Главная причина, почему поколение третьего тысячелетия (“милленниалс”) уходит из христианства, – это разрушенные семьи. Так считает автор новой книги, в которой обсуждается проблема утраты веры многими молодыми людьми. Однако есть и ободряющие моменты.
В своей книге “Оставившие веру: почему поколение третьего тысячелетия теряет веру, и как вернуть молодежь” (Abandoned Faith: Why Millennials Are Walking Away and How You Can Lead Them Home) соавторы Алекс МакФарланд и Джейсон Хименес изучают это “хваленное поколение” и выясняют причины – “что пошло не так”. Авторы исследуют факторы, влияющие на молодых людей сегодня, и предлагают советы родителям и церковным лидерам, как наладить с молодежью отношения и убедить их вернуться к Христу.
52-летний МакФарланд – апологет и директор Центра Христианского Мировоззрения при университете в Гринвилле (Южная Каролина) – в интервью для “The Christian Post” сказал, что, по его мнению, важнейшим фактором, уводящим “милленниалс” (рожденных в 1982-2004 годах) от Иисуса, является разрушенные отношения в семьях. Однако он тут же добавил, что Бог работает среди молодежи, и есть также обнадеживающие признаки.
“Есть кое-что действительно позитивное в “милленниалс”, – говорит МакФарланд. – Это сердце, готовое служить другим”.
“Двадцать пять лет назад было настоящей проблемой собрать группу молодых людей для миссионерской поездки. Сегодня же ситуация почти противоположная”, – отмечает он.
“Сегодня нет проблем с тем, чтобы поехать с молодежью в развивающиеся страны, где грязь и много тяжелой работы”, – добавляет МакФарланд, хваля молодых людей за их рабочую этику и сердце слуги (“что весьма вдохновляет”).
Но что касается подлинной духовности, то большинство американских подростков сегодня верит в “некую смесь праведности от дел, религию психологического здоровья и далекого, не вмешивающегося Бога”, – объясняет МакФарланд, цитируя социолога Кристиана Смита.
“Они практически представляют Бога таким себе добрым лекарем, существующим для обогащения моего жизненного опыта, но который не особо вмешивается в мою жизнь”, – утверждает МакФарланд.
В прошлом месяце “The Christian Post” опубликовал данные, что лишь 10% американцев (и только 4% “милленниалс”) придерживаются библейских взглядов и “хоть как-то” (по каким-нибудь измеримым стандартам) живут согласно им. “The Christian Post” ссылалось на данные недавних опросов, проведенных Институтом Американской Культуры и Веры. По сравнению с предыдущими поколениями, “милленниалс” ближе всего к категории “нерелигиозности” (religiously unaffiliated) – о чем говорят результаты опросов исследовательского центра “Pew Research Center”.
Признавая тот факт, что многие традиционные церкви полны “седых глав” и неспособны достигать людей младше 40 лет, МакФарланд считает, что главная проблема кроется глубже.
“Я должен сказать это, – с чувством говорит он, – сказать как пастор, исследователь, учитель и просто христианин, которому не все равно, что происходит; главнейшая причина снижения рейтинга христианской веры среди молодых людей – это распад семей”.
Когда Хименес – соавтор упомянутой выше книги – искал истинные причины ухода “милленниалс” из церквей, то множество раз слышал рассказы о проблемном детстве. Многие молодые люди, хотя и росли в христианских семьях, никогда не видели, чтобы их родители жили согласно своей вере.
Хименес вспоминает встречу с одним “любящим поспорить” студентом колледжа во Флориде. “Если Бог существует и знал, что мы будем страдать, почему Он вообще тогда нас сотворил?” – спросил он. Хименес пообщался с ним и его подружкой и выяснил, что оба росли в христианской семье, но никогда не видели, чтобы их родители читали Библию или молились вместе. Отец девушки часто читал своей семье нотации о Библии, но оставил семью ради другой женщины.
“Я не удивляюсь тому, что они усомнились в Боге, в Его природе и Его безусловной любви, – отмечает Хименес в своей книге. – Если то, во что верили их родители, правда, почему же они не практиковали это? Если Бог так любящ, почему их родители не демонстрировали друг к другу такую любовь?”
Из-за своего лицемерия, легализма, чрезмерной опеки и разрушенных семейных отношений родители негативно влияли на веру своих детей.
Многие родители, чьи дети ушли от Бога, высказывают глубокое сожаление о том, как они воспитывали их. Хименес приводит такой пример:
“Я делал недостаточно, – сокрушался один отец. – Я не был для них таким, каким должен быть отец, в каком отце они нуждались. И теперь, когда они взрослые, ни один из них не обладает крепкой верой. Я должен был сделать больше – больше как лидер, – а не оставлять это дело моей жене и церкви, чтобы они вместо меня воспитывали моих детей”.
Авторы книги “Оставившие веру” подчеркивают, что не пытаются всю вину свалить на родителей. Наоборот, их цель – “помочь родителям понять те факторы, которые негативно повлияли на их детей, и дальше двигаться с надеждой касательно их уже взрослых детей”.
Хименес указывает, что хотя культура и церковь играют заметную роль в жизни людей, их влияние “намного уступает влиянию родителей”.
“Дом – это церковь в миниатюре”, – говорит МакФарланд, вспоминая слова Эдит Шеффер, жены знаменитого евангельского мыслителя Френсиса Шеффера, который сказал: “Бог дал нам семью, чтобы приготовить наши сердца к принятию Евангелия”.
Хотя традиционно считается, что в 60-ых годах прошлого века либеральная теология вымостила дорожку для разрушения института семьи, МакФарланд придерживается иного мнения.
“Именно проблемы в семьях вымостили дорогу для отвержения истины и ортодоксии”, – убежден он. МакФарланд относит себя к числу тех, кто считают, что будущее христианство – его подъем или упадок – зависит от состояния семьи.
Тем не менее, духовный голод среди “милленниалс” сохраняется, – убежден МакФарланд. Многие хотят познать Бога, хотя внешне и скрывают это.
Недавно МакФарланд встретился со студентами философского факультета в Ванкувере (Британская Колумбия). По его оценкам, среди присутствующих было 95% атеистов. Однако многие из этих интеллектуалов-атеистов просили молиться о них – потому что они чувствуют себя “глубоко одинокими”.
МакФарланд убежден, что “милленниалс” – это поколение, “голодающие из-за недостатка отношений”, чьи сердца изнывают по глубокой дружбе. И эти “милленниалс” – пусть в пирсингах и тату – “замечательные люди”, и могут быть “отличными друзьями”.
Однако оставление многими молодыми людьми христианской веры – это еще одна важная причина, почему вся Церковь должна объединить свои усилия (считают авторы). Особенно в наши дни, в свете тройной угрозы: от радикального ислама, воинствующего секуляризма и сексуальной революции.
Многие церкви должны протянуть друг другу руку и сказать: “Знаете, у нас больше общего, чем разъединяющего”. Именно об этом молился Иисус в Ин. 17:21, говоря: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня”.
“The Christian Post” также спрашивал у МакФарланда о других причинах оставления церквей поколением третьего тысячелетия, о роли негативного церковного опыта.
МакФарланд признает, что молодежь пропитана недоверием к институциональным структурам и авторитарным методам. Среди молодых людей наблюдается отвращение к церкви и любой “организованной религии”. Но в то же время такое же недоверие проявляется и по отношению к университетским профессорам, глаголющим с кафедр.
““Милленниалс” – это цифровые аборигены, социальные глобалисты, духовные эклектики”, – объясняет МакФарланд. Поэтому у них “не много общего с истеблишментом и различными традициями”.
Главным источником их скептицизма и отвержения Евангелия являются не интеллектуальные возражения, но эмоциональные раны.
МакФарланд однажды взял интервью у 32 известных атеистов и выяснил, что 28 из них – бывшие протестанты. По его словам, он собрал обильный тогда материал. Хотя эти атеисты (бывшие протестанты) объясняли свои взгляды различными софистскими аргументами, ряжеными в научные формулировки, “почти у каждого был болезненный церковный опыт – лицемерный пастор; жестокий отец – хотя и дьякон церкви; легалистичный проповедник, который, однако, загулял с секретаршей”.
“Подобно этим крикливым атеистам, многие “милленниалс” пережили эмоциональную боль в церковном опыте, что вымостило им дорогу к интеллектуальному скептицизму”, – объясняет МакФарланд.
В дальнейшем христиане, которые действительно переживают о благовествовании среди “милленниалс”, должны принять следующий подход к служению: “инвестировать и ничего не ожидать взамен” (убежден МакФарланд).
“Мы должны любить людей, строить с ними взаимоотношения, работать над тем, чтобы они нам доверяли и уважали нас, даже если они никогда не придут к Христу”, – советует МакФарланд. При этом он отмечает важность поиска сверхъестественной Божьей мудрости “на каждом шагу”.
По мнению МакФарланда, церкви, которые хотят “находить и удерживать”, должны овладеть так называемою “социально-апологетическою сообразительностью”.
“Чем больше наша культура отдаляется от признания христианских основ, тем большая возникает необходимость строить доверительные отношения с людьми, прежде чем вы рискнете что-то им сказать о Евангелии”, – убежден МакФарланд.
Источник: ieshua.org