Должен вам сознаться: я не выношу, когда мне грубят. Вероятно, вам это тоже не особо по душе. Ирония в том, что сами-то мы частенько бываем грубыми с людьми.
Мы осознаем, что это плохо, и все же, несмотря на все усилия, грубость так и плещет наружу. И даже если нам все-таки удается держать язык за зубами, мысли предательски обнажают нашу сущность.
А ведь зачастую и никаких усилий прилагать не нужно, чтобы быть грубыми.
Мы же не грубим по расписанию: «6:45 – проснуться. 7:15 – нагрубить членам семьи». (На самом деле для некоторых из нас продержаться так долго уже было бы чудом!) Но у нас все же есть надежда. В этой статье я хочу дать определение грубости, рассмотреть причины того, почему так сложно преодолевать грубость, а также показать, как Евангелия искореняет грубость из наших сердец.
Определение
Некоторые социологи определяют грубость как «посягательство на чье-либо достоинство». По сути – недостаток уважения или внимания к чувствам или правам ближнего. Как правило, грубость не преднамеренный жестокий поступок, а побочный эффект нашей склонности ставить свои мысли, мнение и чувства выше других. Когда мы грубим, мы тем самым заявляем: «Я веду себя, общаюсь и воспринимаю людей правильно, и мне нет дела до тех, кому это не нравится». Своей грубостью мы обнаруживаем, что для нас важнее всего, а это и определяет то, кем мы есть.
В 1 Коринфянам 13 Павел пишет: «Любовь не бесчинствует», или в другом переводе: «Любовь не бывает грубой». Его мысль выражена в отрицательной форме, но ее можно перефразировать и утвердительно: «Любовь всегда принимает во внимание мысли, чувства и мнение других в той же мере, что и свои». Более того, любовь ставит других выше себя. Поэтому в Писании и сказано: «Почитайте один другого высшим себя». Однако если мы будем честны перед собой, то вряд ли признаем, что хоть кого-нибудь почитаем выше себя, не говоря уже обо всех. Особенно сложно относиться к людям нелицеприятно. Любовь призывает нас почитать всех выше себя – включая тех, кто совсем не похож на нас, более чувствителен по сравнению с нами, и даже тех, кто с нами груб. Любовь никого не списывает со счетов, думая: «Ну, они просто странные, и это их проблема». Возможно, кто-то действительно странный; но мы такие же. Этим мы оправдываем свое нежелание учитывать интересы окружающих, что возвращает нас к тому, с чего мы начали: наши чувства, предпочтения и «странности» мы считаем важнее других.
Почему так сложно преодолевать грубость?
Наверное, сложнее всего сдерживать себя и не отвечать грубостью, когда кто-либо наносит удар первым. Вас подрезали на дороге, кто-то протиснулся перед вами в очереди, на вас накричали и не проявили уважение – сложно не ответить тем же. Почему? Все потому, что подобные ситуации мы воспринимаем как скрытые нападки на нашу значимость и достоинство. В опрометчивых действиях или словах «обидчика» мы улавливаем подтекст: мы не настолько значимы, как он. Тут же вспыхивает наша неуверенность в своей значимости, и мы наносим ответный удар в попытке восстановить свое только что ущемленное достоинство, отыгрываясь при этом на других. Истинная же причина нашего гнева в ответ на грубость окружающих заключается в нашем страхе: а вдруг наши предположения верны, и мы действительно не так уж важны и значимы. Когда мы чувствуем угрозу своему достоинству, то начинаем яростно защищаться, ведь нас самих терзают сомнения.
По сути, грубость к другим – это (зачастую подсознательная) попытка утвердить свою значимость за счет значимости других. Мы так поступаем, потому что сами не уверены в собственной значимости. В корне грубости лежит убеждение, что моя значимость непосредственно связана с моими мыслями, чувствами, мнением и поступками. Стало быть, в отчаянных попытках утвердить свою самооценку, мы ставим свои мысли, чувства, мнения и поступки выше окружающих. В сущности, грубость – это проект по самооправданию. Поэтому вы никогда не сможете преодолеть грубость с помощью каких-либо маленьких ухищрений, как например, считать до десяти или повторять про себя стих «любовь не бывает грубой» как какое-то магическое заклинание. Как и любой другой грех, грубость – это проблема сердца, и пока мы не примемся за корень зла, любые другие усилия дадут лишь поверхностный и краткосрочный результат.
Как Евангелие искореняет грубость
Иисус никогда не был грубым. Он любил Бога и других совершенно, а любовь, как утверждает Слово, не бывает грубой. Это не значит, что истина, которую Он говорил, никогда не ранила. Ранить и нагрубить – не одно и то же. Со всеми сломленными и подавленными Иисус был добр, терпелив и почтителен. Грешники и изгои общества чувствовали, что они Иисусу небезразличны – что Он их ценил. Резкие слова Иисуса обычно адресовались тем, кто был слишком уверен в своей собственной значимости. Как и скальпель хирурга, эти слова причиняли боль, но сказаны были на благо. Однако же Иисус не был груб – Ему незачем было убеждаться в Своей значимости за счет посягательства на достоинство окружающих. Его значимость прочно укоренилась в Отце. Свою уверенность Он черпал не из мнения людей о Нем, а со слов, произнесенных с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Свое чувство значимости Иисус основывал на любви Отца к Нему. Ему не нужно было жертвовать достоинством других, чтобы доказать Свою значимость – а именно это мы часто и делаем. Напротив, на кресте Иисус принес в жертву Свое достоинство, чтобы доказать нам, как много мы значим для Него. И благая весть Евангелия освобождает нас от капкана, в который мы попадаем, когда соревнуемся с другими и основываем свою значимость на своих делах.
Крест Христа – окончательное и единственное подтверждение нашей ценности перед Богом – ведь Он отдал за нас Своего возлюбленного Сына. Этой истины, если только мы действительно держимся за нее, достаточно, чтобы искоренить все наши порывы утвердить собственную значимость за счет других. Иисус раз и навсегда утвердил нашу значимость ценой собственной жизни. Если мы верим в Евангелие, верим, что Бог определил, насколько мы несравнимо ценны для Него, перенеся несравнимые страдания за нас, то будем свободны как от нерешительности, так и от грубости. В конечном итоге в корне и того, и другого лежит стремление почувствовать себя значимым за счет людей – заслужить одобрение посредством человекоугодничества либо соревнуясь с другими. Вместо этого Евангелие учит нас обращаться с другими прямо и одновременно кротко. Мы говорим с другими открыто, но с любовью; возможно, придется произносить слова, которые причинят человеку боль, но это будет ему же во благо. Наша цель не подкрепить собственную значимость, а показать окружающим, что источник их достоинства – в любви Иисуса, а не в них самих. Когда мы от всего сердца верим Христу, Евангелие искореняет грубость.
Пастор Бенджамин Моррисон
© Церковь Голгофы, Светловодск
Да. Нужные слова, нужные чувства, нужная прямота!
Все от милосердия Божьего!
Но что такое — настоящая Иисусова любовь?
Этот хлеб мне по вкусу . В проповеди чётко показано , каким должен быть верующий человек и в ней же -лечение болезней сердца . Алелуя ! Слава Господу за наставление ! Аминь .