«…вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1:29)
В жизни есть вещи важные и неважные. После общения с епископом Иваном Петровичем Федотовым, отсидевшим 18 лет в советских концлагерях за проповедь Евангелия, понимаешь, как много времени уходит на пустые заботы о неважном, и как легко можно упустить в жизни главное…
Будучи уже больше восьми лет христианкой, к своему стыду, я услышала историю Ивана Петровича лишь совсем недавно. А ведь в нашей стране именно на таких людях веры и устояла евангельская церковь во время гонений в советский период.
По милости Божьей, мне выпала возможность не только прочитать книгу и посмотреть фильм об этом удивительном человеке, но и лично познакомиться с ним.
Иван Петрович Федотов является начальствующим епископом Отделенной Церкви христиан веры евангельской. Он живет в небольшом городке Мало-Ярославце с населением порядка 30 тысяч жителей. Тысяча из них сегодня посещает церковь Ивана Петровича.
Милосердие своими руками
Наша небольшая паломническая группа, состоящая из трех человек, прибыла в Мало-Ярославец в субботу днем. На вокзале нас встретил священнослужитель Сергей Мельников и повез сначала в дом престарелых, который построила своими силами церковь. Иван Петрович был уже там. Несмотря на почтенный возраст – 80 лет (!) он бодро бегал по ступенькам и раздавал различные указания братьям, проводившим ремонтные работы на третьем этаже. У нас появилась возможность совершить небольшую экскурсию по этому новенькому зданию.
Войдя внутрь, мы буквально рты раскрыли от удивления, – было такое ощущение, что мы попали в комфортабельную гостиницу, а не социальное учреждение: все такое новенькое, чистенькое! На полах — ковролин, на светлых стенах висят картины на библейскую тематику, на окнах – красивые портьеры, везде аккуратные люстры, новая мебель, красивые подвесные потолки… В каждой мелочи чувствуется любовь и забота о ближнем.
— Вот здесь у нас столовая, — рассказывает Сергей, показывая нам просторную комнату с деревянными столиками, уютными мягкими диванчиками, пианино и живыми цветами. – Здесь пожилые люди кушают, общаются, молятся вместе. А рядом – кухня. (С нами поздоровались сестры-повара в светлых косыночках, которые готовили, судя по запахам, что-то очень вкусное)… Здесь кабинет врача, куда обращаются за помощью наши постояльцы, люди все-таки в возрасте!
В коридоре нас встречает приветливая бабушка и приглашает заглянуть в ее комнату. Там стоят несколько кроватей на колесах, необходимая мебель, отдельный санузел с необычной сидячей ванной, которая имеет специальную открывающуюся боковую дверцу и удобные поручни, чтобы пожилому человеку было удобно в нее заходить. Никогда такого не видела! «Здесь есть все, что нам нужно и для жизни, и для души!», — говорит, улыбаясь, бабуля.
В коридоре мы увидели детские колясочки… «А это уже «транспорт» жильцов со второго этажа, — пояснил Сергей. – Здесь живут в отдельных квартирах молодые семьи. Некоторые наши братья, которых в церковном реабилитационном центре Бог исцелил от наркомании или алкоголизма, начинают новую жизнь, создают семью, а жить негде. Куда им идти? Вот и построили для них новые квартиры. Здесь живут все верующие, и старичкам внимание уделяют, и свой быт устраивают. Мы сейчас достраиваем третий этаж для семейных пар».
Поднявшись на третий этаж, мы убедились, что работа там кипит! Братья стучали, пилили, носили доски. Иван Петрович, в прошлом профессиональный строитель, плотник, был в центре событий. «Вот здесь будут новенькие просторные квартиры для наших прихожан», — показывал он нам строение.
Выйдя на улицу, мы не переставали делиться впечатлениями от увиденного – действительно уникальный для нашей страны дом престарелых. «Наверно, о его открытии во всех местных газетах писали?» — предположила я, понимая какой это ценный материал для журналистов маленького городка.
«Нет, — сказал, слегка улыбаясь, Иван Петрович, — местные газеты об этом промолчали. Не знают, как относится к нашей церкви. Мы же не православные! А вот в одной из центральных газет вышел очень хороший материал об открытии дома престарелых».
Церковь, полная любви
Тем временем мы подъезжали к зданию церкви. После серых мрачных домиков, которых так много в Мало-Ярославце, мы увидели красивую чистую улицу с новенькими аккуратными коттеджами.
«Это дома, которые наши братья строили», — сообщил Иван Петрович. Оказывается, верующие умельцы помогли решить жилищный вопрос уже многим семьям в церкви. Здесь ведь немало многодетных семей, которые в одиночку вряд ли бы смогли потянуть строительство такого дома.
Сергей Мельников, который вез нас на машине, сказал, что они с женой ожидают уже шестнадцатого ребенка! Сами они приехали в Мало-Ярославец из Узбекистана. Денег не хватало даже на самый простенький домик. Иван Петрович помог многодетной семье с приобретением жилья, а когда на их участке несколько десятков строителей стали возводить просторный дом, то соседи подумали, что приехали какие-то богачи. Вот уж, действительно, христианское братство ценнее денег!
При этом сам Иван Петрович с супругой проживают достаточно скромно в небольшом домике возле церкви. «Он всем помогает, а для себя ничего не попросит, — говорит тихонько Сергей. – У них недавно крыша совсем прохудилась, так мы с братьями взяли инструменты, сами пришли и начали ремонтировать, сказали «не обращайте на нас внимания, сами все сделаем, пока не починим – не уйдем».
Здание церкви, возведенное опять же талантливыми верующими мастерами, в окружении уютных домов прихожан напоминает библейский город-убежище, где человек может укрыться от мирской суеты и приблизиться к Господу. Как будто место это вовсе не в Мало-Ярославце находится, а в каком-то прекрасном райском уголке, где жизнь протекает по особым высоким законам.
В церкви с нами поздоровались подростки лет 13-14. «Это наши школьники, — пояснил Иван Петрович. – Мы открыли при церкви общеобразовательную школу, в которой учатся дети наших прихожан». А детей в церкви действительно много. Когда служители готовили пасхальные подарки всем ребятишкам в возрасте до 13 лет, то насчитали среди прихожан порядка пятисот детей!
Осмотрев просторный зал для богослужений, мы отметили, что все здесь буквально дышит какой-то естественностью и любовью. Иван Петрович, сам мастер на все руки, привык вкладывать душу в любое дело. Вот и в церковном убранстве чувствуется эта душа, желание прославить Бога. Стены, кафедра, скамеечки – все выполнено из светлого дерева. На центральной стене висит большой деревянный крест с терновым венцом, а рядом цитата из Библии: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». На боковой стене огромная картина ручной работы «Лестница Иакова», выполненная из разных пород дерева.
Нам рассказали, что эту сложную картину выполнили на фабрике «Русский сувенир», которую в разрухе приобрел еще в 90-е годы Иван Петрович. По словам служителей, раньше там картины с изображением политиков изготовляли, а теперь – на библейскую тематику. Также в одном из корпусов фабрики расположен христианский реабилитационный центр для наркозависимых мужчин. Здесь помогают всем нуждающимся бесплатно, но при условии строгого соблюдения установленных правил с первого же дня пребывания в центре: не курить, не употреблять алкоголь и наркотики, не ругаться, трудиться вместе с остальными братьями и посещать все богослужения.
Помогать наркозависимым людям Иван Петрович и его помощники начали еще в 80-х годах, когда в России практически никто этим служением не занимался. За это время многие люди, побывавшие в христианском реабилитационном центре, обрели не только свободу от наркотиков и алкоголя, но и полностью пересмотрели свои жизненные ценности. А сколько чудесных исцелений физических и духовных здесь произошло!
Служители церкви стараются поддерживать обратившихся в церковь наркоманов и словом, и делом. После реабилитационного центра им помогают трудоустроиться, обрести все, что нужно для полноценной жизни. Для этого у братьев сегодня есть и фермерское хозяйство, и автосервис, и автомойка самая дешевая в городе, на которой всегда полно клиентов. И все вокруг удивляются – как это у них все получается, без спонсоров, без инвесторов? И детей рожают много, и благотворительностью занимаются, и с протянутой рукой никто не ходит. А они просто славят Бога и в любви пребывают.
Цена за спасенные души
После осмотра здания церкви, Иван Петрович пригласил нас в отдельную комнату, где нас ожидал вкусный обед. Увидев дела милосердия, которыми живет община, за трапезой нам не терпелось пообщаться с тем, кто стоит за всем этим, с настоящим русским служителем, имя которого вписано не только в книгу жизни на небесах, но и в учебники по истории протестантизма в России.
На долю молодого проповедника Ивана Федотова, стоявшего у истоков российского пятидесятничества, выпала важная миссия – пострадать за веру в Иисуса Христа. В 1961 году после того, как Юрий Гагарин вернулся из космоса и сообщил, что «Бога там нет», советские власти решили закрепить эффект атеистической пропаганды, совершив показательный суд над евангельскими христианами. Официально за веру в Бога в «толерантном» Советском Союзе никого не судили, поэтому верующим во главе с Иваном Петровичем выдвинули нелепые обвинения в изуверстве, доведении своих прихожанок до самоубийства и подстрекательстве к жертвоприношению детей.
Абсурдность обвинений понимали и подсудимые, и обвинители, и многочисленные журналисты, которые освещали это громкое дело на всю страну. Но участь верующих была предрешена: Иван Федотов был осужден на 10 лет в концлагерях, другие верующие получили сроки от двух до пяти лет. Среди этих священнослужителей, кстати, был и Василий Ряховский – отец нынешнего Председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской епископа Сергея Ряховского.
— Иван Петрович, неужели у Вас не было ропота, вопросов к Богу, почему произошла такая несправедливость? – я не могла не задать этот вопрос.
— Нет, ну что вы? – добродушно улыбнулся епископ. – Я знал, на что иду, и готовился к этому. Я постоянно упражнялся в постах и молитвах. Мог всю ночь простоять на коленях, общаясь тихонько с Богом, чтобы мама не слышала, а утром шел на работу. Мне постоянно угрожали, запрещали проповедовать о Христе, но я никогда не молчал. Из-за этого меня на заводе переводили из одного цеха в другой, увольняли, — и таким образом Господь дал мне возможность свидетельствовать большому количеству людей. То же самое происходило и в лагерях – когда по моим проповедям заключенные обращались к Богу, меня переводили в другой лагерь, я и там начинал проповедовать.
Епископ рассказал, как однажды в лагере покаялся заключенный, и в качестве наказания Ивану Петровичу за это дали пять суток карцера. «Я тогда обрадовался, — говорит он, — слава Богу, что такой недорогой ценой я выкупил еще одну душу для Господа!»
— Это сейчас Иван Петрович так просто об этом рассказывает, — пояснил Сергей Мельников. – А ведь карцер – это тяжелейшие условия! На сутки человеку выдавали кусочек хлеба и стакан воды. Зимой помещение не отапливалось, стены были покрыты инеем. Спать можно было только стоя, прислонившись плечом к стене, чтобы не застудить легкие. При этом через каждые десять минут нужно было разминаться, чтобы не замерзнуть. Вот она цена за душу человека!
И таких историй в жизни Ивана Петровича было великое множество. Ему пришлось отбыть в узах за веру три срока – десять, пять лет и три года. Заключенные его уважали, так как понимали, что человек отбывает наказание безвинно, отстаивая свои убеждения. Недоброжелатели много раз рассчитывали на его смерть – и когда отправляли на самые тяжелые работы, и когда отказывали дать лекарства во время сердечного приступа в камере, и когда пытались убить спящего на нарах. Но физическая крепость (Иван Федотов был в прошлом успешным спортсменом-борцом), выносливость, огромная сила духа и безусловная вера в Бога помогли служителю выстоять в самых трудных ситуациях.
— Уже нет в живых тех, кто пророчил мне смерть, — говорит Иван Петрович. – А после крушения железного занавеса, те, кто проповедовали атеизм, признали – «все-таки вы, христиане, победили!». Господь сохранил Свою церковь. По-другому и быть не могло.
Общаясь с епископом, мы задавали ему вопросы, волнующие каждого из нас. Он отвечал просто, цитируя Евангелие, но при этом мы понимали, что каждое его слово – это не теория, а глубоко пережитое личное откровение, наполненное невероятной силой. Видимо поэтому по молитвам дяди Вани (так, в простоте сердца, его называют многие прихожане) совершается много исцелений, изгоняются бесы и люди обретают горячую веру в Иисуса Христа.
Возвращаясь после этой гостеприимной теплой встречи в Москву, я поняла, что яркие рекламные щиты и витрины магазинов крупного мегаполиса вдруг потеряли свои краски. Оказывается, самое драгоценное скрывается не за ценниками со множеством нулей… Смиренное сердце и бесконечная верность Богу священнослужителя, не ищущего в этой жизни компромиссов и легких путей, потрясли меня до глубины души. О таких героях веры апостол Павел писал: «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, …терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин…» (Евр. 11). Думаю, это смело можно отнести и к Ивану Петровичу Федотову.
Послесловие
Епископ Иван Петрович Федотов: «Мне как-то приснился сон, будто лечу я над планетой и пою песню о Христе. А потом, когда приземляюсь на землю, люди меня узнают и говорят: «Это же он, Иван Федотов, мы слышали его песню». Так вот вся моя жизнь – это как песня Иисусу Христу. Вот вы приехали и сказали, что в церкви «Исход» ее уже услышали, а мне приятно, значит не зря все это я прошел. И мечтаю я, чтобы песню эту услышало как можно больше людей…»
- Текст: Елена Семенова, www.cef.ru
Фото: Церковь Святой Троицы, город Саранск
Да даст Бог как можно боьше таких помазанников!
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Лично знал этого человека он был моим отцом(духовным) то что имеем не ценим порой,небо обогатилось а земля обнищала . Побольше бы таких АПОСТОЛОВ
Это же как надо быть преданным Христу,чтобы спасать грешника ценою унижения в тюремном карцере.Я завидую такой вере.Да благословит его Господь и даст ему венец жизни. Аминь.