У меня есть несколько друзей, которые невероятно умны. Они не только обладают справочником в своей голове, но они знают, что делать со всей этой информацией. Они устанавливают связи, решают проблемы и предлагают идеи, которые по праву можно назвать блестящими. Находясь в их окружении, в большинстве случаев, вдохновляешься.
Я говорю «в большинстве случаев», потому что, когда я с ними и они разговаривают с такими же блестящими людьми, я часто теряюсь. Я слушаю, что они говорят и киваю в ритме их разговора, находясь в полном замешательстве. В конце концов, я признаю, что моим единственным вкладом в разговор может быть заданный вопрос, который прервет поток разговора. Поэтому я предпочитаю молчать.
Вы когда-нибудь присутствовали при разговоре, где люди, говоря о каких-то понятиях, используют такие слова, что вы теряетесь в догадках об их значении? И то, о чем говорится, кажется, интересным, но вы не способны понять, что же в этом разговоре на самом деле интересно.
Я полагаю, что так многие люди чувствуют себя, когда они в окружении христиан. Мы используем специфические слова, излагаем умные мысли и обращаемся к таким понятиям, которые что-то значат для нас, христиан, но имеют мало смысла для тех, кто не разделяет нашу веру.
Слишком часто, мы предполагаем, что другие владеют нашим «христианским» языком. Это нужно прекратить! Мы должны научиться говорить с людьми на понятном им языке.
Один из самых распространенных вопросов, которые я слышу, как пастор: «Как мне рассказать о своей вере моим друзьям?» Эти вопросы часто задаются потому, что мы всё время варимся в своем кругу и говорим друг с другом о Боге. Но перед нами стоит задача понять, как думает и говорит общество, потому что нам придется встретиться с ними на их территории.
Существует замечательный пример этого в книге Деяний. Павел посетил Афины и, не теряя времени, завел беседу с гражданами города. Он говорил к ним, но самое главное то, что он слушал их. Некоторые из граждан считали, что он нес полную чушь, но другие хотели услышать больше, поэтому они привели его на рынок идей — место, называемое Ареопагом.
Может показаться, что Павел должен был встать и «изложить Евангелие», сказать, что они грешники или провозглашать там «кровь Иисуса Христа», рассказывать им, как попасть на небеса после смерти или цитировать стихи из Библии, чтобы обосновать свою речь. Он не сделал ничего из этого.
Вместо этого Павел признал их набожность и подтвердил, что они уже поклоняются Богу. Он не упомянул Иисуса по имени и только говорил об Иисусе как «человеке». Он не цитировал Писание. Единственное, что он цитировал — были языческие поэты, которые также говорили о Боге (Деяния Апостолов 17: 22-31).
Если мы остановимся и взглянем на то, что сказал Павел, мы научимся нескольким вещам.
Сначала слушай
Первым шагом Павла не было осуждение. Прежде чем говорить на собрании Ареопага, он провел время в городе Афины, внимательно наблюдая, слушая и задавая вопросы. Он делал это без осуждения или порицанием. Это означает, что Павел был открытым.
Подобно Павлу, мы должны быть открыты, если мы собираемся говорить о Боге так, чтоб это не выглядело странным. Мы должны быть любознательными, задавать вопросы, признавать нашу безграмотность в каких-то вопросах, слушать, наблюдать и учиться, не обличая или осуждая, чтобы мы могли увидеть то, что видят другие, все время, задавая себе вопрос: «В чем здесь Божий замысел?»
Откажись от необходимости доказывать свою правоту
Павел был менее заинтересован в том, чтобы доказать правоту своей точки зрения и больше заинтересован в изучении того, какую точку зрения афиняне уже считают правильной. Именно поэтому он был в способен открыто говорить с ними. Это является важным фактором в разговоре о Боге.
Есть множество примеров христиан, которые хотят быть правы, выиграть спор, доказав свою точку зрения. Такое поведение не было присуще Павлу. В действительности, он начинает словами: «Я вижу, что вы двигаетесь в правильном направлении». Что случилось бы, если бы мы так же начинали разговор? Как бы изменились наши беседы о Боге? Готов поспорить, люди бы гораздо меньше занимали оборонительную позицию
Говори на их языке
Павел не строил догадок о том, что люди в Афинах, которые собрались на рынке, что-то знали о его жизни, культуре, мире и религии. Поэтому он начал диалог, опираясь на знания, которые уже были у тех людей и говорил так, чтобы они поняли.
Слишком часто мы сами виноваты в том, что о вере в Бога больше слышно в церквях или в христианской среде. Мы считаем, что то, как мы мыслим и говорим и есть самый верный образ поведения. Мы должны признать, что своим поведением или посланием мы способны создать разделение между нами и этим миром.
Ищи Божье движение
Павел понимал, что наш мир переполнен проявлениями Бога. Он был способен увидеть, где Бог уже открылся жителям Афин. Начиная от жертвенника «неведомому Богу» до истории Эпименида и стихов Арата, Павел видел присутствие Бога. Вместо цитат библейских стихов (которые были бы как книга на иностранном языке, мало понятна для присутствующих там людей), он цитировал их литературные произведения.
Помните, что любовь, милость, красота, творение, жизнь и энергия Всемогущего Бога кричат повсюду вокруг нас. Голос Бога присутствует всегда вокруг нас, и наша работа состоит в том, чтобы добавить громкости. Вместо того, чтобы говорить запутанно о Боге, на непонятном для окружающих языком, мы можем взять нечто понятное, привычное для них, показав им, как в этом всем проявляется Бог.
И, конечно же, это приведет нас к еще большему количеству вопросов. Вопросы такого рода: Где в нашей культуре мы можем видеть проявления Бога? Будет ли нашим первым шагом созерцание или осуждение? От каких слов, фраз и понятий мы должны отказаться, чтобы не сбивать с толку окружающих в разговоре о Боге? О каких поэтах можно говорить сегодня? Какие грани между духовным миром и светским мы должны стереть?
Давайте не забывать эти и другие вопросы, размышление над которыми принесет нам больше пользы, чем утверждение, что у нас есть все ответы. И если мы сможем ответить на эти вопросы, тогда есть большая вероятность, что мы найдем Бога в самых неожиданных местах. И когда это произойдет, у нас будет возможность говорить о нашей вере гораздо более эффективней, чем когда-либо раньше.
Павел начал философствовать, вместо того чтобы донести до людей простоту спасения. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Поэтому не имел успеха в этом городе.
дорогой Indy прежде чем критиковать кого то, может сам пошел бы на улицу и начал в простоте говорить окружающим о Христе?