греховной жизнью и жизнью для Бога. Так как оправдание, так сказать, есть резкое окончание, то лишь только у кого-нибудь оно стало действительностью, оно и упоминается с большой определенностью, как уже совершившееся. «Итак, оправдавшисьверою» (Рим.5:1), может торжествовать пришедший к искуплению Христову: и каждый смеет и может, подобно Давиду, озираясь назад на достигнутый опыт, сказать: «Ты (тогда) снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Как совершенно определенно проявилась эта перемена в жизни ап. Павла, рассказывали бы о ней другие (Деян.9:1-20) или же он сам это делал (Деян.22:1-21, 1Тим.1:13-16). О Закхее сказано: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лук.19:9) и разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). Если же детям Божиим, которые таковы уже годами, говориться об оправдании, то Священное Писание свидетельствует о том, как о прошедшем времени. Однако, как совершенно иначе по отношению к освящению! Освящение имеет дело с настоящим временем и с переживаемым состоянием. Даже и после того, как человек был 10, 20, 30 лет и более чадом Божиим, дело идет о том, что достигнуто до сих пор и что еще лежит впереди. И это уже ясно показывает, что с оправданием еще не имеешь также и освящения. Нет, как бы мы ни были уже освящены, оно всегда будет предметом, за которым нам предстоит еще устремиться вперёд (Евр.12:14, Фил.3:13-14). Так как многие не оправданные во Христе смешивают освящение с оправданием, то они и настаивают на том, что никогда нельзя сказать, что ты — искупленное чадо Божие и имеешь мир с Богом.
Итак, оправдание есть начало искупления, освящение есть середина и совершенное освящение — конец славного искупления. Воистину освящение есть простирающееся на нас, нашу жизнь, нашу природу и наше существо, ежедневно расширяющееся искупление. Оно есть освобождение всех сил души и тела, наших чувств, членов, дарований и способностей, нашего времени и всего, что мы семь и что имеем от служения рабству тления для Бога. Поэтому освящение и должно продолжаться у нас, пока все в нас не будет носить печати: «Святыня Господу», и мы сами не будем носить печать этого искупления. Поэтому, как опасно проповедовать только обращение, прощение, покаяние, веру и оправдание, потому что такая проповедь, заставляет обращенных думать, что это — все, что искупление Христово принесло нам. Таким образом они останавливаются при начале, и Бог не доходит у них ни до Своей цели, ни до Своего права.
Еще одно. Оправдание только средство к цели, но не сама цель. К сожалению, большинство детей Божиих думают, что раз они уже некогда были оправданы Христом, то уже и достигли цели. В послании к Римлянам 8:30 указаны средства цели. Их много. Там предопределение, призвание, оправдание. Стих 28 говорит нам, что все должно служить средством к цели. Цель же сама есть подобие Сыну (ст.29) и преображение в Его образ, и это ничто иное, как полная святость. Если же Бог дает средство, чтобы достигнуть этой славной цели, и мы остаемся стоять у средства, как будто бы уже достигли цели, то мы этим, собственно, препятствуем себе в достижении цели. Мы, по предназначению Господню, должны построить башню, но посредством данного Им Его материала положили только основание и этим закончили: или же строим дальше, но только из дерева, сена и соломы. Таким образом во всяком случае мы препятствуем предначертанной цели. Бог имеет целью, чтобы мы были такими учениками Иисуса Христа, как Сам Учитель: Мы же радуемся, если услышали и приняли только призыв к ученичеству, не отреклись от себя, не учась далее у Него, Учителя, и не отдавшись Ему безусловно. Бог в таком случае никогда не достигнет с нами Своей цели. Итак, да не будем смешивать никогда средства с целью, которая есть образ Иисуса, образ мысли Иисуса, жизнь и хождение Иисуса во всем. К этому Господь хочет довести нас посредством освящения.
Сравнивая оправдание и освящение, мы видели, что перед Богом, в Его требованиях к нам, как одна, так и другая истина стоят одинаково высоко. Одно не может быть без другого. Мы никогда не можем быть освящены, если мы не оправданы и не примирены с Богом. Если же это уже совершилось, тогда только освящение может показать, насколько искупление Христово сделалось действительностью для нас, и в какой мере Бог овладел нами.
Обратим, кроме того, наше внимание, как положительно и определенно Слово Божие требует от нас — быть святыми. Мы должны быть святыми:
Потому что таков Он Сам, Господь. «Ибо Я свят» — вот Его основание, когда Он требовал у своего народа чистоты, непорочности и благоугодного Ему и всем людям хождения. Господь не может иметь с нами общения ни на какой иной почве, кроме как на почве святости. Потому что Господь повелевает нам быть святыми. Еще раньше нежели Господь дал какой бы то ни было другой закон Израилю Он потребовал посвящения Его первенцев, которые, собственно являлись представителями всего народа. И повеление — «Будьте святы», постоянно повторяется, как никакое другое, в Его законе. Оно выражало цель Божию с Его народом. И Дух Святой, перенеся это повеление в Новый Завет, направляет его к нам в той же серьезности (1Пет.1:15-16). В первом послании к Фессалоникийцам 4:3 написано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше…».
Потому что мы равно как избраны, так и призваны для освящения. «Так как Он избрал нас в Нем (во Христе) прежде основания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним» (Еф.1:4). «Но по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). Даже и призвание Его нас было святым призванием (2Тим.1:9).
Потому что Господь сделал уже все приготовления для нашего освящения. «И за них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоан.17:19), говорит наш Спаситель. И от «Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию» (2Пет.1:3).
Потому что некогда Он даже сделал наше освящение предметом Своей молитвы. «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина», — так молился великий Первосвященник, перед отшествием Своим из этого мира, за тех, которые уже были Его учениками (Иоан.17:17). Если Господь действует ныне как великий Первосвященник во святилище, то для того, чтобы совершить это дело над Своими.
Потому что без освящения мы идем навстречу великим потерям. Потеря в настоящей жизни: «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь…» (2Пет.1:9-10): «Умоляем вас, братья, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2Кор.6:1). Потеря в будущем: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:11): «Потерпит урон, впрочем сам спасется, но так как бы из огня» (1Кор.3:15).
Потому что без освящения мы не можем увидеть Господа. В то время, как не возрожденные, без рождения свыше, не увидят Царствия Божия, неосвященный не увидит Царя его (Евр.12:14).
Теперь реши сам, брат мой, сестра моя, — нужно ли непременно освящение возрожденному христианину? И как засвидетельствует тебе совесть твоя пред лицом Божиим, при свидетельстве слова Его, так иди и поступай и ходи пред Ним во все оставшиеся дни жизни твоей!
Отрывок из христианской книги Ивана Каргеля «Христос — освящение наше».