Я закончил разговор со своей четырехлетней дочкой такими словами: «Мы все грешники». Затем я посмотрел ей в глаза и добил: «А грех всегда делает больно. Больно, потому что за грех мы достойны наказания в аду».
Только что я сказал своей дочери, что она грешница, проклятая Богом. Вот теперь боюсь, что объясняя ей понятие первородного греха, я запустил скрытые психологические механизмы, которые однажды доведут мою дочь до депрессии и отчаяния.
Недавно я прочитал статью бышего евангельского верующего, который пишет под псевдонимом Билл Мюллер. Билл вспоминает, насколько сильно его напугали, когда пятилетнему рассказали о доктрине первородного греха. Вот его слова: «Я стоял в той комнате совершенно один. Осужденный, униженный и лишенный всякого человеческого достоинства».
Прошло тридцать лет и Билл задается вопросом: «Зачем мои родители вывалили все эти догмы на свою собственную плоть и кровь. Почему родительский инстинкт им не подсказал, какой урон эти догмы нанесут неокрепшей психике ребенка? Я чувствовал, что меня предали и ранили». С точки зрения Билла худшего преступления, чем назвать ребенка грешником, родитель даже представить себе не может. Билл использовал слова «насилие, унижение, разрушение» и даже «убийство души».
Но именно после прочтения статьи Билла я окончательно пришел к выводу, что должен рассказать детям об их греховности. И вот почему:
Библейское учение о грехе – это единственный способ для моих детей понять себя и окружающий мир.
Правда о нашей греховности, хотя и неприятна – это единственный сопосб для детей понять этот мир, который был прекрасен и благ, а теперь разбит в результате злых человеческих решений. Становится понятнее, почему одноклассник толкнул другого на игровой площадке, почему родители разводятся и почему в Ираке людям отрезают головы. А еще доктрина о грехе помогает детям понять, почему у них самих внутри возникает конфликт между добром и злом, почему одна их часть стремится к правде, красоте и добру, а другая постоянно подначивает к разрушительным решениями (Рим. 7:15-19).
Библейское учение о грехе – это часть большой истории о цели в жизни и надежде.
Если детям рассказать, что они грешники, и оставить их с этой новостью – это жестоко и только полуправда. Потому что история о человеческом грехе и проклятии – это только часть евангельской вести. Это серединка в бутерброде, в котором внизу предназначние, а сверху – надежда. Предназначение в том, что Бог создал нас по Своему образу и подобию, чтобы иметь с нами взаимоотношения. Надежда же – это упование, что верующий во Христа сможет восстановить это предназначение и образ Божий в себе (Еф. 4:24, Кол. 3:10).
Доктрина греха – это не какая-то страшная сказка, которую христиане выдумали для устрашения и порабощения других людей (и уж тем более не стокгольмский синдром, как это описывает Билл Мюллер). Это плохая новость, без которой не понять сути вести Благой (Деяния 2:37, Лк. 18:13).
Вместо окутывания детей в безосновательные фантазии о себе и окружающем мире, христиане должны рассказывать своим детям историю Евангелия. В этой истории и про грех, и про надежду на искупление и восстановление.
Давайте вернемся к началу этой статьи. Плохо ли я поступил, рассказав своей дочери, что она – грешница? Нет. Потому что о грехе придется говорить, если мы хотим рассказать детям Евангелие. А что делать с историей Билла? Можно ли так рассказать о грехе, чтобы после рассказа в человеке поселилось отчание или самооправдание? Да. Именно поэтому к этой теме надо подходить в духе любви, учитывая душевное состояние ребенка и не забывая рассказать и о надежде, которую мы обретаем во Христе.
Вот три способа сделать это правильно:
Если ваш ребенок согрешил, либо согрешили против него, воспользуйтесь ситуацией, чтобы рассказать Евангелие.
У детей обычно обостренное чувство справедливости. Они знают точно, когда с ними поступили несправедливо. Точно так же они точно знают обычно, что поступили неправильно. Родители могут использовать это для того, чтобы объяснить, почему люди делают друг другу больно, и что Иисус сделал, чтобы исправить людей.
Когда вы согрешаете, покажите своему ребенку, что верующий человек делает со своим грехом.
Дела говорят громче слов. И давайте честными будем: наши дети видят все наши проступки. Мы можем убеждать себя в том, что они ничего не видят, или мы можем в смирении признавать свои ошибки. Вот только недавно мне пришлось попросить у дочери прощения за то, что накричал на нее. Проявляя смирение мы можем о двух вещах рассказать детям. Во-первых, даже мамы и папы грешат. Во-вторых, верующие с грехом поступают следующим образом: они его исповедуют и оставляют, признавая, что Иисус умер за эти грехи (1 Иоанна 1:9).
Пользуйтесь детскими Библиями, в которых много картинок и рассказывается о том, как Иисус одержал победу над грехом.
У нас есть дома подходящая для этого книга – Библия в картинках. Там простой текст и очень крутые иллюстрации. В этой книге есть и про Адама с Евой, который согрешили и от которых грех пришел в совершенный мир, сделав его несовершенным. Там есть и про контраст райского сада с жизнью вне Эдема, где люди ненавидят Бога и причиняют друг другу боль. И в этой книжке есть и радостный рассказал, как Христос восстанавливает наши отношения с Богом.
Сказать ли мне своей дочери, что она – грешница? Я обязан, если я хочу ей рассказать о величаейшей истории любви, когда либо рассказанной: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
Источник: hristiane.ru