Я хочу взять вас с собой на гору Хорив в Израиле, в одну тёмную пещеру, где сидит сейчас одинокий Божий пророк. Этот святой человек уже пожилой, вероятно ему за 80, и он чувствует себя одиноким, он совершенно махнул рукой на общество.
Сорок дней назад этот пророк умолял Бога умертвить его. Он убеждал Его: «Этот народ слишком далеко зашёл, и церковь стала настолько отступнической, что нет никакой надежды поправить её состояние. Каждый вождь является марионеткой дьявола. Пробуждение в настоящее время невозможно, и не остаётся никакой надежды. Господи, с меня довольно. Пожалуйста, забери мою жизнь». (см.Цар.19:4).
Кто же был этот пророк? Это бы святой Илия, и в такое отчаянное состояние он пришёл буквально через несколько часов после того, как он одержал величайшую победу в своём длящемся всю жизнь служении.
Вы помните эту историю. На горе Кармил Илия противостоял 850 лжепророкам в смертельном поединке, в котором победил Бог. 450 из этих пророков служили языческому богу Ваалу; другие 400 были священниками идолопоклоннических рощ, устроенных нечестивой царицей Иезавелью. Теперь, исполняя демонический ритуал, пророки Ваала начали плясать и громко вопить, пытаясь разбудить своего бога. Когда это безумие, наконец, закончилось, пророки лежали в совершенном изнеможении, истекая кровью. Затем настал черёд Илии. Он просто призвал имя Господа, и моментально с неба спал сверхъестественный огонь. Всепожирающий огненный вихрь поглотил как жертвоприношение пророка, так и двенадцать ведёр воды, налитой вокруг него. Он даже пожрал камни, из которых был сделан жертвенник.
Какое внушительное проявление всемогущей Божьей силы! Лжепророки, при виде этого, задрожали от страха, а отпадшие израильтяне, бывшие там, пали на колени, восклицая: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (18:39).
Затем Илия заколол всех до единого из этих 850 лжепророков. Неожиданно в Израиль снова пришло пробуждение, долгожданное пробуждение, о котором молился Илия – и он думал: «Пробил Божий час. Это начало возрождения, о котором я так долго проповедовал».
Илия испытал такой прилив сил, что пробежал, обогнав колесницу Ахава, целых двадцать пять миль до самого столичного города Изрееля. В его голове, должно быть, проносились волнующие мысли: «Кто может противостать тому, что совершил сегодня Бог? Порочное, нечестивое правительство этой страны должно рухнуть, а за ним и Иезавель. Может быть, она удирает к своему идолопоклоннику-отцу в Сидон. Несомненно, она услышала об огне, спавшем с неба, и теперь хочет спастись от очистительного огня Святого Духа. Это должно стать величайшим переломным моментом в истории Израиля!».
Илия был убеждён, что народ теперь будет слушать его. Я верю, что он решил идти прямо к заброшенному храму, чтобы восстановить в Изрееле чистое поклонение. Но не успел он ещё приблизиться к городу, как к нему обратился посланный Иезавелью гонец. Царица грозилась: «Пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душою каждого из них» (19:2). Она говорила Илии: «Тебе остался один день жизни, пророк, до того как я умерщвлю тебя так же, как ты умертвил моих священников!».
В течение двадцати четырех часов после своей невероятной победы на горе Кармил Илия снова оказался в пустыне, дрожа под можжевеловым кустом. В его голове всё перевернулось, и в течение одной ночи все его надежды на пробуждение развеялись как пар.
Сорока днями позже мы находим Илию сидящим в горной пещере в полном одиночестве. На еврейском языке в оригинале это звучит, как «прекратить» или «остановиться». Это также подразумевает «жаловаться» или «ворчать». Очевидно, Илия решил: «Всё кончено. Если уж чудесный огонь с неба не может убедить отпавший народ, то не поможет ничего».
Затем Библия повествует: «И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?» (19:9). Это была Божья манера спрашивать: «Что тебя беспокоит, Илия? Почему ты злишься? В чём суть твоей жалобы?».
Неожиданно пророк начал изливать то, что накопилось в его сердце: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечём; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её» (19:10).
Многое из того, что сказал Илия, было правдой. Божий народ пребывал в печальном состоянии. Грех и порок чрезвычайно распространились в Израиле; истинных пророков злословили, над их словами смеялись. Однако, несмотря на это, Илия оставался верным. Он был всецело предан Божьему делу, горячо молясь о пробуждении. Но он ошибался, думая, что он один несёт Господне бремя.
Я не думаю, что Илия говорил это с гордостью: «Я остался единственным в этой стране проповедником, который ненавидит грех и боится Бога». На мой взгляд, его просто подавляло чувство одиночества. Я думаю, что он имел в виду следующее: «Господь, если есть ещё столь ревностно подвизающиеся за Тебя, как я, то где они? Я не вижу никого, кто бы так возвышал свой голос против греха, как я».
Дело в том, что многие молитвенники зачастую бывают одинокими, и только немногие из них любят бывать в обществе или бывают общительными. Почему? Всякий, кто борется в молитве уединённой с Господом, разделяет бремя Его сердца. Они начинают видеть всё глазами Бога и могут видеть истинное состояние, в котором находится Божий народ. Они трезво оценивают всякое безрассудство и плотские проявления, которые они видят в Его доме. И это повергает их ниц; они молятся, как молился Илия, с сокрушённым и обременённым сердцем.
Если вы человек молитвы, вы, наверное, ощущали себя одиноким, подобно Илии. Возможно, вы также оплакиваете свою страну, может быть, вы взываете, как Амос: «Господь, не дай мне сидеть спокойно, в то время как Твоя церковь находится в таком великом рабстве». Может быть, вы недоумеваете, подобно Илии: «Где же эти благочестивые лидеры и пастыри с сокрушёнными сердцами? Где те, кто ещё верит в святость, а не в плотские методы? Я чувствую себя каким-то фанатиком. Пожалуйста, Господь, покажи мне тех, которые видят вещи такими, какими их вижу я».
Но вернемся к Илии, который одиноко сидит в той пещере. Чувство крайнего одиночества должно было просто подавлять его. Затем он услышал всё тот же тихий, спокойный голос, вопрошающий его: «Что ты здесь, Илия?». И снова Илия отвечает: «Остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её» (19:14).
На этот раз Бог ответил ему: «Ты не одинок, Илия. Скоро ты встретишься с Моим рабом Азаилом. Я хочу, чтобы ты помазал его в царя над Сирией. И есть ещё благочестивый Ииуй, которого ты должен помазать в царя над Израилем. Там есть также молодой пророк Елисей, который будет служить вместо тебя».
Наконец, Господь сказал Илии: «Впрочем Я оставил между Израильтянами семь тысяч, всех этих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его» (3Цар. 19:18). Бог говорит здесь: «У Меня есть 7000 тайных поклонников, Илия, мужчин и женщин, которые не поддались духу этого века. Они возрастают в Моём Духе, и они все несут то же бремя, что и ты».
Среди этих 7000 были 100 истинных пророков, скрывавшихся в пещерах благодаря благочестивому Авдию. Авдий был высокопоставленным сановником, служившим при дворе нечестивого царя Ахава. Он укрыл этих 100 пророков в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и снабжал их хлебом и водой. Очевидно, Илия должен был быть знаком с этими благочестивыми мужами. Также он был знаком с Михеем, святым пророком, который находился в темнице за то, что не пророчествовал Ахаву приятное (см.22:8). Но, даже зная всех этих мужей, Илия всё же был подавлен одиночеством, исполняя своё служение.
Эти 7000 представляют святой остаток, который Бог готовит сегодня к грядущему кризису.
У Бога есть также некоторый тайный остаток и в нашем поколении, который не преклонился перед идолами нынешнего века. Чтобы более полно понять эту концепцию, нам необходимо исследовать, что же происходило в Израиле во дни Илии.
Поклонение Ваалу взяло начало от Вавилонской башни, во дни Нимрода. Эти люди заявляли: «Сделаем себе имя». Так что Вавилон был воздвигнут как памятник человеческого успеха и достоинства. На вершине башни была обсерватория, откуда астрологи следили за движением небесных тел. Эти гордые люди буквально «достигали звёзд».
Во дни Илии считалось, что бог Ваал даёт своим поклонникам успех, славу и процветание. Те, кто лобызали ноги этого идола, жаждали полноты удовлетворения всяческих материалистических и чувственных похотей. Кто же были эти поклонники Ваала? Это был избранный Божий народ, отпадшие поклонники Иеговы. Как и я, вы можете недоумевать, как мог Божий народ впасть в такое вопиющее идолопоклонство.
Прежде всего, эти люди уже были осуждены Богом за их похотливую жажду процветания. Они вынуждены были бежать в Египет, где встретились с нищетой, голодом и бездомностью. Там они увидели, как преуспевают материально последователи Ваала, и они подумали: «Когда мы поклонялись нашим идолам в Иерусалиме, у нас было изобилие пищи. Мы были тогда благословенными и преуспевали, и не испытывали никаких страданий. Но с тех пор, как мы перестали поклоняться этим идолам, мы встречаем одни трудности. Давайте же снова начнём кадить ладан и совершать возлияния царице неба. Тогда мы, может быть, снова получим то, в чём мы нуждаемся» (см.Иер.44:16-19).
Божий народ подвёргся мощному обольщению «евангелия процветания». Их захватил дух алчности и корысти, и теперь жизнь их вращалась вокруг богатства и признания. Конечно, в успехе нет ничего плохого, если вы поступаете по воле Божьей: прилепляетесь ко Христу, верно жертвуете десятины, подчиняетесь Его воле. Но в Израиле это носило несвятой, смешанный характер: народ поклонялся Иегове, потому что они боялись Его суда, но они также жаждали материального.
Прямо сейчас тот же самый дух Ваала восстаёт в Америке. На Уолл-стрит, перед зданием Фондовой Биржи Соединенных Штатов, мы видим самый образ этого языческого бога. Это бронзовая фигура громадного быка, олицетворяющая рост биржевого курса и ассоциирующиеся с ним всевозрастающее процветание, великое богатство и славу, человеческие достижения. Это те боги, которым поклоняются наши страны.
Подумайте только: человек считается преуспевающим, если он накапливает миллионы. Он может иметь достаточно денег, чтобы жить спокойно всю оставшуюся жизнь. Возможно, он даже получил некоторое признание в обществе. Непохоже, чтобы имело какое-то значение то, что его брак разваливается, что он ведёт разгульную жизнь с блудницами, или что он губит невинных людей в своей погоне за славой, властью и богатством. Согласно принятым в мире стандартам, он продолжает считаться олицетворением успеха.
Какое смешанное, перевёрнутое с ног на голову представление об успехе! Однако очень и очень многие стремятся достичь его. Вся страна спрашивает: «Кто хочет стать миллионером?», страстно желая напасть на золотую жилу и одним махом разбогатеть.
Эта извращённая концепция успеха проникла в церковь.
По всей Америке в церквях действует всё тот же дух Ваала. Многие верующие одержимы жаждой преуспевания и желают быстро стать богатыми. В результате они ведут расточительную жизнь и погружаются в бездонную пропасть долгов.
Этот дух породил также абсурдное понимание успеха, сходное с мирским. Когда недавно пятидесятническое движение в Канаде проводило семинар для «преуспевающих пасторов», в качестве особого условия для участия в нём было оговорено, что в семинаре могут принимать участие только служители, чьи общины насчитывают не менее 1000 членов. Очевидно, единственным критерием успеха считалось большое количество членов.
Я стал свидетелем чего-то подобного, когда впервые начал трудиться с бандитами и наркоманами в Нью-Йорке. Меня представили одному известному евангелисту, который проводил евангелизацию в одной из местных церквей. То, что сказал этот человек, буквально повергло меня в шок. Он сказал: «Если ты не добьёшься своего до пятидесяти лет, ты не добьёшься успеха никогда. У меня ещё остаётся пять лет, чтобы добиться своего. В настоящее время я работаю над телепрограммой, которая может стать моим последним шансом, чтобы достичь этой цели».
Я был ошарашен. Что он имел в виду, говоря о том, чтобы «добиться своего»? Что – он хотел какой-то славы? Для меня, «добиться своего» означало иметь достаточно денег, чтобы оплачивать счета за электричество в реабилитационном центре «Тин Челлендж». Или же это означало найти ещё одного наркомана, желающего, чтобы Иисус спас его.
Слишком часто мы измеряем успех в служении величиной церкви или её бюджета. Если вы попросите среднего христианина описать, как Бог его благословил, он, вероятно, ответит: «Господь дал мне новую машину, красивый дом, хороший доход». Однако, когда-то этот же самый человек мог ответить: «Бог благословил меня, дав мне молитвенное бремя и свежее видение о погибающих душах, Он обновил мою духовную жажду по Нём».
Иисус описывает, как такие верующие становятся тёплыми: «Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода» (Мк.4:18-19). Проще говоря, всё, что мешает нашему хождению с Иисусом, является грехом. Если мы позволяем чему-то проникнуть в наше сердце – жажде успеха, денег или шумного одобрения толпы – это повергает нас на колени перед Ваалом. Наши духовные очи будут ослеплены и наши сердца охладеют, и не будут больше горячо жаждать Иисуса.
В Израиле храмы Ваала были переполнены.
Израильтяне толпами стекались в Ваалову церковь успеха и процветания, и скоро эта отступническая церковь была поражена неслыханным растлением. Вот когда Господь хвалился Илии о 7000, которые не преклонились перед Ваалом: «Я соблюл для Себя 7000 праведных святых. Они противостали всякой похотливой жажде славы и успеха, и целиком преданы Мне».
Мы должны быть благодарны Богу за многих героев веры: пламенных пророков, подобных Илии, несгибаемых молитвенных воинов, таких как Даниил, могущественно используемых высокопоставленных лиц, подобных Авдию, мужчин и женщин, которые совершили великие подвиги, таких как Давид и Девора. Я верю, что мы должны изучать их примеры, чтобы знать секреты святой жизни.
Однако, многие ли из нас хотят следовать примеру тех безымянных, неизвестных 7000, отказавшихся поклоняться Ваалу? Такие незаметные мужи и жёны веры редки и немноги. Действительно, я думаю, что остаток, который Бог соблюл для Себя, не так велик, как могло бы представляться нам. Библия ясно даёт понять, что в каждом нечестивом поколении только небольшой остаток оставался верным Господу. Более того, в грядущие дни хаоса, церковь встретится с великим отпадением верующих.
Павел пишет: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:5). А Иисус предостерегает: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14).
Как видите, не только молитвы одного Илии свели огонь с неба. Это был вопль 7000 молящихся втайне, любящих Бога незаметных верующих. Эти люди проводили подпольные собрания, молясь в полях; некоторые служили в одиночестве даже в Ахавовом доме, никому не известные, кроме Господа. Однако они были верными в своём призвании быть ходатаями, и Бог слышал их.
Вот Что, по моему убеждению, является Божьим мерилом успеха.
Успехом в Божьих очах является полнейшая отдача себя на служение Господу. Такие Божьи слуги не напрягают силы, чтобы «добиться своего» или обеспечить спокойную жизнь на земле. Они только хотят знать своего Господа и служить Ему.
Помыслите об этих 100 пророках, укрываемых Авдием. Они по меньшей мере три или четыре года, на протяжении дней тяжкого голода, вели изолированное существование в пещерах. У этих людей не было никакого внешнего служения. Они были совершенно вне поля зрения широкой публики, забытые большинством людей. Они не могли даже стать участниками победы Илии на горе Кармил. Нет сомнения, мир называл их неудачниками, ничтожными людьми, которые ничего не совершили.
Однако Бог дал этим преданным слугам дар времени. У них были дни, недели, даже годы для того, чтобы молиться, исследовать Писание, возрастать духовно и служить Господу. Видите ли, Бог готовил их для того дня, когда Он выведет их для служения Его народу. Действительно, те же самые люди будут пасти тех, кто возвратились к Богу благодаря служению Илии.
Много лет назад Господь благословил меня этим даром времени. Прежде чем я впервые стал пастором церкви, я ходил в лес и проповедовал там птицам и деревьям. У меня не было никаких амбициозных планов и мечтаний, – я только хотел знать Божье сердце. И поэтому я ежедневно молился, ища Господа и служа Ему. И я исписал пометками свою Библию, иследуя её от корки до корки.
Позднее, в качестве молодого, тощего, неопытного проповедника я был пастором небольшой общины в одном крошечном городке Пенсильвании. Мы проводили служения в не поддающемся описанию здании с рубероидной кровлей. Наша община состояла в большей части из фермеров и шахтёров, и я был никому не известным. Благодаря примеру моих молящихся отца и деда, Бог уже сделал меня молитвенником. И сегодня я могу искренне сказать, что все последующие пережитые мною благословения исходили из того драгоценного времени начала моего служения Господу.
Я был сокрыт, невидим никому, но всё это время Бог знал мой адрес, и я мудро распорядился своим временем. Сегодня я настоятельно советую каждому молодому служителю делать то же самое. Я постоянно слышу от молодых проповедников по всей стране, что они отчаялись, не в силах найти своё место в служении. Мой совет им следующий: «Перестаньте искать служение, а вместо этого посвятите своё время поискам Бога. Он знает, где вас найти и позовёт вас, когда увидит, что вы готовы.
Забудьте о том, что делают другие. Может показаться, что они обгоняют вас по части великих дел, но в действительности вы не можете иметь большего служения, чем молитва. Старайтесь преуспевать у Божьего престола. Если вы служите Господу и молитесь за других, вы уже преуспели в Его глазах. Всякое истинное служение начинается с молитвы».
Проверьте, находитесь ли вы среди 7000, которые не поклонились Ваалу.
Мы знаем, что на всём протяжении Библии число семь ассоциируется с вечной Божьей целью. Поэтому я верю, что число 7000, которое упоминает Бог, обращаясь к Илии, просто указывает на всякого, принадлежащего к Его остатку. Число людей, которых Он отделил для Себя, могло бы составлять 70 или 7 миллионов. Единственное, что имеет значение, это их полнейшая преданность Богу.
Итак, каковы же характерные черты этого остатка? Вот три определяющих признака:
1. Неизменное стремление к Господу. Каждый верующий из этого остатка принял твёрдое решение противостоять волне зла.
Эти 7000 верующих во дни Илии оставались верными истине, невзирая на великое отпадение Израиля. Их окружение было одержимо чувственными похотями. Даже члены их семей и близкие друзья предались идолослужению. Однако, несмотря на эти обольщения века, эти 7000 могли противостоять этой волне. Они терпели поругания, лишения и гонения, не имея Библии, не слыша проповедей и не имея общения с внешним миром. Фактически, чем более порочным становилось их общество, тем более они становились праведниками.
Илия знал, что массы колеблются между служением Богу и этому миру, и он противостал им, говоря: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21).
Встали ли вы уже на сторону Иисуса? Может быть, вы боитесь порвать со своими старыми друзьями? Вы хотите быть со Христом, но вас также привлекает что-то от вашей старой жизни. Могу вам сказать, что так не будет продолжаться долго. Вы только снова погрязнете в своих старых путях. Вы не можете свидетельствовать грешникам о Христе, если вы выпиваете с ними или смеётесь, когда они рассказывают похабные истории.
Павел предостерегает: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2Кор.6:17). В какой-то момент вам придётся определиться и сделать выбор, заявляя: «Мне нет дела до того, что говорят или делают другие. Я – Господень, и я не поддамся безнравственному духу этого века».
2. Готовность отождествлять себя с бедными. В то время, как общество стремится к тому, чтобы ассоциировать себя с богатыми и преуспевающими, вы становитесь в один ряд со страждущими и обездоленными.
Подобно Авдию, вы можете иметь некоторый успех или занимать видное положение. Хотя этот благочестивый муж был управителем в доме Иезавели, он избрал для себя страх Божий и засвидетельствовал, что сердце его было с бедными, проявляя заботу об этих 100 оборванных, страдающих пророках.
Я благодарен Богу за каждого верующего, которому Он даёт успех. Наше служение получает щедрые дары от некоторых весьма преуспевающих верующих, которые любят заботиться о нуждах бедняков. Но мой вопрос к вам: можете ли вы увидеть себя в следующем стихе Библии: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог… для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:27-29)?
В церкви Иисуса Христа просто-напросто не так уж много богатых людей. Сам Иисус сказал: «Как трудно имеющему богатство войти в Царствие Божие!» (Лук.18:24). Почему это так? Потому что очень немного богатых людей желают быть заодно с презираемыми миром, которых призвал и избрал Бог.
Мне вспоминается несколько богатых посетителей, которые восхищались нашими служениями поклонения в церкви на Таймс-Сквер, но не хотели, чтобы их друзья знали о том, что они там бывают. На наших служениях бывает слишком много бедных, слишком много этнических американцев, там происходит слишком много непредвиденных вещей. В конечном итоге эти люди предпочли посещать более респектабельные церкви.
Я также думаю об одной дорогой женщине из нашей церкви, которая раздаёт евангельские трактаты возле наших офисов. Она говорит на ломаном английском языке и одета не по последней моде. Когда я встретил её недавно на улице, Господь побудил меня дать ей пожертвование. Но когда она увидела в моей руке деньги, она улыбнулась и сказала: «О нет, я принесу свою десятину завтра». Она решила, что я напоминаю ей об уплате десятины!
Она уже участвовала в Господнем труде, однако на первом месте в её мыслях была церковь, чтобы она могла внести свою десятину. Она быстро добавила: «Господь сохранил меня, пастор». Она входит в Божий остаток и, вероятно, даже не подозревает об этом.
Однажды я нечаянно подслушал, как несколько хорошо одетых посетителей нашей церкви заметили: «Эта женщина производит плохое впечатление о церкви. Она бедно одета и с трудом говорит по-английски». Я говорю им: «Если вы хотите быть частью святого Божьего остатка, вам лучше держаться здесь на земле общества этой женщины, иначе, как говорит Иисус, вам не будет позволено быть с нею и в славе. Она уже является там сияющей звездой».
3. Уверенность в надежде. Эти 7000 во времена Илии терпели, потому что они имели надежду на грядущий день избавления. Подобным же образом, сегодня блаженной надеждой церкви является скорое возвращение Иисуса. При одном трубном звуке всякое нечестие прекратит своё существование. Наш Господь удалит всякое убийство младенцев, все эти кричащие извращения, всякий этнический геноцид.
Конечно же, мы должны евангелизировать, совершать служение и трудиться, пока ещё не кончился день. Тем не менее, всё это время мы должны жить в надежде на приход Царя Иисуса. И Он принесёт с Собой новый мир, где Он будет править со Своего вечного престола.
Характеризуют ли эти три черты вас, как часть святого Божьего остатка? Если да, то Бог хвалится вами: «Этот человек отдал Мне своё сердце, он полностью сосредоточен на Мне, и всецело принадлежит Мне!» Аллилуйя!