Принципы подотчётности

«Круговая порука мажет как копоть…» А подотчётность – это нечто другое.

Друзья, пора посмотреть правде в глаза. Если подотчетность пастора осуществляется вне рамок поместной церкви, называть эту подотчетность настоящей, скорее всего, нельзя. Есть, вероятно, иллюзия подотчётности пастора, которую можно обыгрывать в лексической плоскости, не углубляясь в суть вопроса.

Проблема вот в чем: не каждый чётко понимает, что подразумевается под словом «подотчётность». Позвольте мне предложить четыре принципа, которых старейшинам поместной церкви следует придерживаться в рамках подотчётности : интенциональность, саморазоблачение, доступность и апелляция.

Ниже мы рассмотрим их все. Но сначала нужно взглянуть на общий принцип, который необходимо учитывать. Секрет «отношений подотчётности в любви», когда старейшины возрастают в любви к Иисусу, своим женам и служению – в смирении.

Моторное масло

Смирение – это масло, смазывающее двигатель «человеческого множества» – группы людей. Оценивая, какие у Бога были варианты управления церковью, я подозреваю, что Он выбрал «множество», потому что Ему нравится смирение. И множество не может функционировать без смирения, потому что в плюрализме Бог предлагает структуру управления, не способную быть эффективной без воплощения сопутствующих смирению ценностей. Бог любит единство, поэтому Он призывает нас быть «множеством», в котором для эффективного функционирования нам необходимо смиренно взаимодействовать друг с другом.

Богу нравится наш процесс освящения, поэтому Он объединяет нас с людьми, которые напрямую или косвенно «заставляют» нас расти. Богу нравится терпение, поэтому Он дает нам систему управления, при которой требуется смиренно слушать и надеяться, что Бог совершает Свой труд в жизни других людей.

Бог решил, что церковь будет управляться таким образом, чтобы ценились и цели, и средства. То есть, Богу нравится, когда мы принимаем решения, но Ему также крайне важно, как мы относимся друг другу в процессе. Нам часто кажется, что лучшее в церковном устройстве – это наиболее рациональный, легкий и эффективный способ что-нибудь делать. На самом деле, лучший «Божий способ» – это наиболее красивый способ.

Эталоном красоты является Сам Бог – взаимодействие Его собственного единства, разнообразия и гармонии.

Бог собирает вместе разных мужчин с разными дарами и собственным мнением и требует от них единства. Не всегда это выглядит или ощущается чем-то «красивым». Но Бог по-прежнему поручает старейшинам вести церковь. И по мере исполнения своего служения, они призваны возрастать в том, как они используют данную им власть, будучи взаимно подотчётными друг другу и ответственными друг за друга. В группе людей такое возможно лишь только если её участники ставят смирение своей главной целью.

«А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).

Бог сделал так, что здоровые отношения в группе людей зависят от подотчётности, и всё потому, что Ему нравится смирение. Итак, теперь о четырех принципах подотчётности.

1. Интенциональность

Это значит, что у меня есть определенный, регулярный и последовательный контекст в жизни, при котором мои друзья, хорошо меня знающие, могут подбадривать меня, молиться за меня и понимать шаблоны, в которых я наиболее уязвим перед искушениями. Я таким образом говорю: «Люблю свою жену, семью, церковь, боюсь Бога настолько, что готов определить контекст для своей подотчётности».

Вместо того, чтобы рассказывать о себе в общих чертах, расплывчато или какими-нибудь специальными терминами, избавляясь даже от намека собственной нравственной свободы, я буду стараться помочь моим друзьям узнать меня полностью, понять, в чём я искушаем больше всего. Тогда они смогут молиться обо мне, помогать мне расти и спрашивать, как у меня дела.

Мы должны указать на все области, которые потенциально могут взорвать наш брак или служение, и определить, когда и где об этом уместно поговорить. Это и есть интенциональность.

2. Саморазоблачение

Саморазоблачение требует смирения, возлагает на вас ответственность смиренно открыть свою душу тем, перед кем вы подотчётны. Ваши коллеги-старейшины – это не прокуроры, устроившие вам перекрёстный допрос. Напротив, вы сами свидетель собственной жизни, честно, охотно и радостно рассказывающий о себе практически без принуждения.

Во Христе нам дано Божье саморазоблачение (Ин. 1:18). Иисус – это приблизившийся и открывшийся нам Бог. Саморазоблачение берёт свое начало в воплощении, показывая, что мы тоже хотим пережить близкое общение. Мы приближаемся друг к другу, сначала позволяя узнать себя. Это моя ответственность – показать, что меня радует и что огорчает.

Эта маленькая деталь того, как мы видим саморазоблачение, приводит к более милостивому подходу к подотчётности и уважает отношения верующего с Богом. За этим принципом кроется уверенность, что Божий труд в нашей жизни побуждает нас к честности пред Ним и друг с другом. Акцентируя внимание на нашем саморазоблачении мы получаем механизм, при котором подотчётность не подменяется попытками раскопать грех или заменить роль Святого Духа. Скорее, это контекст, в котором мы доверяем Божьему слову и призываем к смирению. Когда саморазоблачение становится моей ответственностью, окружающим становится легче задавать мне вопросы о моей душе, моём браке, о моём отцовстве, моём служении или рассказывать мне, что у них на сердце.

3. Доступность

Кен Санде очень доходчиво описывает, как важно вести себя, чтобы к нам было легко подойти и поговорить, даже если разговор обещает быть непростым. Он говорит, что, когда мы смиренно живем, источаем открытость и становимся более христоподобными, нам удается обрести «загранпаспорт» в жизнь других. Это важный принцип для тех, кто стремится испытать настоящую, значимую и плодотворную подотчетность.

Просто принадлежность к группе – это ещё не загранпаспорт в жизнь других людей. Загранпаспорт позволяет вам путешествовать в другую страну. Точно так же, когда мы проявляем интенциональность, саморазоблачение и доступность, мы получаем «загранпаспорт» в жизнь других людей из нашей группы. Эти паспорта – проявление доверия людей, так же готовых к саморазоблачению и думающих о своей душе посреди собственных трудностей.

Если вы ищите настоящей подотчётности в виде полезных советов и взгляда со стороны, вам придется прослыть человеком доступным и достойным доверия.

4. Апелляция

Этот последний принцип указывает на то, что подотчётность иногда даётся тяжело и порой нуждается в помощи. Возможно, общения внутри группы не получается из-за неразрешенного конфликта, или кто-нибудь из группы чувствует, что его постоянно укоряют тем, в чём он однажды признался. Может существовать и более серьезная причина: вы, кажется, застряли во грехе, а группа не понимает, как вам помочь; или ваша жена чувствует себя в западне из-за какой-нибудь вашей особенности поведения и не знает, что делать и с кем поговорить.

Ценность апелляции в том, что ещё в самом начале группа договорилась, что может понадобится подобный механизм и нужно выбрать человека или группу, куда с этой апелляцией можно обратиться.

Апелляция подразумевает, что поиск внешней помощи не является предательством или вероломством, а реально может быть необходима, когда грешники пытаются друг другу помочь.

Мы заранее договариваемся, что не позволим нашим семьям стать замкнутыми системами, что наши жёны могут обращаться к другим за помощью, если возникнет такая необходимость.

Наши циклы подотчётности могут быть «обжалованы», если что-нибудь начинает создавать помехи. Принцип апелляции предполагает, что иногда мы слепы и нуждаемся в помощи, причем в этот самый момент мы меньше всего осознаем, что она нам нужна. И тогда мы соглашаемся на такую защиту нас и тех, кого мы любим.

Ищите смирения

Старейшинам нужно смирение, как моторам нужно масло. Без нашего смирения, поломка неизбежна. А один из наиважнейших путей к смирению – через подотчётность. Братья, цените подотчётность и учитесь видеть в ней жизненно важный винтик в здоровом механизме «человеческого множества».

www.hristiane.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *