Вопреки житейской потребительской мудрости, нам лучше расстаться с мечтой об «идеальной церкви» и «полном соответствии с нашими желаниями».
Мы живем в мире, где выбора хоть отбавляй, как в ресторанной сети «Чипотле» в Штатах (американская сеть ресторанов, где подаются известные блюда мексиканской кухни) или в сети «Теремок» на родных просторах. Воздух, которым мы дышим, называется потребительство, а главный принцип – покупатель всегда прав.
Мы с благодарностью отмечаем как великий праздник наше право выбирать ингредиенты для буррито или блинчиков по своему вкусу. Притом что в «Теремке» мы к тому же судари и сударыни. В СМИ все крутится вокруг слова «я». Удовольствие от возможности все сделать, как хочет мое «я», заглушает боль в животе от несварения из-за неправильного подбора ингредиентов в буррито.
Такое потребительское отношение сильно влияет на наше мнение о церкви. Мы думаем, что церковь можно собрать по вкусу и настроению из разных ингредиентов так же, как мы накладываем себе еду в кафе, тщательно выбирая, что нам хочется, а что нет на данный момент. А если то, что предлагают в церкви, нам не по вкусу и вызывает не аппетит, а болезненные спазмы в желудке (пастор говорит неприятные вещи, музыка слащавая, рядом кто-то заговорил на языках), то мы просто проходим мимо этой церкви и ищем другую, с более подходящим набором продуктов. В городе полно мест, где можно купить буррито; наверняка среди них найдется то, где все будет соответствовать нашему вкусу и аллергиям.
Списки соответствующих ингредиентов обычно очень длинны. Мое поколение поднаторело в составлении этих бесконечных списков того, какой мы хотим, а чаще всего, не хотим видеть нашу церковь. Вот тут мы слишком современны, а тут слишком старомодны. То мы слишком умничаем, то слишком поверхностны. То чересчур мужественны, то слишком женственны. То делаем все на один манер, то пестрим вариантами. Мы выражаем недовольство по поводу музыки, проповеди, политики, пастора. Сокрушаемся, что церковь равнодушна к искусству, или слабо подкована в теме о холостяцкой жизни. Жалуемся на качество кофе во время совместных чаепитий, на то, что в причастии нет ощущения общины, что занятия по теме «колледж и карьера» вызывают споры, и т.д., и т.п. Всегда найдется что-то не по вкусу.
Хотим ненужное
Я не говорю, что все это абсолютно не важно. Но если мы будем смотреть на церкви только сквозь призму «нравится-не нравится» или искать ту церковь, где «все как надо» или где «принимают меня таким, какой я есть», то мы никогда не посвятим себя ни одной из них (ну, или, как настоящие протестанты, скорее, откроем новую церковь). Но церковь и не должна быть местом, где всех понимают, или где для каждого создают комфортную атмосферу. Церковь – это место, где надо понять Бога и узнать Его со всех сторон. Это не очень удобно, но прекрасно. Однажды проповедник Чарльз Сперджен, живший в 19 веке, сказал: «Если бы я мечтал вступить только в идеальную церковь, то моя мечта так и осталась бы мечтой. Но если бы даже я нашел таковую и вступил в ее члены, то она сразу превратилась бы в не идеальную, потому что я бы испортил ее своим присутствием. Так что, несмотря на все несовершенство наших церквей, лучше места на земле не найти».
Как правило, наши стремления изменить церковь тем или иным образом, не имеют под собой достаточно оснований, т.е. мы не нуждаемся в этих изменениях. У Петра и других учеников тоже были свои цели для «идеальной церкви» (сбросить иго римлян, изгнать всех язычников, и др.), но у Иисуса были совсем иные планы. Как бы ни было трудно это принять, у Бога есть потрясающая идея о том, что должна делать церковь, лучше всех наших идей вместе взятых. В конечном итоге, Петр тоже осознал это. Цель не в том, чтобы найти идеальную, подходящую мне по всем параметрам церковь (теологическим, архитектурным и политическим). Цель в том, чтобы стать одним из тех «живых камней», из которых строится «дом духовный», где все направлено на познание Иисуса и на Нем же держится, на краеугольном Камне, который строители отвергли (1-е Петра 2:4-7).
Расставание с мечтой
Вопреки житейской потребительской мудрости, нам лучше расстаться с мечтой об «идеальной церкви» и «полном соответствии с нашими желаниями». Я знаю по опыту, как влияет на человека погоня за этой мечтой. Может, из-за музыки (чересчур громкой и современной, на мой взгляд), может, из-за их привычки спонтанно молиться в группах по двое-трое (я – интроверт), или из-за их открытого отношения к проявлениям Святого Духа (я вырос в ортодоксальной баптистской церкви), но я не чувствую себя на 100% комфортно в нашей церкви. Она далека от той церкви, про которую я мог бы везде проставить «галочки» в своем списке предпочтений. Но именно здесь мы с женой лучше узнали Бога, выросли как верующие, и были полезны Богу, как никогда. Именно здесь я узнал, насколько идея о «подходящей» церкви противоречит идее о здоровой церкви.
Правильнее всего, когда в церкви все делается так, чтобы вы «подходили» под образ Христа (Ефес. 4-5). И это возможно в любой церкви, где поклоняются только Иисусу, твердо верят Евангелию и не искажают смысл Писаний, даже если она сильно отличается от того, что бы мы хотели собрать в нее по своему вкусу, как тот буррито.
Есть способ получше
Недавно у американцев появился новый тренд: теперь в «Чипотле»можно собрать не буррито, а собственную пиццу. Звучит заманчиво, но, когда попробовал свое «произведение кулинарного искусства», я был разочарован, т.к. никакой «вкусняшки» у меня явно не вышло. А вот в другом месте хозяева пиццерии выбрали совсем другой способ подарить клиентам хорошее настроение. Каждый день они продают только один вид пиццы, который придумывает сам шеф-повар ресторана по своему усмотрению с учетом сезонных продуктов. Когда я попробовал кусочек их пиццы, то был приятно удивлен, что не сочетаемые на мой взгляд продукты (побеги молодого гороха и цветная капуста) могли сделать пиццу такой вкусной!
Я думаю, что при выборе церкви может сработать этот же способ. Вместо «шведского стола» христианства, где выбор основан на нашем сомнительном чувстве вкуса и аппетите, не лучше ли приучиться любить церкви даже, если они трудны для восприятия и уводят нас за пределы нашей комфортной зоны? Вместо того, чтобы ехать километров 40 от дома, чтобы посетить церковь «по мне», не лучше ли посвятить себя служению в ближайшей от дома церкви, со здравым учением, где главный герой – Иисус, даже если там не очень комфортно?
Развиваем чувство вкуса вместе
Преданность несмотря на дискомфорт и конфликтующие нравы и вкусы: вот каким должно быть главное качество христиан. Представьте, что бы случилось, если б Господь при первой же ошибке Израильтян решил — ну, ладно, посмотрим, что у нас еще в ассортименте народов (Ханаане? Филистимляне? Египтяне?). Представьте, что Бог такой же, как и мы, нетерпеливый, все время недовольный выбором, ищущий идеальный вариант. Но Он не такой. Мы должны брать пример с Божьей верности в отношениях с Израилем, несмотря на все сложности. Здоровые отношения с церковью, как и в здоровом брачном союзе, возможны только при условии, что каждый дает обещание заботиться не о себе, а о другом, и не быть потребителями, но дающими.
Вам кажется все это слишком? Неприятно так, что не хочется даже думать об этом? Конечно, так оно и есть. Но в этом-то вся и соль. Ведь мы никогда не возрастем в вере, если будем брать от нее только то, что нам приятно. Мы растем, если постоянно вкушаем хлеб жизни вместе с той общиной, где следуют за Христом.
Источник: hristiane.ru