Сегодня кто-нибудь наверняка похвалил вас за что-нибудь сказанное или сделанное. Если не сегодня, то завтра или на следующей неделе это рано или поздно с вами произойдет.
Какой будет ваша реакция? Как вы обычно реагируете на похвалу?
Наша реакция на высокие оценки от других людей с течением времени так или иначе проливает свет на то, как мы относимся к себе.
И я не говорю здесь о каждом разговоре в социальных сетях или по электронной почте, я говорю об общей тенденции.
Какова наша первая реакция, мы отдаем должное Богу, причитающуюся Ему славу за наши достижения на работе, доме или в служении? Или мы удовлетворенно наслаждаемся моментом собственной славы, пережевываем и смакуем похвалу в своей голове, как карамельку?
Каждый комплемент и похвала потенциально дают нам возможность для поклонения. Когда мы тихо наслаждаемся похвалой, даже не думая признавать в этом участие Бога, упускается не только шанс поклониться Ему (и призвать других к этому поклонению), мы воруем у Бога причитающуюся Ему славу за каждый дар, нами полученный, за каждое достижение.
Умереть ради похвалы
Вы знаете, как умер апостол Иаков, брат Иоанна?
Иаков был одним из первых апостолов, одним из лучших друзей Иисуса, Он был первым, кто принял смерть за свою веру. Известные миру под ёмким «сыны грома», Иаков с братом были рыбаками, когда их призвал Христос. Иаков видел воскрешение 12-летней девочки (Лк. 8:51).
Он стоял рядом с Иисусом на Горе преображения (Лк. 9:28). В ночь, когда Иисус был предан, он был рядом в Гефсиманском саду (Лк. 22:39).
И царь Ирод убил его мечом ради развлечения сердитых иудеев (Деяния 12:1-2).
Ирод ненавидел апостолов, но в основном, конечно, он просто очень любил себя. Убив Иакова мечом и «видя, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деяния 12:3).
Убить Петра в тот же день он не мог из-за иудейского праздника опресноков. Но течение недели он задумал казнить Петра на глазах честной публики (Деяния 12:4).
Появился ангел и спас Петра из заточения (в цепях, со спящими по обе стороны солдатами и двумя охранниками у двери). Когда на следующий день Ирод собрался убить Петра и понял, что тот сбежал, царь вместо запланированной жертвы казнил стражей (Деяния 12:19).
Убийство. Покушение на убийство. И снова убийства.
Жить ради похвалы
Какое это имеет отношение к нашей реакции на похвалу? В следующих стихах Ирод обращает свой гнев против жителей Тира и Сидона, и те просят о мире и пощаде. «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним» (Деяния 12:21). «Народ восклицал: это голос Бога, а не человека» (Деяния 12:22).
Он убивал ради похвалы. Он одевался ради похвалы. Он все совершал ради похвалы. И получал свою награду.
Лука далее пишет: «Вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деяния 12:23).
Бог не убил Ирода, когда тот лишал жизни Иакова или когда отправлял Петра в заточение для последующей казни, когда расправился с невиновными стражниками.
Нет, последней каплей было, когда Ирод с удовольствием принимал поклонение людей, приписав себе власть и силу Божью, выдавая себя за мудреца собственноручно сделанного, сильного своей собственной силой, великого собственным величием.
Жить ради Христа
Две главы книги Деяний спустя апостол Павел, кажется, попадает в похожую ситуацию. Он исцеляет калеку во имя Иисуса: «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам» (Деяния 14:11).
Как на эту хвалу реагирует Павел? «Мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деяния 14:15).
Вместо того, чтобы упиваться вниманием и греться в лучах славы, Павел и Варнава расстроились (Деяния 14:14). И они воспользовались возможностью, чтобы возвестить обо всем, что сотворил Господь (Деяния 14:15-17).
Когда у людей складывается впечатление, что мы сделали что-нибудь абсолютно замечательное, нам предоставляется возможность рассказать, что мы никогда не делаем ничего достойного похвалы по собственной мудрости или силе.
Мы можем вместе с Павлом сказать: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).
Как принимать похвалу
Настоящее смирение не отказывается от похвалы. Оно отказывается записывать ее на свой счет. В письмах Павла много добрых, хвалебных слов:
Павел любит прославлять благодать, действующую в других верующих, иногда его слова очень личные и конкретные (Рим. 16:3, Фил. 2:19-23 и др.).
Но он всегда хвалит благодать в людях, а не людей отдельно от благодати. И его похвала всегда двигается от человека к Богу.
Когда кто-нибудь хвалит вас за сделанное дома, на работе или в служении, не нужно ругать их, если они не упомянули о Боге.
Богу угодна радость, которую мы испытываем от даров в других людях, когда хвалим и благодарим кого-нибудь. Просто эта похвала не должна заканчиваться на нас.
Примите похвалу с благодатью и смирением, а затем радостно переведите прославление на Бога. Есть много разных способов, чтобы рассказать людям, что и вы, и ваш труд – это производная от благодати.
Не надо заставлять хвалящего вас устыдиться за то, что он приписал вам какие-нибудь заслуги.
Примите его доброту, доставьте ему удовольствие вашей благодарностью, но постарайтесь помочь ему увидеть, насколько Бог достоин похвалы за ваши таланты, навыки и успех.
И за его, кстати, тоже.