Мы живем в эпоху, перенасыщенную информацией плохой и хорошей, нравственной и аморальной. Ее настолько много, что большую часть из нее мы не в состоянии ни анализировать, ни осмыслить ее значение.
В моем компьютере, на котором я набираю этот текст, находится больше книг о Боге, чем в любой отдельно взятой семинарии. И если я заработаю еще немного денег, то обязательно куплю себе дополнительный жесткий диск. И книг станет в несколько раз больше. Но стану ли я от этого стяжания ближе к Богу? Не знаю.
Я — современный христианин. Каждый раз, когда я прихожу с воскресного богослужения домой, я немного отдыхаю, а затем сажусь за компьютер, захожу на церковный сайт и смотрю в прямом эфире богослужения моих русскоязычных друзей из Германии или Бельгии.
Поздно вечером я просматриваю богослужения братьев из Соединенных Штатов. В моем мобильнике закачано более ста проповедей десяти различных проповедников. И там же находится три различных перевода Библии, один из которых — греческий подстрочный перевод. Я уже не говорю о музыке и пении.
Я «окружен» Богом и всем, что говорит мне о Боге. У меня рюкзак с символом Петра-рыбака, футболка — с девятью плодами духа. В моей церкви есть кондиционер и усилитель звука. Я слушаю слова о Боге с комфортом, как на пляже.
Как проповедник, я пользуюсь дорогим микрофоном и сижу на дорогом стуле. Но в моей душе нет мира и уверенности, что я принят Богом и Он доволен моей жизнью. Чего-то мне не хватает.
Возможно, того, что было у первых христиан, запуганных солдатами, бедных, простых, неграмотных. Где-то в своем духовном развитии я свернул не на ту дорожку, и идти становится все тяжелее и тяжелее…
Поступайте по духу
Как-то мне пришлось слушать одного пустослова, который рассказывал о том, какие большие яблоки росли в саду его деда, когда тот еще мальчиком ухаживал за ним.
— Плоды — во-о-о! — говорил он. — А клубника — вот такая! — разводил он руками, как заправский рыбак. — А сейчас? — он небрежно махнул рукой вниз. — Что клубника, что ягоды — все на клюкву похоже. Не то, что раньше.
Я смотрел на него и думал: «Еще один член партии… «А вот в наше время…». Представители этой группы всегда считают, что хорошо было вчера и там, где нас не было. Но в определенном смысле в чем-то я с ним согласен.
Мир меняется с каждым годом. И то, что обильно плодоносило раньше, сейчас едва ли окупает затраченное на него время. Я говорю не только о земле и природе.
Мы, христиане, хорошо начавшие, почему-то идем к бесславному концу. Подобно еврейскому народу, круг за кругом петляем по пустыне, пытаясь увидеть в своем рутинном мытарстве высокий смысл. На самом деле смысл заключается в послушании Богу, а не в том, чтобы размышлять, пережевывая свои беды и страдания.
Современный мир все больше мне напоминает блудного сына, который однажды взял все, что ему причиталось, и отправился своим путем. Прошло время, и он стал нуждаться. Но, в отличие от сюжета библейской притчи, современный «блудный сын» все еще продолжает упорно искать выход из кризиса.
Он пренебрегает здравым смыслом, который указывает ему на дорогу домой.
Апостол Павел указывает нам на причину человеческой трагедии, на источник всех тех бед, которые постигли людей в целом по всей земле: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».
Далее он указывает на решение этой дилеммы: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:16-26).
Быть по-настоящему счастливым и свободным без Бога невозможно, потому что истинное счастье — это плод Духа Святого, Его дар верному, результат нашего послушания Божьему Духу. Павел в послании коринфской церкви писал: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
Удовлетворенность от жизни происходит от послушания Богу. Как о том пишет псалмопевец: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).
Без послушания плоды невозможны
Жизнь человека, который слушает и поступает так, как указывает ему Дух Святой через Церковь, Писание, духовный опыт, наполнена плодами, результатами его послушания. Другими словами, послушание воле Божьей дает положительный результат и избавляет человека от тех проблем, в которых так прочно увяз весь этот мир.
Причина кризиса современных христиан и нехристиан в том, что они не хотят слышать голос Бога, который говорит, что и как необходимо делать. Они живут так, как считают правильным, полагаясь на свой опыт и знания, на так называемую «новую мораль».
Они решают проблемы так, как были тому научены. Они сражаются с проблемами, решая одни и порождая при этом другие.
Апостол называет этот процесс поединком духа и плоти. И в этом поединке однажды победу одержал Иисус Христос. Поэтому Павел, уповающий на его благодать, пишет эти слова: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).
Поверить во Христа — это единственный путь к обретению Божьего прощения. В момент нашего примирения с Богом мы понимаем, что Дух Божий работает в нашей душе, давая нам понимание и разумение реалий жизни.
Однажды Христос, проявив послушание Богу, освободил нас от власти греха и неизбежности провести всю жизнь в борьбе духа и плоти. Сейчас каждый человек имеет право выбрать, какой дорогой ему идти, кому служить, кому молиться.
Сделав правильный выбор, он обретает способность слышать голос Божий, который указывает ему правильный путь, и признаком этого правильного пути будут благословение и гармония души, которые Павел в своем послании называет по-иному: «Плодами Духа Святого».
Как верно подметил Апостол: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:11-13).
А теперь подведем итог всему, что было сказано.
1. Однажды Христос смертью Своей и воскресением родил нас для Бога, чтобы мы служили Ему и славили Его святое Имя.
2. Перечисленные выше добродетели не появляются в мгновение ока или от тяжелого изнурительного религиозного подвига.
3. Духовной гармонии и плодоношению предшествует покаяние и смиренное сердце, в котором обретает свое жилище Святой Дух.
4. Послушание Божьей воле, явленной нам в Писании и в церковном служении, способствует возникновению и проявлению любви, мира, радости, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания.
«Поступайте по духу», — советует Павел. Совет очень простой. Но в нем — глубокий смысл.
Одной набожной женщине приснился сон. Она стояла у большого супермаркета, где Бог продавал любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание. Подойдя, она купила у него все, что ей было необходимо.
У самого выхода она открыла пакет, чтобы взглянуть, что там внутри, и с удивлением обнаружила, что внутри нет нарисованных на упаковке плодов. Она с возмущением подошла к Богу и высказала Ему свои претензии. Он ответил ей: «Не обижайся, здесь нет обмана. Я торгую лишь семенами, а плоды ты должна вырастить сама».
Однажды Бог придет посмотреть на то, как мы плодоносим и чем славим Его святое Имя. Конечно же, какое-то время мы можем удачно подражать работе Духа Святого, имитируя любовь, радость, мир.
Но мы сможем обмануть только церковь, но не Бога. Он видит, что происходит в нашей душе, и знает наши мысли. Поэтому нет другой возможности принести Богу плод, как научиться слушать Духа Святого и поступать по Его воле, благой, угодной, совершенной.
Любовь – путь к пониманию Бога, мира и ближнего
Однажды Христос сказал своим унылым ученикам, которые расстроились из-за того, что Он собирался покинуть их, что, хотя они и нескоро Его увидят, Он будет всегда с ними: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Инн. 14:16,17).
Далее Он продолжал: » Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Инн.16:13,14).
Путь любви — это всегда сложный и неблагодарный труд. На этом пути вам придется столкнуться с непониманием и стереотипами мирской любви. Но Бог обещал всякого, кто попросит у него хлеба, дать именно то, что он просит. По обетованию Писания Дух Христа научит и наставит нас в истине и не оставит во мраке неведения.
Любовь имеет свой источник и объект. Источником вечной, совершенной любви есть Дух Святой. Объектом является все Божье творение, включая Самого Творца. Павел неслучайно начинает с любви свой список качеств характера, определяющих плод Духа.
Любовь является главной добродетелью христианина, ибо эта черта более всего характеризует Бога. Несмотря на то, как много Павел пишет о справедливости Божьей, о Его непримиримости ко греху, именно любовь побудила Бога сотворить и поддерживать нас, открывать Себя и отдать нам Своего Сына ради нашего искупления. Иоанн говорит об этом ясно и просто: «Бог есть любовь» (1 Инн. 4:16).
Поскольку любовь является основной чертой Божьего характера, она должна быть также и нашей основной чертой: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (ст. 16).
Как-то одного мальчика отец попросил постричь газон. За это он обещал заплатить, и тот согласился. Трава была очень большой, а местами достигала подростку до пояса. Дойдя до левого края лужайки, он с удивлением обнаружил большую старую лягушку, которая сидела в траве на газоне и не собиралась покидать своего места.
Возраст сделал свое: мальчик, недолго думая, обстриг траву вокруг того места, где она отдыхала, и продолжил свою работу. Отец долго ругал мальчика за такого рода сентиментальность.
Но что поделать с тем, что в любви есть некое несовершенство рационализма и логики. Она непонятна «умникам» века сего и открыта «нищим духом». К сожалению, сегодня слово «любовь» даже христианами используется слишком свободно.
Мы говорим, что любим определенного человека, определенную пищу, любим свою бабушку. Но такая любовь не проходит испытание на истинную богоподобную любовь. Любовь — это не только чувство.
Это нечто совсем иное, что влияет на все наше существо, на наш образ жизни, наши отношения с другими людьми. Любовь — это образ мысли, совокупность качеств, а не список, из которого мы можем выбирать наиболее понравившиеся нам элементы, пренебрегая остальными.
Иисус сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мтф. 22:37-39).
Иудейский народ знал, что первая из всех заповедей — возлюбить Бога всем сердцем, душой, разумом и, как добавляет Марк, всею крепостию (Мрк. 12:30). Указывая на все четыре аспекта человеческого естества, Иисус просто называет всё, что характеризует человека. Он говорит: «Вам нужно любить Бога всем своим существом».
Господь не намеревался разбирать значение каждого слова, однако изучение этих четырех аспектов может оказаться весьма полезным. Возлюбить ближнего своего, как самого себя, означает любить людей всем сердцем.
Любовь, о которой говорится во «второй заповеди», — это та же любовь, что и в «первой заповеди». Это действенная любовь, включающая волю и стремление. Любить ближнего, как самого себя, означает заботиться о ком-то таким же образом, как бы мы заботились о себе.
Отражая Божий свет
Легко говорить о необходимости любить ближнего, однако нелегко осуществлять это. Но то, каким образом мы усваиваем трудные уроки умерщвления своего «я», чтобы служить нуждам других, определяется нашим послушанием Святому Духу.
Мы любим настолько, насколько научились этому у Духа Христова. То, насколько мы рассмотрели Божью любовь в своей жизни, определяет и то, насколько мы научились любить.
Одним из первых в списке плодов, о которых говорит нам Павел, стоит любовь. Пожалуй, самым лучшим гимном любви, написанным апостолами, является 1-е послание Коринфянам, 13 глава.
«Любовь долготерпит, милосердствует… не мыслит зла… не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:4-8).
Определение любви является первым шагом, проявление любви — следующим. Мы должны быть осторожны, чтобы не заявлять многоречиво о своей любви, а лучше нам постараться приобрести этот дар.
Представьте, какими стали бы наши церкви, если бы по Божьей благодати мы постоянно практиковали эти качества истинной любви. Какое это благословение — жить в таком окружении, где члены всей общины всегда позитивно настроены и поддерживают друг друга!
Возможно, мы не в состоянии добиться этого от других, но если сами будем применять эти принципы, то увидим, какое сильное влияние они могут оказать на других. С любовью невозможно спорить, это самая могущественная сила во всем мироздании.
Люди могут не соглашаться с вашим богословием, образом жизни, убеждениями, верой. Но какой аргумент можно привести против безусловной любви, любви, открытой миру через Христа, любви, которую мы по благодати Христа можем проявлять к другим?
Обратите внимание на то, чего любовь не совершает. Негативные утверждения подчеркивают позитивные характеристики любви. Размышляя о значении любви, подробно описанной в этой главе (1Кор. 13), мы можем оценить характер нашего Небесного Отца, Который является воплощением любви.
Мы также можем видеть, что слово «любовь», широко используемое в современном мире, далеко не соответствует правильному пониманию любви Божьей.
Один ученый направил в коробку луч света. Но он сделал так, что свет не отражался от ее внутренних поверхностей (до тех пор, пока он не отразится от чего-либо, свет будет невидим). Затем он взял палочку и поместил ее в темную коробку.
Сама палочка была освещена с той стороны, откуда шел свет. Казалось, будто тоненький лучик света падал только на палочку и никуда больше, хотя свет был во всей коробке. Свет становился видимым только тогда, когда отражался от предмета (палочки).
В противном случае свет был тьмою. На Земле солнечный свет, разливаясь по небу, становится синим, серым или красным, в зависимости от погоды и времени суток. На Луне, независимо от количества солнечного света, если бы вы посмотрели на небо, то, как и в коробке, увидели бы абсолютную тьму, темноту пустого пространства.
Это происходит потому, что на Луне нет ни атмосферы, ни воздуха, ни влаги, ни газов, ни дыма, которые, отражая солнечный свет, превращают его в богатство красок, которые мы видим на Земле. В чем же смысл? Если свет не отражается от чего-то, он кажется кромешным мраком.
Любовь – это божественная любовь, имея которую христианин любит всех людей подобно тому, как их любит Бог. Это означает нерушимую благожелательность. Это значит, что, независимо от отношения людей, верующий будет желать им только добра.
Важно отметить, что в самом человеке нет способности любить ненавидящих, гонящих его, а также молиться за всех обижающих. Получив любовь, которая изливается в сердце Духом Святым (Рим. 5:5), христианин уподобляется в своем характере Иисусу Христу и любит окружающих, как и Христос возлюбил их.
«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Инн. 4:12). Пусть то, как вы понимаете совершенную любовь, отличает вас от всех в этом мире. Но то определение, которое ей дает Библия, и есть самое главное и правильное.
www.grehu.net