Второзаконие 30:11-20:
“(11) Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; (12) Она не на небе, чтобы можно было говорить: “кто взошёл бы для нас на небо, и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?” (13) И не за морем она, чтобы можно было говорить: “кто сходил бы для нас за море, и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её?” (14) Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоём, чтоб исполнять его. (15) Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, (16) Я, который заповедую тебе сегодня — любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы его: и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идёшь, чтоб овладеть ею. (17) Если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им: (18) То я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете, и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан. (19) Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, (20) Любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову, дать им”.
Евреям 11:14-15:
“(14) … Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. (15) И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться…”
Откровение 1:18:
“… И живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти”.
Филиппийцам 3:10:
“… Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его…”
Многие христиане думают, что они должны изгнать дьявола с земли. Но наша война состоит в том, чтобы явить Божью жизнь. Мы говорим о кресте в его отношении к жизни. Для нас с вами очень важно знать суть этого отношения. Факт в том, что жизнь в духовном смысле можно получить только как результат креста Господа Иисуса Христа. Эта вечная жизнь даётся верующим на основании Его смерти через Его воскресение. При принятии этой жизни может не быть ощущения происходящего конфликта. Можно не осознавать, что существует эта сфера, где совершается борьба за жизнь. Причина этому очень проста. Господь Иисус сразился за дар вечной жизни в битве на кресте. Принимая то, что Он совершил, мы получаем этот дар по вере. Он сражался в этой битве и одержал победу. Это одна сторона креста и вопроса жизни. Через усвоение креста мы с вами получаем вечную жизнь. Но существует и другая сторона. С субъективной стороны результатом креста Господа Иисуса Христа стало то, что мы имеем жизнь с избытком. Вот собственные слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 10:10: “… Я пришёл для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком”. Жизнь с избытком требует, чтобы то, что Он сделал для нас, совершилось в реальности в нас. В этом ключ.
На Своём кресте Он имел дело с нашими грехами. На основании того, что Он избавился от них и мы верим в Его искупительное дело за нас и наши грехи, мы получаем дар от Бога — вечную жизнь. Но существует нечто, что постепенно должно совершиться в нас. Когда через силу креста в нас совершается работа, таким образом эта жизнь получает возможность выражать себя в постоянно возрастающей полноте. Дело в том, что наше “я”, которое является образом жизни в своём полном выражении, является естественной жизнью, которая направляет течение вечной жизни. Именно этой естественной жизнью мы должны заняться.
То, что было совершено ради нас, должно совершиться в нас. По мере того, как это происходит, жизнь становится всё более и более славным владением. Она становится возрастающим наслаждением и полнотой выражения через этого верующего. Мы с вами знаем, что творение, не соединённое с Богом, находится в состоянии беспорядка. Мы должны это видеть. Мы должны это знать. Этот беспорядок не соответствует Божьему замыслу, и Божья мысль перестала находить своё выражение. Он противоречит Божьему намерению, и, следовательно, Бог с ним не связан. Во-вторых, в этом состоянии присутствует несомненная связь с сатаной и смертью. Это не нечто пассивное. В беспорядке и хаосе есть в наличии активные элементы. В нём работают определённые силы. И эти силы не являются силами жизни, они — силы смерти. Смерть в работе, и с таким положением вещей связан сатана.
Во-первых, над таким состоянием творения должен совершиться суд. В соответствии с этим судом это ветхое творение должно быть удалено из поля зрения Бога. Оно должно прийти в такое положение, где всё творение в целом будет находиться под божественным запретом, когда ни одна его часть не может быть принята Богом. Это становится необходимым как первый шаг ко всему, что Бог будет совершать в соответствии с новым порядком. Бог совершил Свою работу над творением на кресте Христа.
Во-вторых, в жизни должно происходить действительное (уже произошедшее) и потенциальное разрушение власти смерти и сатаны. В этой точке многие люди уходят в сторону. Именно здесь к Евангелию примешивается много фальши. Дело в том, что люди не связывают эти два слова: действительное и потенциальное. Бог совершил это в действительности в личности Господа Иисуса Христа. Он сокрушил смерть в том, кто имел власть над смертью, то есть в дьяволе. Слово “сокрушил” является переводом слова, означающего “свести на нет”. То ли это значение, которое приписывают слову “сокрушил” некоторые люди? Иногда, говоря: “сокрушил”, мы думаем о том, чтобы прекратить чьё-то существование. Но не это является значением данного слова. “Свести на нет” означает в намерении Бога “сделать полностью неэффективным, недействующим”. Что касается Иисуса, сатана не имеет силы действовать. Он не может лично затронуть Иисуса. И сатана знает об этом. Единственный способ для сатаны коснуться Иисуса — через членов Его тела. У сатаны больше нет силы касаться Иисуса посредством смерти или любым другим оружием. Своей смертью Он сразил того, кто имел власть над смертью. В действительности это совершено во Христе.
Но мы употребили здесь и другое слово — потенциальный. Потенциальное сокрушение сатаны было совершено ради нас с вами, ради святых. Оно уже было обеспечено и мы можем участвовать в нём по вере, познавая суть совершённого в постоянно возрастающей степени. Что касается нас с вами, тот факт, что сатана лишён силы действовать, не является действительным. Но во Христе это было обеспечено для нас в потенциальном смысле. Во Христе мы видим разрушение сатаны и смерти. Во святых — это совершившийся факт, и, в то же время, — потенциально возможный. Это может произойти.
В-третьих, необходимо, чтобы было живое представление божественного порядка, который бессмертен и победил сатану, как образец, по которому могут быть преобразованы верующие. Эта необходимость была претворена в жизнь в Господе Иисусе Христе. Образец заключён в Нём Самом. Бог должен совершить Свою работу, достигнув конечной цели, в соответствии с образцом, которым для Него является Христос. Христос есть сумма божественного порядка. Уподобление Христу означает уподобление божественному порядку, представленному Христом. Так часто Божий народ не признавал этого. В первую очередь, мы должны признать, что Он — личность. И, прежде всего, Он — божественная личность. Он Сам включает в Себя сумму божественного небесного порядка. Это — истина Слова Божьего. Скиния, или храм, в древности выражали целую систему вещей. Они оба были прообразом Христа. Христос — священник, Христос — жертвенник, Христос — жертва, Христос — виссон, Христос — золото, Христос — совершенное человечество, Христос — всё, Христос — порядок Божий. Он является образцом всему.
“… Всё должно быть благопристойно и чинно( англ. — в порядке)”, говорит апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам 14:40. Когда мы приходим во Христа, мы занимаем своё место в божественном порядке. Это требует, чтобы вы были в правильном отношении друг с другом. Это абсолютная необходимость. Во Христе есть назначение, функционирование, относительность в отношении всего. Он представляет Собой чудесную божественную систему. Когда не проявляется послушание, признание и соблюдение всего, что относится к божественному порядку, у смерти и сатаны появляется возможность препятствовать. Когда в церкви нет порядка между Божьим народом, смерти легко занять свои владения. Если церковь в Коринфе являлась примером слабого свидетельства (а это так и было), причину этому найти нетрудно. Среди верующих царил беспорядок. Итак, Бог должен иметь возможность представить через кого-то этот божественный порядок, которому должны уподобиться верующие.
В-четвёртых, требуется жизненно-важный союз с Ним, как основа жизни постоянно и полностью пребывающей во Святом Духе. О, как нужно нам услышать это снова. Мы в своей среде сделали благословенный Дух Святой делом выбора. Но основой является жизненный союз с Ним. И в одинаковой степени важно быть полным выражением жизни. Она должна быть полностью во Святом Духе. Жизнь во Святом Духе является божественным порядком. Это ответ на всё. В первоначальном состоянии жизнь находилась под влиянием смерти, под властью сатаны. Беспорядок мог действовать очень энергично, но там не было Бога. Может происходить даже очень активная религиозная деятельность, но в ней нет Бога. Труднее всего достичь и вывести из состояния смерти религиозных людей, потому что религия ставит их в обманчивое положение. Бог устанавливает Свой новый порядок, который полностью под властью Святого Духа. Это означает, что всё будет подчинено Святому Духу. Мы с вами признаём, что если мы хоть сколько-нибудь движемся, действуем, мыслим или функционируем в наших жизнях не полностью подчиняясь благословенному Святому Духу, скорее всего, мы будем действовать вне Бога, и будем приносить смерть. Возможно, наши намерения самые добрые, и мотивы могут быть правильными, но очень много религиозной деятельности для Господа совершается не в Духе и не посредством Духа Святого. А конечным результатом всего этого будет смерть. Господь щедр и милостив, и так как проблема в основном в незнании, Он проявляет Своё долготерпение, Он ищет лучшие пути, которыми вести нас. Но это ни в коем случае не означает, что Он принимает то, что не от Святого Духа. В какой-то момент все эти дела разрушатся, и те, кто был вовлечён в них, сокрушатся и признают, что больший процент этой работы не был засчитан. Как грустно.
Тогда всеобъемлющим ответом является крест. Всё это собрано во кресте. Крест говорит, что тот порядок, который исходит от человека в его естественном, плотском состоянии, должен быть всецело отложен. Это идёт в полный разрез с экуменистическим мышлением нашего времени. Через крест Иисуса Христа Бог сказал: “Вы не можете служить Мне в своём плотском состоянии. Вы не можете приносить плод ради Моей славы”. Единственное, что может до конца выполнить Божью цель, это то, что исходит от Святого Духа. Единственное. На этом основании всё подвергается анализу и разборке. Например, те вещи, которые мы говорим. Наша речь представляет собой почву для постоянного вопроса: а было ли это сказано во Святом Духе? Недостаточно спрашивать самих себя: имел ли я добрые намерения? Нет. Или: сделал ли я это для Господа? Этого тоже недостаточно. Но: произошло ли это от Святого Духа? Принял ли я это решение во Святом Духе, или на основании своего собственного суждения, после того, как взвесив все “за” и “против”, пришёл к решению, что это — лучший выход? Во всём главный вопрос — жизнь во Святом Духе. Некоторые могут сказать, что это очень трудный путь.
Прежде чем что-то сказать, мы должны остановиться и спросить себя: во Святом ли я Духе? Я не думаю, что нам необходимо быть совершенными в этом с самого начала. Но мы ежедневно должны сознавать, что наши жизни должны быть подчинены Святому Духу, и каждый раз, когда мы осознаём, что туда закралось что-то от нас самих, мы должны показать в этом случае свою верность Богу. Я уверен, что медленно, но верно, мы достигнем такого положения, когда мы будем жить с постоянной готовностью в сердце сделать паузу и проверить наши побуждения и импульсы; проверить, может я действую просто от возбуждения и, может, просто основываюсь на выводе, сделанном из рассуждений. Наши жизни должны быть абсолютно отданы под Его контроль. В результате этого Дух Святой всегда будет направлять нас обратно ко кресту. Крест будет стоять вечно как юридический запрет Бога на плотского человека. Святой Дух возвратит нас с вами обратно к этой точке.
Крест является концом воскрешённой жизни, а не только её началом. “… Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его.” Почему Павел поставил смерть в конце десятого стиха в Послании к Филиппийцам, третьей главе? В этом нет ошибки. Таков порядок Святого Духа. Сила Его воскресения предполагает, что была смерть, но сама жизнь воскресения ведёт ко кресту. Жизнь обладает способностью исключать всё, что принадлежит смерти. Сила воскресения приведёт нас туда, где над смертью постоянно одерживается победа. Это место — крест Иисуса Христа, где прогрессивно, постепенно удаляется всё природное. Павел сказал: “… сообразуясь смерти Его.” Что означает постепенное избавление от основания смерти.
Какой силой мы можем выжить, выстоять, когда крест становится более реальной частью нашего опыта? Выжить было бы невозможно без Его воскресения в нас. Поэтому Павел молится: “… Чтобы познать Его, и силу воскресения Его” (Филиппийцам 3:10). Это означает уподобление смерти без полного разрушения. Дух Святой всегда работает в связи со крестом для того, чтобы сила Его воскресения могла постоянно возрастая всё больше проявляться в нас с вами. Вот, что является подоплёкой всего вопроса жизни.
Базой для победоносной жизни в нас является работа креста, удаляющего всё плотское. Больше всего враг ненавидит крест. Мы должны освободить наши умы от всякого ложного представления о кресте. Дело не в том, что смерть разрушает нас, но дело в том, что она прокладывает дорогу для большей полноты жизни — Его жизни. Крест удаляет всё плотское, чтобы мог войти Он. Вот какую жизнь всё время хочет Бог — жизнь с избытком. Это осуществляется посредством того, что Он снова и снова приводит нас ко кресту. Крест является основанием жизни. Именно там Господь Иисус покорил смерть и принёс жизнь Своим святым. Таким образом, весь вопрос состоит в жизни. Без этой жизни называть себя церковью означает давать ложное представление о Боге.