4-ая книга Царств 2 гл. содержит один из самых замечательных отрывков во всём Ветхом Завете. Эта глава повествует нам чудесную историю о стареющем пророке Илии и его слуге Елисее. Когда мы начинаем читать эту главу, мы видим, что Бог сказал Илии, что его служение на земле подходит к концу. Теперь он должен перейти Иордан и идти в определённое место, где небесная колесница поднимет его и перенесёт его в славу.
Проводя свои последние дни на этой земле, старый пророк решил посетить города Вефиль и Иерихон. Он пригласил своего слугу Елисея пойти вместе с ним, и они отправились, как я назвал бы, в “поучительное путешествие”. После посещения обоих городов они прибыли на берег реки Иордан. Илия снял свою милоть – широкую, не стесняющую движений одежду – и ударил ею по воде. Сверхъестественным образом воды реки расступились, и оба человека Божия перешли реку по дну. (см. 4-ая Цар. 2:8).
Когда они достигли другого берега, Илия обратился к своему слуге с вопросом: “Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя.” (ст.9). Ничуть не смутившись, молодой человек ответил: “Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне”.
На первый взгляд кажется, что Илия удивился просьбе Елисея. Он ответил: “трудного ты просишь” (ст.10). Потом Илия сказал: “Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.” (ст.10). Этим он сказал: “Если увидишь, как Господь будет забирать меня от земли, твоё желание будет исполнено. Но если пропустишь этот момент, придётся тебе идти домой разочарованным.”
Во время их шествия внезапно явилась огненная колесница с небес и разделила этих мужей. Илия в своей плоти был поднят на небо – и Елисей был свидетелем всего этого события. Он воскликнул: “Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои, и разодрал их на две части.” (ст.12).
Илия вознёсся – но его милоть упала на землю. Когда Елисей увидел её, он разодрал свои собственные одежды и одел милоть Илии. После этого он возвратился к Иордану и сделал то же самое, что перед этим сделал его господин: снял с плеча милоть и ударил ею по воде. Воды немедленно расступились, и Елисей перешёл реку по земле. Так молодой пророк начал своё собственное замечательное служение.
События, описанные в этой главе кажутся невероятными. Однако, что этот отрывок говорит нам сегодня? Я считаю, что Бог даёт нам здесь неоспоримый урок с очень ясным, простым значением: Бог хочет совершать более великие дела с каждым последующим поколением. И каждое новое поколение должно искать Господа, чтобы иметь свой собственный опыт хождения в Духе Святом и быть одарённым Его силой.
Замечательно читать о том, как Бог разделил воды Красного моря для Моисея или Иордана для Иисуса Навина. Но совсем другое дело просить Бога, чтобы Он совершал чудеса для нас. Однако, это как раз то, что Бог желает для нас. Он хочет творить чудеса и изливать больше от Духа Своего на народ Свой, намного больше, чем когда-нибудь в прошлом. Он желает умножить и усилить нашу веру, чтобы мы, как Елисей, просили двойную порцию Его помазания, для Его славы.
В этом отрывке Ветхого Завета Илия является прообразом Христа, восходящего к Своему Отцу. Иисус пообещал нам: “Вы сможете совершать более великие дела, чем Я, потому что Я иду к Отцу Моему.” (см. Иоан. 14:12). В сущности Он говорил: “Вам понадобится больше помазания, силы и власти, чем имели предыдущие поколения. И Дух Мой снабдит вас всем необходимым для победы.”
1. Мой первый вопрос при перечитывании этой истории был следующий: “Зачем Илия взял Елисея с собой в это головокружительное путешествие?”
Почему старый пророк захотел, чтобы его слуга сопровождал его в Вефиль и Иерихон? Естественно, это не было какое-то сентиментальное путешествие для Илии, как бы посещение памятных мест. Нет, этот старый мудрый муж хотел научить Елисея (как и нас сегодня) тому, что все мы нуждаемся в большей силе Божьей и большем помазании.
Эти мужи Божии пришли сначала в Вефиль, что значит “Дом Божий”. Воистину, Вефиль имел великое духовное наследие. Сам Иаков принёс здесь своё жертвоприношение. Однако, спустя многие годы, что-то случилось с великим городом. Иеровоам поставил здесь золотого тельца и очень скоро все жители предались идолопоклонству. В результате этого целое поколение было потеряно, предано скептицизму, насмешкам и богохульству, ограблено от своего духовного наследия.
Отступление людей было так велико, что они, скорей всего, насмехались над Илией и Елисеем, когда они появились в городе. Как мы знаем это? Спустя день или чуть позже, когда Елисей появился в этом городе опять, молодые люди выбежали из города понасмехаться над ним.
Сейчас же, когда они вдвоём шли по улицам, Илия, наверное, заметил, что его слуга был в ужасе и негодовании при виде этого полностью отступившего народа. Илия в своё время тоже имел встречу с отступниками на горе Кармил. Но он знал, что выйти навстречу этому новому поколению нужна была сверхъестественная сила ещё в большей мере. Эти молодые люди были ещё более жестоки и нечестивы, чем идолопоклонники, с которыми он воевал на горе.
Я считаю, что в этом месте Илия решил испытать своего слугу. Он, наверное, предложил ему: “Елисей, почему бы тебе не остаться здесь и не пасти этих людей? У тебя есть призвание, ты хорошо обучен. Ты сможешь восстановить великое наследие Вефиля.”
Я уверен, что Елисей слушал внимательно, потому что он знал, что его учитель был очень проницателен. Однако я думаю, что молодой пророк быстро вспомнил историю другого пророка, которого Бог послал в Вефиль, чтобы произнести пророчество против идолопоклонства Иеровоама. Этот пророк воскликнул: “Иеровоам, твой золотой телец рассыплется!” – и телец немедленно упал с алтаря, рассыпая пепел вокруг. Когда Иеровоам увидел это, он протянул руку к пророку, повелевая взять его, но его рука вдруг одеревенела.
Бог ознаменовал служение безымянного пророка другими сверхъестественными делами. Но этот же святой пророк позже был сам соблазнён и пошёл на компромисс, не имея достаточно духовной силы.
Когда Елисей проанализировал положение дел в Вефиле, он понял, что не готов противостоять против всех злых духов этого города. Он понял то, о чём Илия знал с самого начала, – что он нуждается в помазании Духа Святого в более сильной мере прежде, чем он смог бы противостать всему злу в этом нечестивом городе. Поэтому он сказал своему господину: “Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя.” (4Цар. 2:4). Затем, Писание говорит: “…и пошли оба.”
Я верю, что Вефиль является прообразом такого же нечестивого общества, каким стало наше общество за время одного поколения. Мы также живём среди богохульников и насмешников. И это нынешнее поколение является более развращенным, чем те, в которые жили Илия и Елисей. Эти святые пророки видели детей, насмехающихся и богохульствующих, – в то же время, как американские дети убивают друг друга. Совсем юные подростки убивают без всякого сожаления и угрызения совести, – убивают родителей, одноклассников, невинных прохожих.
Я не хочу судить одинаково всю молодежь. Я знаю, что есть много верующих подростков в этом обществе, которые горят для Господа. И я благодарю Бога за каждого молодого человека, кто стоит за Христа в это безбожное время.
Однако это время требует также, чтобы Божий народ получил двойную порцию Его силы и власти для того, чтобы достичь это потерянное поколение. Потребуется помазание в такой мере, какой мы не видели во всей истории человечества. Святой остаток должен будет встать, подобно Елисею, и воззвать: “О Господь, ещё больше помазания требуется”.
2. Мы знаем, что это путешествие было совершено не только ради Елисея, но также ради того, чтобы наставить каждое последующее поколение.
Илия и Елисей пришли в Иерихон, что значит: “место, называемое приятным”. В это время, однако, город был бесплодным, сухим, полностью безжизненным. Не было ни деревьев, ни пажитей, ни плодов. Всё было полностью высушено, потому что ядовитый поток попал в источник воды, снабжающий Иерихон.
Этот город представляет собой мёртвое, сухое христианство – церковь, описание которой дано в Откровении следующим образом: “ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв.” (Откр. 3:1).
Илия образовал в Иерихоне школу пророков, и, очевидно, он с Елисеем посетили эту школу. Некоторые из этих молодых, начинающих пророков подошли к Елисею и спросили: “знаешь ли, что сегодня Господь берёт господина твоего и вознесёт над главою твоею?” (4Цар. 2:5). Елисей быстро оборвал их: “Знаю, молчите”.
Эти сильные молодые мужи Божьи изучали Писания. Они даже имели некоторые пророческие видения, так как они знали, что Илия будет взят в этот день. Это было поколение служителей, которое было бы послано в будущем по всей Иудее и Израилю служить обществу – строить школы, кормить бедных, проповедовать слово.
Но чего-то явно недоставало у них: силы, помазания и авторитета Духа Святого. На следующий же день эти же служителя начали просить Елисея разрешить им поискать тело Илии на случай, если Дух Святой вдруг упустил его на какой-нибудь горе или в долине. Они были полностью невежественны в путях и действиях Духа Святого. Они могли свидетельствовать, проповедовать, говорить о чудесах – но они никогда не переживали сами силу Божью.
Илия, наверное, слышал их разговор с Елисеем. И он, наверное, думал, понимает ли его слуга, куда это плотское, мёртвое служение идёт. Итак, старый пророк ещё раз решил проверить своего юного протеже. Очевидно, он предложил: “Елисей, ты видишь новое поколение служителей. Но ты явно можешь видеть недостаток работы Духа в них. Почему бы тебе не остаться здесь и начать учить этих служителей духовным путям? Только ты сможешь пробудить это мёртвое, сухое, интеллектуальное служение.”
Но Елисей знал, что будет, если он начнёт работать с этими людьми. Они, конечно же, помнили сильное служение Илии и, вероятней всего, постоянно приставали бы к нему с вопросами о нем: “Сколько часов в день твой господин молился? Сколько времени он проводил в книгах закона? Какими методами он пользовался? Какие доктрины он проповедовал?”
Елисей закончил бы тем, что проводил бы всё своё время, считая и вспоминая все пробуждения и чудеса прошлого. И эти молодые служителя тратили бы всю свою энергию, пытаясь стать маленькими Илиями, надеясь повторить его чудеса, однако не имея силы и авторитета Духа Святого.
Церковь сегодня попала в то же самое состояние. Мы изучаем прошлые движения и пробуждения, ища ключи, пытаясь найти методы, чтобы свести огонь с неба. С тех пор, как я помню, церковь всегда молилась о пробуждении Духа Святого, какое было в прошлом. Однако всё это исходит из желания видеть, как Бог восстанавливает что-то, что Он делал в прошлом.
Елисей ответил своему учителю: “Не останусь здесь. Не оставлю тебя.” (см. ст. 2,4 и 6). Он знал, что не смог бы повлиять ни на кого в этом мёртвом, сухом обществе до тех пор, пока не получил бы своё собственное прикосновение от Бога. Он не мог рассчитывать на великие дела, совершённые Илией. И он не собирался удовлетвориться ничем меньшим, чем большее помазание Духа Святого, чем у его учителя.
Он этим говорил Илии: “Я уважаю веру моих отцов, духовных гигантов прошлого. Но я знаю, что Господь хочет творить что-то новое. И я должен иметь большее помазание, чем когда-либо виданное раньше.”
Я хочу опять вернуться к сцене на реке Иордан. Почему Илия настоял на чудесном переходе через реку? Иордан не был глубокой, широкой рекой, и Писание не говорит о том, что он был переполнен в это время. Кроме этого, там было пятьдесят сильных молодых пророков, которые ожидали на другом берегу реки, способные в течение нескольких часов сделать для них плот.
Я думаю, что Илия хотел научить своего преемника, что чудесные переходы прошлого – от Моисея и Иисуса Навина до настоящего времени – это всё история. Он хотел бросить вызов Елисею: “Когда ты начнёшь своё собственное служение и будешь проповедовать, что твой Бог – это Бог чудес, ты должен будешь свидетельствовать о том, что Он сделал для тебя лично. Я скоро уйду, Елисей. И завтра, когда ты вернёшься к этой реке, я хочу, чтобы ты перешёл её таким же образом. Верь Богу для чудесных действий в твоей собственной жизни.”
Большинство из нас не имеют веры в Божьи чудеса для нас сегодня. Мы проводим огромное количество времени, перечитывая о всех чудесах в Писании, однако, всё это время Бог хочет сказать нам: “У Меня есть что-то ещё лучшее для тебя. Я хочу творить чудеса в твоей жизни – изменить твой дом, привести в порядок твою семейную жизнь, спасти твоих не имеющих спасения возлюбленных. Ты встретишь на пути своё собственное Красное море, свою реку Иордан – и Я хочу разделить их воды перед тобою”.
3. На берегу Иордана Илия спросил Елисея: “Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя.”
Старый пророк не предложил ему это как джин, выскочивший из лампы и взявшийся исполнить три желания. Он предложил это Елисею, как богобоязненный учитель в вере. Это был ещё один последний экзамен и он хотел увидеть, как его юный последователь поступит в этом случае.
Я уверен, что большинство сегодняшних христиан ответило бы: “Это общество настолько испорчено, всё становится ещё хуже с каждым днём. Я устал от этой борьбы, устал от дьявольских нападок. Сейчас даже жить опасно. Илия, возьми меня с собой. Я хочу домой. Мне кажется, в колеснице найдется место для обоих нас.”
Действительно, мы, как Божий народ, должны взывать: “Гряди, Господи Иисусе!” Но в то же самое время Иисус сказал нам: “Ждите, пока Я приду.”
Елисей знал на тот момент, что быть у Господа ему было ещё рано. Он знал, что Бог скорбел о непокорных детях Вефиля и бесплодном обществе народа Божьего в Иерихоне. Он также знал, что необходимо было на этот момент: он должен был оставаться и взять на себя ответственность за это безбожное общество и мертвую религиозную систему.
Я уверен, что он сказал Илии: “Ты показал мне состояние этого общества. И ты знаешь, что мне понадобится больше силы, помазания и авторитета, чем кому-либо из бывших прежде меня. Поэтому я и прошу двойную порцию Духа, которого Бог дал тебе”, “дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.” (4Цар. 2:9).
Когда Илия услышал это, он ответил: “трудного ты просишь“ (ст.10). Однако, для кого осуществление этой просьбы было трудным? Было ли это трудным для Бога? Или это было трудным для Илии, который воскрешал мёртвых и сводил огонь с неба?
Нет, это было трудным для Елисея. Это было что-то, что он должен был получить сам для себя. Илия не обладал способностью наделить своего слугу Духом, обитавшим в нём самом. Только Бог может дать Духа Своего человеку.
В то же самое время Илия ответил: “Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так; а если не увидишь, не будет.“ (ст. 10). Таким образом, Илия говорил: “Дух Святой не может творить что-то особое в тебе до тех пор, пока ты опираешься на меня. Ты должен увидеть меня ушедшим. Я тебе больше не нужен, Елисей. Обратись к Господу, Чей Дух делал работу через меня. Он ответит на твой зов.”
В тот же момент, когда Елисей увидел своего господина уносившимся в небесной колеснице, он взял на себя ответственность за продолжение работы Божьей для своего поколения. Когда он стоял на том же берегу Иордана, он воззвал к Богу словами: “Где Господь, Бог Илии, – Он самый?” Тем самым юный пророк говорил: “Господи, все мои духовные отцы умерли или ушли. А это ужасное время требует даже больше того, что Ты давал до сих пор. Господь, совершай Свою работу опять, на этот раз через меня. Я должен иметь большее помазание Духа Святого сейчас.”
4. Елисей пошёл опять в те же самые города, где он был вместе с Илией.
Теперь, получив прикосновение от Бога, Елисей пошел вперёд со своей собственной верой. Его первой остановкой был Иерихон. Пятьдесят пророков в Иерихоне немедленно признали наличие Божьего помазания на нём и сказали: “тот же дух, который был на Илии, теперь почил на Елисее.” Для всех было очевидно, что этот незаметный слуга теперь действовал в силе и авторитете Духа Святого.
Молодые пророки сказали Елисею: “Вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.” (4Цар. 2:19). Они говорили: “В воде есть что-то, что отравляет всё кругом.” Очевидно, что эти мужи Божьи были не в силах остановить горький, ядовитый поток, несущий с собой смерть в Иерихон.
Согласно пророка Исаии, это “приятное место” представляет собой служение: “Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его.” (Ис.5:7) (В английском переводе: “приятное насаждение”). Вода здесь является образом Слова Божьего.
Видите ли вы теперь всю картину здесь? Ядовитые воды Иерихона обозначают загрязнённое слово, проповедуемое из-за кафедр. Эти мужи Божьи никогда не разделались полностью со своими собственными грехами, поэтому их проповеди были исполнены яда. Эти безжизненные, ориентированные на плоть проповеди были причиной духовной смерти среди народа.
Покажите мне проповедника, который больше не верит в непогрешимость Божьего слова, который отвергает истину о девственном зачатии, кто привязан к тайному греху, кто больше не оплакивает грех, который он видит в доме Божьем – и я покажу вам церковь, которая умирает по причине яда, исходящего из его сердца.
Каким же образом можно было избавиться от яда в Иерихоне? Нужно было всего-навсего очистить исток воды. Елисей это и сделал. Он взял чистую чашу, наполнил её солью и высыпал её в исток воды. Вскоре воды очистились и жизнь воспряла вокруг.
Конечно, соль, которой пользовался Елисей, представляет собой проповедь чистоты и святости. А чистая чаша, которую он взял, – служителей, омытых Кровью Христа и освящённых очищающим огнём Духа Святого, приготовленных проповедовать чистое Евангелие. Возлюбленные, единственное, что может остановить ядовитый поток в доме Божьем – это святые, чистые сосуды, которые ходят свято и проповедуют чистое слово со свежим помазанием.
После этого Елисей пошёл обратно в Вефиль – в развращённое общество с потерянным молодым поколением. Как только он появился там, он был осмеян: “И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребёнка.” (4Цар. 2:23-24).
Что за ужасная картина! Вы, вероятно, подумали: “Как жестоко было с Божьей стороны допустить, чтобы медведицы напали на этих малых детей.” Но слова “малые дети” здесь слабо переведены. В оригинале с еврейского эта фраза звучит: “молодые люди”.
Стал ли Елисей причиной их смерти из-за своего себялюбия или из-за гнева, потому что был осмеян? Нет. Этот служитель Божий действовал силой и авторитетом Святого Духа. Эти молодые люди совершили ужасный грех. Позвольте мне объяснить.
Несомненно, что эти молодые люди слышали о вознесении Илии на небо. Однако, насмехаясь над Елисеем словами: “Иди, плешивый!”, они высмеивали действия Духа Святого. Они слышали истину о делах Духа Святого, но не принимали её. Их действия против Елисея были в самом деле актом богохульства против служения Духа Святого – грех, который не прощается.
Молодые проповедники нашего времени поступают так же,
как поступали пророки в Вефиле.
Многие годы Бог был терпелив к отступившим служителям в Вефиле. Множество людей стекалось сюда поклоняться делу рук человеческих. Господь посылал многих пророков, включая Илию, со словами предостережения. Но пришло время, когда Бог не стал больше мириться с идолопоклонством и нечестием города. Поэтому Он послал на это место человека с двойным помазанием Духа Святого. Елисей пришёл в Вефиль с авторитетом, проповедуя наказание за грех.
Слишком многие молодые служителя сегодня полагаются на те же плотские методы, какими пользовались отступившие служителя в Вефиле. Они вводят в дом Божий ту же музыку, которая однажды ввела наше общество в непокорность и разврат. Они стараются научить общество, пропитанное грехом, как завлечь неверующих в церковные здания. И вместо того, чтобы предложить им прославление и служение, они предлагают им юмористические вечеринки и концерты рока. Они больше стараются занять молодёжь чем-то, нежели указать им на их грех и пустоту с помощью простого, чистого Евангелия.
В то же самое время, церковь встречает тот же дух богохульства, что и во времена Елисея. Воинствующие гомосексуалисты насмехаются над Словом Божьим. Престижные музеи Нью-Йорка с гордостью выставляют богохульствующее искусство: крест Христа, погруженный в бак с мочой; портрет девы Марии, испачканный слоновьим навозом. Когда-то было немыслимым даже вообразить себе такое кричащее, надменное нечестие.
В то время, как умножается грех в эти последние дни, я встречаю, однако, множество богобоязненных людей, ищущих Господа. Я называю их “команда Елисея”. Они живут и действуют с Господом, молясь, оплакивая нечестие в обществе и церкви, ища большего помазания Духа Святого. И все они слышат то же самое слово от Господа: суд стоит у дверей. Когда они видят ужасные катастрофы, происходящие вокруг, – наводнения, ураганы, нападения смертоносных насекомых, они знают, что это Бог обращается к людям.
Лично я не удовлетворяюсь изучением прошлых пробуждений. Я желаю видеть действия Духа Святого в совершении ещё больших чудес, как и обещал Иисус. Я буду продолжать проповедовать милосердие и прощение тем, кто имеет ухо слышать, но я никогда не буду тем, кто съеживается при виде богохульников. Пришло время, когда нужно предупредить всех богоненавистников: ваше время истекло. Бог приведёт вас в банкротство ужасными судами. И когда это будет происходить, даже самые закоренелые богохульники скажут: “Это делает Бог.”
Команда Елисея не удовлетворится с текущим положением вещей или старанием скопировать некоторые пробуждения, происходившие в прошлом. В данный момент они находятся наедине с Богом, постоянно молясь о большей силе Духа Святого. И они готовят свои сердца к тому, чтобы видеть Господа, творящего всё новое в эти последние дни! Аминь.
Конечно, есть проповеди сильнее этой,на тему Елисея и Илии. Но все же проповедь Давида Вилкерсона -сильный вызов нечестию нашего времени,времени отступления. Своими искренними словами этот муж Божий и ныне зовет нас противостать нечистоте и греху. Да будет имя Господне благословенно!
Аминь.