Даниил был изгнан из родных мест как военнопленный и переселен в Вавилон ещё подростком. Предполагается, что он был потомком царя Езекии, князем Иудеи (4 Царств 20:17-18). Даниил, вероятно, был евнухом (Дан.1:3-7) и поэтому он не упоминал ни о жене, ни о детях.
Его имя означает “Бог — мой Судья”, это полностью соответствует теме его трудов – за Богом последнее слово относительно людских дел. Видения Даниила описывают земные царства как пешки на шахматной доске Бога, которыми Он управляет для достижения Своей цели. Бенджамин Франклин сказал: “Чем дольше я живу, тем больше понимаю истину — Бог управляет делами людей”. Словно искусный дирижёр, Бог руководит событиями на земле ради Своих целей. С учетом всего того беспорядка, что царит в мире сегодня, покой приносит мысль о том, что Бог все держит под контролем.
Даниил служил в высших эшелонах власти во время 70-летнего Вавилонского пленения. Изгнание, между прочим, значит “длительное пребывание вне Родины”. Хотя Даниил и был в изгнании, он продолжал жить жизнью совершенства и профессионализма. “Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нём был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством” (Дан.6:3). В каком-то смысле мы тоже в изгнании, потому что не принадлежим этому миру. Это всего лишь наш временный дом. Тот же самый Бог, который позволил Даниилу подняться, с нами сейчас.
Поразмышляйте о четырех качествах, позволивших Даниилу преуспеть.
1. Характер Даниила.
Даниил – один из немногих библейских героев без серьёзных нравственных изъянов. Возможно, потому, что он писал сам о себе (в автобиографиях, как правило, мягче описывается их автор, чем когда о нем пишут сторонние биографы). Он был политиком, но избегал скандалов. Вдохновляет? Его враги следили за ним, чтобы найти что-то против него и очернить его имя:
“Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем.” (Дан. 6:4)
Единственный “недостаток”, который они обнаружили — это тот факт, что он слишком много молился. Никаких “скелетов в шкафу”, двойной жизни и тайных грехов. Даниил был редким случаем человека непогрешимого характера, который жил безупречно в публичной и частной жизни. Характер — это решение поступать правильно, чего бы это ни стоило. Характер – как фундамент дома, располагается под поверхностью. Легендарный тренер баскетбольной команды Калифорнийского Университета Джон Вутен говорил: “Твой характер важнее репутации. Характер – это то, кто ты есть. Репутация – это то, что люди думают о тебе.” Если мы следим за характером, репутация сама о себе позаботится.
Характер формируется тогда, когда мы решаем поступать правильно, даже если есть возможность поступить неправильно. Каждый день нам представляется возможность согрешить. Когда мы противостоим искушению, вырабатывается характер. Пример Даниила – доказательство того, что мы можем жить чистой жизнью даже в развращенном обществе.
2. Убеждения Даниила.
Убеждения часто включают в себя непопулярные поступки и отказ делать общепринятые и популярные вещи. Убеждения значат, что вы установили границы в своей жизни. Некоторые вещи морально правильны, некоторые – нет. Старая пословица говорит, что если у вас нет никаких убеждений, то вас можно убедить в чём угодно. У Даниила были убеждения и они придавали ему силу занять неудобную позицию.
“Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.” (Дан.1:8)
Царь Навуходоносор обучал пленных лидерству, используя трехлетний курс халдейской культуры. Они изучали язык, искусство, религию и жизненную мудрость Вавилона. Он не скупился на средства для обучения этих будущих лидеров. В этом колледже было ежедневное меню, которое я называю “халдейская жратва” или “вавилонские колбаски” (рацион состоял в основном из мяса и вина). Но “нечистая” пища противоречила убеждениям Даниила, поэтому он попросил заменить её на овощи и воду. (Многие церкви сегодня используют этот термин, называя это постом Даниила.) Так почему же Даниил и его товарищи удерживались от этой еды? Что с ней было не так? Царская пища было нечистой по одной из трёх причин:
- мясо либо вымачивалось в крови, либо было полусырым, что было распространено среди язычников, но запрещено для евреев (Лев.17:11-12);
- мясо нечистых животных, запрещенных для еды законом Моисея и не употребляемых в пищу соблюдающими кашрут евреями;
- мясо было принесено в жертву идолам.
В любом случае, Даниил усматривал употребление такого мяса как нарушение его личных убеждений.
После такой десятидневной диеты, Даниил и его друзья выглядели лучше, чем те, кто питался с царского стола, поэтому диету они продолжили. Даниил придерживался скорее своих убеждений, чем взглядов общества. Что если бы Даниил стал объедаться царскими яствами? Не было бы никакой книги пророка Даниила, которую мы бы могли прочитать, потому что не было бы никакой истории. Даниил рискнул быть непохожим на современников и Бог почтил его за это. Помните, как Сверчок сказал Пиноккио: “Пусть твоя совесть будет твоим проводником”.
3. Смелость Даниила.
Завистливые враги Даниила подстрекали царя Дария издать указ, запрещающий молиться какому-либо Богу или человеку, кроме самого царя. Нарушителя указа предполагалось бросить в ров к голодным львам. Ловушка была готова и завистники ждали, когда Даниил проглотил наживку, однако он проигнорировал указ, невзирая на исход. Требуется смелость, чтобы проигнорировать закон, который может стоить тебе поста или самой жизни. Но когда молитва была объявлена вне закона, Даниил продолжал молиться.
Кто-то сказал: “Смелость — это не отсутствие страха, это победа над ним”. Кто-то ещё добавил: “Смелость – это страх, который помолился”. Смелость — это мужество делать то, что правильно, невзирая на цену. Обычно, христиане должны быть законопослушными гражданами и стараться быть примером для подражания. Однако есть случаи, когда закон противоречит нашей совести и идёт против Слова Божьего. Тогда нам следует иметь смелость подчиняться больше Богу, нежели человеку. Еще один писатель высказался так: “У львов не было никакого интереса к Даниилу, да и с чего бы ему интересовать их? Одна кожа да кости.”
4. Постоянство Даниила.
Когда царь Дарий осознал, что по ошибке подверг жизнь Даниила риску, он потерял покой. Будучи неспособным изменить абсурдный указ, царь отправил Даниила в ров. Заметьте, он сказал: “Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” (Дан.6:16). Даниил производил столь сильное впечатление, благодаря своей вере и образу жизни, что царь был уверен, что Бог его непременно спасёт, так или иначе. Постоянство – тяжёлая часть христианской жизни. Трудно делать что-то трижды в день, помимо еды. Даниил молился три раза в день и постоянно жил по вере.
Удивительно, как Бог использовал одного военнопленного, чтобы повлиять на целую империю. Несомненно, Даниил выделялся благодаря своим исключительным качествам. Он рискнул отличаться — и этим оказал огромное влияние на окружение. Тот же Бог, что был с ним тогда — Он и с нами сегодня. Он также будет нас использовать — если мы будем даже в плену стремиться к совершенству и профессионализму.
www.ieshua.org