Вопрос: Может ли христианин брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях? Защищать в случае необходимости свою семью, от какого-то внешнего физического воздействия?
Отвечает Алексей Коломийцев: Этот довольно сложный вопрос часто становился причиной разногласий и споров среди христиан. На протяжении многих веков христианской истории всегда были люди, придерживавшиеся самых разных взглядов в этой области, от полного пацифизма и непротивления злу, до воинствующих крестоносцев, пытавшихся насаждать свою веру крестом и мечом. Тем не менее, при всей его сложности, сердцевину этого вопроса можно понять, исследуя Священное Писание.
Прежде всего, необходимо отметить, что Бог очень высоко ценит человеческую жизнь. Человек – единственное творение, созданное по образу и подобию Божьему. Его душа вечна и Бог имеет с ним определенное дело здесь на земле, подготавливая его к вечности.
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Быт 9:6)
Вместе с тем, здесь сказано, что кровь убийцы прольется рукою человека. Большинство исследователей Библии согласны, что здесь идет речь об учреждении государственной власти, которая призвана ограничивать распространение зла в обществе. Это повеление было провозглашено сразу после потопа. Известно, что Бог вынужден был уничтожить практически все население земли, потому что зло, живущее в сердцах людей, распространяясь безудержно и бесконтрольно, привело человечество в состояние полнейшего разложения (Быт 6:5). Это было демонстрацией того, что происходит с людьми, когда они живут сами по себе, без Бога. Живущий в человеке грех, неизбежно приводит к полному разрушению человечества.
Чтобы не позволить подобному случиться снова, Бог установил государственную власть. Назначение власти – контролировать распространение зла.
ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. (Рим 13:4)
Бог сделал это, чтобы человечество могло существовать столько, сколько нужно, для осуществления плана Искупления и созидания Церкви, главной цели, существования вселенной. Государственная власть и ее представители не в силах победить зло, сделав злых добрыми, но они могут и должны контролировать его проявление и распространение, чтобы люди не уничтожали друг друга. Для того чтобы представители власти могли это делать, Бог дал им право носить оружие, заставляя тех, кто делает зло, остановиться. В данном случае представители власти ограничивают зло физически. Иногда для достижения этой цели необходимо применение оружия, что, в свою очередь означает, что в определенных ситуациях, представителям власти, останавливая зло, приходится причинять боль, и даже лишать жизни тех, кто делает зло.
Таким образом, запрещая людям убивать друг друга, Бог разрешает государственной власти применять насилие, для того чтобы остановить действие зла, там где это возможно. Этот принцип хорошо можно видеть в Ветхом Завете. Одна из десяти заповедей, данных народу Израильскому, ясно и категорично запрещает одному человеку убивать другого.
Не убивай. (Исх 20:13)
В то же время, здесь же, Бог дает повеление обществу, в лице его старейшин, судить, приговаривать к смертной казни тех, кто совершил наиболее тяжкие преступления. Например:
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; 13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то [и] от жертвенника Моего бери его на смерть. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. 16 Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти. (Исх 21:12-16)
В еврейском языке, на котором была написана книга Исход, в этих местах используются разные слова, что видно даже в русском переводе – убивать (Исх 20:13) и предавать смерти (Исх 21:12).
Таким образом, можно сделать вывод, что Бог не позволяет одному человеку, убивать другого, но позволяет обществу, после соответствующих судебных процедур, лишать жизни тех, кто совершил особо тяжкие преступления. Это необходимо для предупреждения распространения зла и хаоса в обществе, что неизбежно обернется еще большим злом, для большего числа людей.
Исходя из этого видно, что правоохранительные органы вполне законны с Божьей точки зрения, и поэтому нельзя считать грехом службу в армии или полиции, даже если это связано с ношением оружия и применением его в тех случаях, когда это позволено законом. Представители этих органов имеют почетную обязанность защищать общество от разрушающего действия зла и его распространения.
Вместе с тем, этот вопрос, ясный в принципе, связан с большим количеством сложностей. Служащие в армии и полиции обязаны исполнять приказы своего командования. Это один из важнейших принципов службы. Проблема в том, что часто решения командования сомнительные с точки зрения их морали и законности. У солдата же или офицера, нет возможности обсуждать приказы. Он должен их выполнять. Это потенциально может ставить христианина в очень сложное положение. Например, война в Ираке, как оказалось, не была сильно связана с защитой безопасности США. Но она унесла жизни многих тысяч людей. Это означает, что тысячи солдат и офицеров нажимали на курок, посылая пули, ракеты и бомбы, которые лишали жизни людей. С одной стороны, они не несут прямой ответственности, потому что они делали это по приказу своего командования. С другой стороны, они невольно становились инструментами насилия, которое сомнительно и не оправдано, с правовой и моральной точки зрения.
Или другой пример, служащие в правоохранительных органах в странах с большим уровнем коррупции, сталкиваются с необходимостью выполнять несправедливые, а иногда и незаконные приказы своего начальства.
Кроме того, служба в армии обычно забирает очень много времени, требуя полного посвящения. Писание говорит, что христианин должен искать наиболее эффективного вложения своей жизни в созидание душ и созидание Церкви Иисуса Христа. По этой причине, в большинстве случаев, служба в армии – не самое эффективное вложение своего времени, сил и способностей.
Есть еще одна причина, по которой я не рекомендую ребятам служить в армии (конечно речь идет о странах, где служба в армии дело добровольное). Армейская среда, чаще всего представляет собой не самое лучшее место для духовного развития. Большинство людей, служащих там, не отличаются богобоязненностью и благочестием. Для христианина находиться в таких условиях достаточно сложно. Чтобы не слиться с этой средой, и быть светом среди них, необходима большая духовная сила и убежденность в Иисусе Христе. К сожалению, такими данными обладают далеко не все.
Поэтому, ответ на первый вопрос – службу в армии нельзя назвать грехом, хотя она может быть связана с обстоятельствами, которые будут толкать человека ко греху.
Ответ на второй вопрос в какой-то степени связан с ответом на первый. Писание повелевает защищать слабых, подразумевая, что нужно останавливать чье-то зло, действующее по отношению к ним.
научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис 1:17)
Особенно это касается тех, кто находится под нашей ответственностью. Апостол Павел учит, что глава семейства или мужчина в доме должен заботиться о своих домашних. (1 Тим 5:8) Эта забота, распространяется на все сферы жизни, от обеспечения правильного духовного развития, до физической безопасности. Обеспечение физической безопасности, так же как и забота о домашних в других сферах жизни, включает в себя намного больше, чем физический аспект. Например, если вашего сына обижают в школе, это не значит, что нужно пойти и набить обидчику нос. Отец, в данном случае, должен проанализировать, почему случилось то, что случилось, и что можно сделать, чтобы подобное не имело места дальше. Возможно, нужно встретиться с учителями, с родителями обидчика, с ним самим, помочь им увидеть ситуацию правильно и изменить отношение и действия обидчика. Кроме того, нужно помочь своему сыну правильно строить отношения с разными людьми, ведь мы живем в мире, полном грешников, склонных поступать агрессивно. Его нужно научить выдержке, точной реакции и мужественным, конструктивным действиям в острых ситуациях. Это и будет защитой. Ответная реакция насилия в данном случае не поможет, она возбудит ситуацию еще больше.
Специалисты, занимающиеся обеспечением безопасности известных людей, утверждают, что их работа это, прежде всего, работа ума, а не физической силы. Другими словами, необходимо сделать все, чтобы применение силы не потребовалось.
На это есть причины. Во-первых, применение физической силы имеет очень ограниченный положительный эффект. Оно может быть оправданным только тогда, когда нужно срочно остановить зло, приносящее кому-то боль или явный вред. Здесь нужно трезвое мышление и способность, точно определить, действительно ли применение силы – единственный вариант. Далее, быть уверенным в наличии сбалансированных возможностей, остановить зло, не причинив большего зла. Часто в страхе или панике люди делают здесь ошибки, которые потом дорого им обходятся. Но даже тогда, когда применение силы и сможет успешно остановить проявление зла, оно не может изменить злого сердца и намерений тех, кто его делает. Во-вторых, применяя силу, можно легко попасть в эмоциональный раж, и пересечь грань, где действительно оправданные действия, останавливающие зло, переходят в проявление зла или мести в ответ. Писание ясно повелевает, не воздавать злом за зло (1 Пет 3:9-10). В момент, когда сердце человека наполняется злом, даже если это в ответ на чье-то зло, его действия становятся разрушительными и греховными. В-третьих, применяя силу, легко нарушить закон, за что придется нести ответственность.
Расскажите, что делать на войне? Как правильно поступить? Идет война, допустим напали на страну с целью завоевания земель. Молодым людям нужно воевать или сделать все чтобы не участвовать в этом? Оправдано ли убийство на войне для христианина?
наше отечество на небесах. не воздавайте злом за зло. просто длительное время мира и благополучия в относительной демократии родили в нас кроме уже имеющихся христианских чувств чувтво государственной принадлежности и слияния и некоторые из нас люди вышли на майдан. я хочу задать вопрос где апостолы такое делали и к такому призывали чье мы детище божье или государственное которое прейдет.
Согласен полностью
ЗА!!!!!
Как можно поднимать оружие против брата своего?!,ведь мы не просто славяне ,народ,который долго жили в ОДНОЙ стране и считались ОДНИМ народом(и смешались_совокупились)…..Но ещё и надели крестики, и КАЖДАЯ СТОРОНА просит благословения у своих «духовных»наставников на то,чтобы убивать такого же ….с крестиком на шее!!!
И как можно верить ТАКИМ ПРАВИТЕЛЯМ,которые заявляют теперь,что «это враги»(не пахнет ли это затхлым прошлым ,вспомните:»враги народа»,затем «дети врагов народа»…).
А Господь наш ИИсус говорил:»любите врагов ваших,молитесь за обижающих вас…»—ВОТ К ЧЕМУ ДОЛЖНЫ ПРИЗЫВАТЬ ДУХОВНЫЕ ЛИДЕРЫ ВСЕХ ДЕНОМИНАЦИЙ!!!!! И тогда не будет конфликтов….
Называйте все своими именами!
Русский мир—это убийство насилие и зло!
Украинцы обязаны защищаться от зла .Защищать свой дом от надвигающихся целенаправленных убийц это обязанность и ответственность каждого!
Если имеешь силы и умения и призывает государство нужно идти и защищать ближних и справедливость. Пацифизм тоже зло, ибо благодаря пацифистам злые люди могут творить свои преступления. Пацифист имеющий возможность защитить ближнего и его не защитивший соучастник преступления.
Ни в одном случае общения Ивана Крестителя, Иисуса Христа или апостолов с воинами или их начальниками, последним ничего не было сказано о том, чтобы они покинули армию или сложили оружие.
Новый завет, четко и не двусмысленно определяет отношение к оружию.
Матф.26:52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.
Откр.13:10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых
Два этих места — есть предупреждение Иисуса своим ученикам, ОН очень хорошо знает нашу природу. Если у нас в руках оружие, то удержаться от пременения его в сложных ситуациях, таких которые описаны в Новом Завете очень трудно. Поэтому лучше держаться как говорится от греха подальше. Если ты Христианин то во время войны найдется много роботы и без того чтобы брать оружие в руки. Примеров как Бог спасал своих детей которые отказывались от оружия во вторую мировую множество. И наконец, Бог не нуждается в защите Его Царства земным оружием. Если Мы Христиане не по названию, а по призванию, то призвание наше война, но не против крови и плоти. Еф.6:12.
согласен найдется много работы, а вообще самый лучший вариант для медиков =) у них есть правило не взирать на лица, и помогать раненым как и своим так и противникам
Истинно так!!!!!!
К сожалению Новый Завет не даёт чёткого ответа на данный вопрос. «Брать ли христианину в руки оружие и в каких ситуациях, это правомерно?»- Почему? Возможно потому, что в контексте того времени, этот ворос не стоял…. Во многом согласен с автором статьи, разумно и коротко,- хотя и не всеобъемлюще…. Для меня этот вопрос остаёться открытым… Надеюсь, что и не придётся не него отвечать действиями. Для ЯРЫХ пацифистов,- обясните следующие строки Евангелия (Ведь Ветхий Завет чётко отвечает на этот вопрос, что и продемонстрировал автор статьи). Св.
Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; (Евангелие от Луки 22:36) Св. Евангелие от
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, (Матфея 10:34) 33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…(Послание к Евреям 11:32-34)….. И многие другие косвенные свидетельства о сотнике, воинах и прочих неосуждаемых за несение военной службы, но принявшых весть Евангелия….
Приветствую брат Алексей.
Столько тумана напустили и воды вылили…
Нет ничего сложного в этом вопросе.
Христианину в армии или полиции делать нечего.
Мы дети Божьи выкуплены из этого мира кровью Христа, освящены, отделены.
Наше жительство на небесах и Вы сами где то об этом говорили.
Жителям Небес есть ли какое дело до мирских разборок. Пусть мир этим и занимается.
Такую плавующую и двусмысленно лицемерную позицию Вы имеете потому что очень не хочется осложнять отношения с этим миром и быть гонимым за отказ брать оружие, клясться и выполнять прихоти властей. Боитесь портить с властями мирное сосуществование…
С неуважением за эту позицию, Владимир.
Согласен с вами брат Владимир. Ведь в погоне за государственностью, можно и брата во Христе на войне убить. К примеру, по учению православной церкви, убийство считается грехом, кроме убийства на войне. В этом вопросе нельзя допускать либерализм и допускать секуляризацию (смешение) Церкви и государства. Церковь это Невеста Христа Иисуса.
Аминь, брат!
В армии служить можно, оружие в руки брать можно, автор статьи ясно изложил позицию благоразумия в этом вопросе. Но это твое личное желание — служба. А некоторые так называемые христиане, говорят, о полном неповиновении властям, что само собой глупо. А традиция не брать в руки оружие — всего лишь традиция, как и традиция собираться в воскресенье, например.
Война — это агрессия. Решающую роль играет то, на чьей стороне ты выступаешь. Если на стороне агрессора, то ты грешник. Если защищаешь своих родных, детей , женщин и стариков от зла и смерти — ты миротворец. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — Иоан.15.13
10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
(Еф. 6, 10 –17)
Новый завет очень четко говорит о непротивлении злу. Ударили по правой щеке — подставь левую. Возлюби ближнего, как самого себя. Забирают верхнюю одежду — отдай и нижнюю. Любите врагов ваших!!! Молитесь за них, благословляйте!!! Ведь и за них умер Христос. Как можно исповедовать Иисуса Христа и побыстрее отправлять грешников в ад! Хотите исполнять волю Божию — благовествуйте, а не берите в руки оружие! просто смешно. Либо люди не до конца понимают учение Библии, либо это религия, а не истинная вера. Простите за прямоту.
А когда напала страшна агресор на другую страну(соседку) тоже не надо противится злу?, когда твою семью убивают у тебя на глазах не надо её защищать?, ну и конечно же воевать с оккупантом и защищать мой дом отдавая свою жизнь за меня должен только грешник, так чтобы покаяться у него не было шансов. В нагорной проповеди говорится Мат 5:9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» миротворцы это не пацифисты (загуглите чем миротворец отличается от пациента). Не надо выдавать трусость за Христианство.
Похоже, что большинство тутошних людей комментирующих вопрос — святые прямо.
Не ошибитесь.
С некоторых пор я стараюсь не читать и не слушать проповеди Алексея Коломийцева и А. Шевченко. И обозначил их под грифом,, Осторожно, опасно для души,,.
Христианин не должен поступать в армию и брать оружие так как мы жили и пока живём во времена язычников. Иисус Христос сказал Пилату, что Царство Его не от мира сего, то есть, нет служителей из челловеков живущих в этом мире которые подвизались бы защитить Его силой. Христос не упрекал учеников что они не воевали за Него, наоборот, запретил Петру применять меч. Конечно, не идти в армию и тем более не брать оружие в некоторых странах очень сложно, в чём и есть одна из причин гонений на истинных Христиан. Когда же наступит Царство Господа на земле, или мы по милости Божией будем с Ним в Его обителях, тогда мы ревностно будем делать всякую работу какую Он нам повелит будучи частью Его государственного аппарата.
Потому то Павел и говорит — обновляйтесь умом вашим, что бы вам понять волю Бога, благую, угодную и совершенную. Я не могу отнести себя к тем, кто знает Слово в совершенстве, но, часто встречаю добрых христиан, которые соглашаются, что все происходит по воле Бога, впадая в ступор, когда я напоминаю , в Слове написано — верующему в Бога все содействует ко благу. Библия ясно говорит, что в понятие искупления входит и исцеление тела человвека, т.е. Бог хочет, что бы человек был здоров душой и телом. Если это так и все все содействует ко благу верующему человеку, то в чем благо для страдающего неизлечимой (с точки зрения не верующих) болезнью,? Конечно, есть ответ на этот вопрос, и он не лежит на поверхности. Не нужно выдергивать из Библии фразы, слова и выражения (из контекста), которые подтверждают Ваше желание быть правым. Прав всегда Бог. Обновляйтесь умом Вашим, что бы вам понять волю Бога .
Всё из библии. Не убей написано дважды. Убей около двух тысяч раз. Иногда кто-то не убивает баб и детей. Таких более двух раз нужно было также убивать.
Считайте, за сутки на войне если активны 200 тысяч человек, из них 200 не имеют право убивать. Пусть ходят по минному полю.
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
5 Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою.
6 Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
7 Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
8 Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
9 Помысел глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.
10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?
12 Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
13 Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашёл её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
15 Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
16 ибо семь раз упадёт праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
17 Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся.
18 Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
20 потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
22 потому что внезапно придёт погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.
24 Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
25 а обличающие будут любимы, и на них придёт благословение.
Притчи 24 глава
… Оно (оружие) может быть оправданным только тогда, когда нужно срочно остановить зло, приносящее кому-то боль или явный вред . Это сейчас и делают , в том числе , христиане в Украине .