Послание к Римлянам 12:12 «…утешайтесь в надежде, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…»
Моя простая и по-человечески невозможная цель в это утро, в этой проповеди, состоит в том, чтобы вы все были бы посвящены молитве. Это моя цель, потому что Библия призывает нас быть такими. Текст моей проповеди — Послание к Римлянам 12:12, являющийся частью более длинной цепочки увещеваний. Здесь говорится, что мы должны «утешаться в надежде, в скорби быть терпеливыми, в молитве посвященными (proskarterountes)».
В вашей Библии может быть написано: «в молитве постоянны» или «в молитве преданны». Все это — смысловые оттенки этого слова. Слово «Посвященные» — это хороший перевод. Это слово используется в Евангелии от Марка 3:9, где говорится: «[Иисус] сказал ученикам Своим, чтобы готова (proskartere) была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его». Лодка должна была быть отделена — посвящена — чтобы увезти Иисуса, если бы от толпы стала исходить угроза. «Посвященный» значит предназначенный для выполнения какой-то задачи, определенный для этого.
Что касается лодок, то они просто причалены. Но люди не так посвящают себя. Когда это слово применяется по отношению к человеку, это означает, что он посвящен или определен не только в смысле назначения и должности, но и в смысле действий в рамках определенной задачи и ее активного выполнения. Так, например, в Послании к Римлянам 13:6 Павел говорит о роли правительства так: «Для этого вы и налоги платите, потому что они Божьи служители, этим самым постоянно занятые (посвященные этому самому)». То есть, они не только назначены Богом для какого-то задания, но отдают себя ему.
Это слово примечательно тем, что в пяти из десяти случаев его употребления в Новом Завете оно относится к молитве. Послушайте, помимо Послания к Римлянам 12:12, есть:
Деяния 1:14 (после вознесения Иисуса, когда ученики ожидали в Иерусалиме излияния Святого Духа): «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его»;
Деяния 2:42 (О ранних уверовавших в Иерусалиме), «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»;
Деяния 6:4 (Апостолы говорят): «…а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова»;
Колоссянам 4:2 (Павел говорит всем нам): «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
Итак, мы можем сказать, согласно Новому Завету, что нормальная жизнь христианина — это жизнь, посвященная молитве. И поэтому вы должны задаться вопросом, переходя из 2002 года в 2003 год: «Посвящен ли я молитве?»
Это не значит, что молитва — это все, что вы будете делать . Так же, как быть посвященным жене не означает для мужа, что он будет просто общаться со своей женой. Его преданность ей влияет на все в его жизни и заставляет его всячески отдавать себя ей. Поэтому быть посвященным молитве не означает, что вы занимаетесь только тем, что молитесь (хотя Павел говорит в другом стихе: «Непрестанно молитесь». 1 Фес 5:17). Это означает, что будет иметь место пример молитвы, который выглядит как посвященность ей. Он не будет одинаковым для всех. Но он будет чем-то значительным. Посвященность молитве выглядит иначе, чем непосвященность ей. И Бог знает это различие. Он призовет нас к ответу: были ли мы посвящены молитве? Есть ли пример пребывания в молитве в вашей жизни, который можно справедливо назвать «посвященностью молитве»?
Я думаю, что большинство из нас согласится, что некоторые виды молитвы нельзя назвать «посвященностью молитве». Если вы молитесь лишь тогда, когда в вашей жизни наступает кризис, то это нельзя назвать примером посвященности молитве. Молитва только перед едой является системной, но соответствует ли она примеру «посвященности молитве», к которому призывал Павел? Короткая молитва «Вот, когда ложусь я спать…» в конце дня, вероятно, не является примером «посвященности молитве». Молитва в машине «помоги мне, Господи», по принципу «попаду-не попаду», когда вам нужно место, чтобы запарковаться, не является «посвященностью молитве». Все это хорошо. Но я думаю, мы согласимся, что Павел ожидает чего-то большего и иного от последователей Христа, когда он говорит: «Будьте посвящены молитве».
Не будем забывать во всем этом, как мы видели на прошлой неделе, что крест Христа — Его смерть вместо грешников — является основой всех молитв. На вопросы, ПОЧЕМУ и КАК мы молимся, не было бы приемлемого ответа, если бы Христос не умер вместо нас. Именно поэтому мы молимся «во имя Иисуса».
Когда я размышлял о препятствиях для молитвы, на которые я мог бы обратить внимание, некоторые из них относятся к вопросу: «ПОЧЕМУ нужно молиться?» А некоторые из них относятся к вопросу: «КАК молиться?» В это утро я хочу сосредоточиться на вопросе «КАК?». Не потому, что вопрос «ПОЧЕМУ?» не важен. Просто мне кажется, что мы сможем получить все наши богословские ответы на вопрос «почему нужно молиться?», и при этом оставаться очень небрежными и безразличными к молитвенной жизни. Итак, я дам краткий ответ на вопрос «ПОЧЕМУ», а затем сосредоточусь на практических вопросах «КАК?», которые, я молюсь, побудят вас решиться выйти на новый уровень «посвященности молитве» в 2003 году.
ПОЧЕМУ нужно молиться?
Я начну с трех кратких ответов на вопрос: «ПОЧЕМУ мы должны быть посвященными молитве?».
1. Библия повелевает нам молиться, и мы должны делать, что говорит Бог. В этом тексте, и во многих других, говорится: «Будьте посвящены молитве». А если нет, то мы непослушны Писанию. Это глупо и опасно. Если молитва дается вам с трудом, считайте себя обыкновенно падшим и греховным, как и всех нас. Затем боритесь. Проповедуйте себе. Не позволяйте своим грехам, недостаткам и мирским наклонностям управлять вами. Бог говорит: «Будьте посвящены молитве». Боритесь за это.
2. Нужды в вашей собственной жизни, в вашей семье, в этой и других церквах, в миссионерском деле по всему миру и в нашей культуре в целом являются огромными и острыми. Во многих случаях — на весах рай и ад, вера или неверие, жизнь и смерть. Помните скорбь и мучение Павла в Послании к Римлянам 9:2 за его погибающих одноплеменников? И помните, как в Послании к Римлянам 10:1 он искренне молится за них: «Братья, желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение»? Когда мы молимся, на весах вопрос спасения. Вы не узнаете, для чего нужна молитва, пока не поймете, что жизнь — это война. Одним из главных препятствий для молитвы является тот факт, что жизнь для многих из нас проходит слишком обыденно гладко. Фронт сражения где-то там, а здесь, в моем крошечном пузыре мира и удовлетворения все хорошо. О, да откроет Бог наши глаза, чтобы мы видели и чувствовали нужды вокруг нас, и это будет являться огромным потенциалом для молитвы.
Третья причина для молитвы состоит в том, что Бог действует, когда мы молимся. И Бог может сделать больше за пять секунд, чем мы можем сделать за пять лет. О, я научился этому за долгие годы. Как это удивительно, — склонять голову по нескольку раз и обращаться к Богу во время подготовки проповеди, во время какой-нибудь зашедшей в тупик душепопечительской беседы, какой-нибудь беседы-свидетельства, на какой-нибудь планерке, и иметь прорыв за прорывом, которые не наступали, пока я не помолился. Какой важный урок для того, чтобы с нетерпением и жгучим желанием приступить немедленно к работе, ведь мне так много предстоит сделать, и я не знаю, как мне со всем этим справиться; но я заставляю себя поступать по-библейски, разумно, и я использую время, чтобы стать на колени и помолиться, прежде чем приступить к работе; и чтобы, стоя на коленях, дать возможность идеям осесть в моем разуме, — идеям о том, как решить проблему, составить проповедь, разрешить кризис или решить богословскую проблему, — и таким образом сэкономить себе часы работы и разочарования, не биться головой о стену в попытке выяснить то, что прояснилось за пять секунд озарения! Я не хочу сказать, что Бог избавляет нас от тяжелой работы. Я имею в виду то, что молитва может сделать вашу работу в пять тысяч раз плодотворней, чем вы можете сделать это в одиночку.
Есть еще причины, но это — три ответа на вопрос: «ПОЧЕМУ нужно молиться?»: 1) Бог повелевает нам молиться, 2) нужды велики, и на карту поставлены вопросы вечности; 3) Бог действует, когда мы молимся, и часто делает больше за несколько секунд, чем мы могли бы сделать за многие часы, недели, а иногда и годы.
Есть много других вопросов о молитве, требующих ответа, которым я не могу уделить внимания сейчас. Для этого в книгах «Жаждущие Бога», «Благоволения Божьи» и «Да возвеселятся народы» есть длинные главы о молитве; и поэтому есть целая книга под названием «Голод по Богу: Стремление к Богу через молитву и пост». В частности, если вам не понятно, как молитва о спасении людей вписывается в концепцию о безусловном избрании, откройте сразу страницы 217-220 или книгу «Благоволения Божьи».
Как молиться
Но в оставшееся у нас время в это утро я хочу поговорить о том, КАК молиться. Я хочу попытаться вдохновить вас практическими, библейскими возможностями, которые вы, возможно, никогда не рассматривали, или, может быть, пробовали, но не выдерживали до конца — проваливали попытку «быть посвящеными молитве».
Я попытаюсь обрисовать в общих чертах, что значит быть посвященым молитве без узко направленной точки зрения в стиле «или по-моему, или никак». Мы все очень разные. У нас разные расписания. У нас разные семьи. Мы находимся на разных этапах жизни с разными к ней запросами. Мы находимся на разных уровнях духовной зрелости, и никто не становится зрелым за одну ночь. То, что вы, может, будете делать через пять лет в своей посвященности молитве, возможно, заставит вас оглянуться назад и задаться вопросом о том, как вы пережили время затягивания поясов. Однако все мы можем двигаться вперед. Павел любил писать своим церквам и говорить: «Вы трудитесь хорошо, но трудитесь все больше и больше» (Филиппийцам 1:9; 1 Фессалоникийцам 4:1, 10). И если есть такое место, где применима эта фраза «все больше и больше», то это место — наша посвященность молитве.
Я разложу эти практические предложения на пять пар, каждая из которых начинается с определенной буквы, что вместе пишется как «СООНС». Слово «СООНС» не означает ничего. Случилось так, что эти пары имеют такое правописание. Но если вы захотите придумать ему какое-то значение, то вы могли бы сказать и без этих пар, что посвященность молитве исчезает, как сон.
С – Свободная молитва и сформулированная молитва
Здесь я имею в виду разницу между структурированной и неструктурированной молитвами. Быть посвященным молитве будет означать, что произносимое вами во время молитвы зачастую будет в свободной форме и неструктурированным, а часто сформулированным и структурированным. Если вы облекаете свои молитвы лишь в свободную форму, вы, вероятно, станете мелким и банальным. Если вы молитесь лишь сформулированными молитвами, ваши молитвы, вероятно, станут механическими и пустыми. Оба способа молитвы очень важны, но не по принципу «или тот, или другой», а по принципу «и тот, и другой».
Под молитвой в свободной форме я подразумеваю то, что вы будете регулярно хотеть изливать Богу душу, и вы будете это делать. Вы не захотите никакого сценария, руководящих принципов молитвы, списков или книг. У вас будет так много нужд, что они будут приходить на ум без какой-либо заданной формы. И это хорошо. Без этого очень сомнительно, есть ли у нас вообще какие-либо истинные взаимоотношения с Христом. Можете ли вы представить себе брак или дружбу, в которых все общение сосотоит из прочтения списков, книг, или цитирования заученных наизусть текстов? Это было бы до крайности искусственным.
С другой стороны, я умоляю вас не думать, что вы настолько духовно глубоки, находчивы, плодотворны или дисциплинированы, что можете обойтись и без помощи форм. Я имею в виду четыре вида форм, которые, надеюсь, все вы используете.
Форма №1. Библия. Молитесь Библией. Молитесь библейскими молитвами. На этой неделе мы выстраиваем наши молитвы вокруг молитвы из Послания к Ефесянам 3:14-19.
Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
Заучите ее и молитесь ей часто. Молитесь молитвой Господней и во время этой молитвы выражайте каждую фразу своими словами, и применяйте ее к людям, из-за которых у вас тяжесть на сердце. Молитесь повелелниями из Библии: «Помоги мне, помоги моей жене, моим детям, старейшинам церкви, нашим миссионерам любить тебя, Боже, всем сердцем, всей душой и всеми силами». Молитесь обетованиями Библии: «Господи, используй всю Свою власть на небе и на земле и сделай так, чтобы наши миссионеры почувствовали сладость обетования, что Ты будешь с ними до скончания века». Молитесь предупреждениями Библии: «Господи, дай мне воевать против похоти с такой настойчивостью, какой учил Ты, когда сказал: «Вырви свой глаз и иди в небо вместо того, чтобы оставить его здоровым и отправиться в ад». Откройте перед собой Библию, поставьте один локоть на одну сторону, а другой — на другую, и молитесь каждым абзацем, либо чтобы раскаяться, либо чтобы хвалить Бога, либо чтобы благодарить, либо чтобы ходатайствовать.
Форма № 2. Списки. Молитесь по спискам. Я имею в виду списки людей, за которых нужно молиться, и списки нужд, о которых нужно молиться. Если вы можете вспомнить всех людей и все нужды, о которых вам следует молиться, без списка, то вы Бог. Мне необходимы списки — некоторые в памяти, а некоторые на бумаге. Я запомнил около 70 человек, за которых я молюсь поименно каждый день. Но этот список не включает в себя записанные имена людей, которые прибыли на миссии в дом пастора, за которых Ноэль и я молимся каждый вечер. Он не включает в себя наших миссионеров, имена которых я зачитал из списка. И это только люди, не говоря уже о нуждах, которые меняются в моей собственной душе и в семье, в церкви и в мире неделя за неделей. Поэтому я призываю вас использовать списки людей и списки нужд. Храните какую-нибудь молитвенную папку, записную книжку или файлы в своем карманном компьютере. Помните, я говорю только о второй половине этой пары: свободные и сформулированные молитвы. Не забывайте ценность свободы. Действуйте по принципу «и то, и другое», а не «или то, или другое».
Форма № 3. Книги. Каждый день или через день молитесь по книгам, таким как «Операция «Мир» — другая страна и дело Христово в ней». Какое сильное средство, чтобы обрести сердце размером с земной шар и видение верховенства Бога! Молитесь, например, посредством книги «Чрезвычайная посвященность» — взгляд на страдания и преследуемую церковь, по одной странице на каждый день года. Возьмите мою книгу «Да возвеселятся народы», откройте ее на страницах 57-62 и молитесь о 36 вещах, о которых молилась ранняя церковь друг за друга. Возьмите «Долину виденья», книгу пуританских молитв, и молитесь о том, о чем молились великие святые прошлого. Мы очень глупы, если думаем, что, предоставленные сами себе, без помощи хороших книг, мы увидим все, о чем говорится в Библии, и все нужды, о которых мы должны молиться.
Форма № 4. Образцы. Разработайте образцы молитв, которые дадут вам некоторое направление, что делать в первую очередь, во вторую и в третью, когда вы станете на колени. Одним примером, как я уже говорил, было бы построение ваших молитв вокруг каждого прошения из молитвы Господней. Образец, который я использую практически каждый день, — это образец концентрических кругов, начиная с моей собственной души — грех и нужды которой я чувствую наиболее остро — и далее молитва за мою семью, затем за пастырский персонал и старейшин, затем за всех сотрудников церкви, затем за наших миссионеров, затем за общие нужды большей Церкви и за дело Христово в миссиях и культуре. Без какой-либо формы или образца, как этот, я, как правило, замораживаюсь и двигаюсь в никуда.
Итак, первая пара — это свободная и сформулированная молитва. Неструктурированная, со свободно текущими нуждами, благодарениями и хвалой; и структурированная, с вспомогательными средствами, такими как Библия, списки, книги и образцы молитв. Если вы «посвящены молитве», вы будете стремиться к свободе и форме в своей молитвенной жизни.
O — Молитва в одиночку и в общении
Быть посвященным молитве будет означать, что вы будете регулярно молиться в одиночку и регулярно молиться в общении с другими христианами.
О, как это важно — нам встречаться с Богом наедине через Иисуса Христа. Не существует христианства без личного доверия Богу и без общения с Ним через Иисуса. Без этого все — это шоу, шелуха и притворство. Сюзана Уэсли с ее шестнадцатью детьми натягивала на голову свой фартук на кухне, и все дети знали, что это было знаком тишины в кухне. Дети должны научиться тому, что мама и папа проводят с Иисусом время, которое является священным, и им нелья мешать. Находите место для молитвы, планируйте время, учите детей дисциплине.
Но я думаю, что молитва в собрании верующих более пренебрегаема, чем молитва наедине. Молитва в одиночку и в общении. Новый Завет изобилует примерами общих молитвенных собраний. На самом деле большинство примеров молитвы в Новом Завете подразумевают собрания с целью молитвы. Деяния 1:14: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его» — это характерный пример, который вы найдете. Деяния 12:12, когда Петр вышел из тюрьмы, он «…пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились». Молитвенные собрания были нормой и, думаю, нормативом в ранней церкви.
Быть посвященым молитве в Новом Завете, безусловно, включало в себя молитву с народом Божьим. Как с этим обстоят дела у вас? Это — не углубленное христианство. Это — азы христианства. На эту неделю у нас запланировано двенадцать 30-минутных молитвенных собраний, плюс восемь часов всенощной молитвы в пятницу. Эти варианты задуманы для того, чтобы помочь вам совершить новый прорыв. В течение оставшегося года есть также шесть 30-минутных еженедельных утренних молитвенных собраний в среду 5:45 вечера в даунтауне. Еще есть малые группы, которые собираются на молитву и служение. Еще есть воскресные утра, включающие в себя молитвы в форме песен и другое. Если собираться для молитвы не является частью вашей посвященности молитве, сделайте 2003 год годом прорыва. И та, и другая молитва: в свободной форме и сформулированная, в одиночку и в общении.
О – Отчаянная молитва и отрадная молитва
Быть посвященным молитве будет означать, что вы будете приходить к Богу в молитве, часто в отчаянии и часто в восторге. Я просто имею в виду, что молитва является местом встречи с Богом в вашей глубочайшей боли и страхах; молитва является местом встречи с Богом в вашей наивысшей радости и благодарности. Подушка, которую вы кладете под локти, становясь ежедневно на колени перед Отцом, будет заплаканной. И все же, поскольку Бог является Богом, который слышит молитвы, вы будете говорить вместе с апостолом Павлом: «…нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2 Кор 6:10). И часто радость будет сокрушать бремя этого падшего мира — как и должна — и вселит в вас желание прыгать от радости. Отец хочет встречаться с вами и в такие времена. Будьте посвящены молитве с чувством отчаяния и с чувством отрады — во время поста и во время пиршества. Не по принципу «или та, или другая», но по принципу «и та, и другая».
Н – Неудержимая молитва и нескончаемая молитва
Все, что я имею в виду, — это короткую и длинную молитву. Я бы сказал «короткая и длинная» молитва, но тогда буквы не будут соответствовать, и аббревиатура не будет значить ничего. Кроме того, неудержимая молитва более живая, и именно такой молитва может быть время от времени. Если вы посвящены молитве, из вас регулярно будут вырываться молитваы хвалы, благодарности и нужды, и они будут длиться не более нескольких секунд. И если вы посвящены молитве, у вас будет время, когда вы будете задерживаться на длительное время в молитве к Господу. Иногда я делаю быстрый телефонный звонок Ноэль, а иногда мы проводим вместе вечера. Если вы любите Христа, опираетесь на Него во всем и дорожите Им превыше всего, вы будете встречаться с Ним часто с неудержимыми, а часто и с нескончаемыми молитвами.
С — Спонтанная и спланированная молитва
В чем разница между этим типом молитвы и «свободной и сформулированной» молитвой или «неудержимой и нескончаемой» молитвой? Под «свободной и сформулированной» молитвой я имел в виду содержание наших молитв — то, что мы делаем, когда приходим помолиться. Под «неудержимой и нескончаемой» молитвой я имел в виду продолжительность наших молитв. Под «спонтанной и спланированной» молитвой я имею в виду время для наших молитв.
Если мы посвящены молитве, мы будем молиться спонтанно в течение дня — непрестанно, как говорит Павел, — постоянный дух общения с Христом, хождение по духу и знание Его постоянного личного присутствия в вашей жизни. План того, когда вы говорите с Ним, отсутсвует. Это будет происходить десятки раз в день. Это нормально и хорошо. Это означает быть посвященным молитве.
Но если у вас есть только это, вы не будете иметь это очень долго. Истинно богатый плод спонтанности растет в саду, в котором хороший уход осуществляется за счет дисциплины расписания. Итак, я умоляю вас, назначайте время молитвы. Планируйте его на 2003 год. Когда вы будете встречаться с Ним регулярно? Сколько времени Вы будете уделять? Я советую вам начинать каждый день таким образом. Готовы ли вы планировать один полный день, два раза по пол дня или сутки наедине, с другом или супругом (-ой) — не для чтения книги, а для молитвы по четыре часа или по восемь часов? Как? Просто читая Библию и превращая все прочитанное в молитву. У меня с Ноэль были несколько самых насыщенных дней вдали от дома, когда мы выбирали короткую книгу из Библии, читали одну главу, затем делали перерыв и молились этой главой о нашей семье и церкви. Затем читали еще одну главу и молились, и так далее. Но это не происходит само собой. Это должно быть спланированно. Это не спонтанно. Это структурировано. И это славно.
Итак, вот оно. Слово Божье для нас сегодня – «будьте посвященными молитве». Пребывайте в ней постоянно. Будьте приверженными ей. Почему? Бог повелевает нам делать это; нужды велики, и от этого зависит вечность, к тому же Бог слышит молитвы и делает за пять секунд больше, чем мы можем сделать за пять лет.
И как же нам быть посвящеными молитве? Вот так. Без них молитва исчезает, как сон. Пусть ваша молитва будет…
С — Свободной и сформулированной
О — В одиночестве и в общении
О — Отчаянной и отрадной
Н — Неудержимой и нескончаемой
С — Спонтанной и спланированной
Пусть Господь даст вам дух благодати и умиления на этой неделе молитвы и в течение всего года.
- © «Жаждущие Бога»
- Разрешение: Вам разрешается и мы поощряем вас к тому, чтобы вы воспроизводили и распространяли данный материал в любом формате при условии, что вы никаким обраом не измените слова и не будете взимать плату сверх расходов на воспроизведение. Для публикации в Интернете предпочтительней будет ссылка на данный документа на нашем веб сайте. Любые исключения из выше указанного должны быть одобрены служением «Жаждущие Бога».
- Пожалуйста, включите следующее заявление в любую распростряняемую копию: Джон Пайпер. © «Жаждущие Бога». Веб сайт: desiringGod.org
Очень благодатная и поучительная проповедь. Вдохновляет!!!
Спасибо за комментарий молитвы Отче Наш, с шестнадцати лет отскакивала на зубок, а с недавнего времени стал читать Не введи нас, а убереги, ибо не вводит Господь в искушение. Думал сложности будут в прочтении, нет, прижилось Слово и Слава Богу