Недавно летела в самолете. Разговорилась с соседкой по перелету. «Ну, послушайте», – сказала мне она. – «Если кто-то хочет в понедельник быть женщиной, а в среду мужчиной, то кому какое дело? Ведь гендерный выбор – это вопрос личных предпочтений».
Она также отметила, что каждый человек в глубине души добр. Хотя на вопрос, что думает о состоянии современного мира, ответила она довольно категорично: «Мир разваливается на куски. Это хаос и кошмар».
«Но как такое возможно, если мир населяют добрые внутри люди?», – спросила я.
Она на минутку задумалась, а затем выдала чисто американский ответ: «Мне кажется, проблема может иметь начало в одном из двух источников. Либо люди страдают от зависимостей, и тогда им нужна программа реабилитации, либо у людей есть психологические проблемы из-за ран прошлого, и тогда им нужен психолог. Вы согласны?»
Мой ответ прозвучал так: «Оба эти решения могут помочь человеку. Но как быть, если после реабилитации вы поймете, что проблема гораздо глубже? Что, если наша зависимость, это зависимость «от себя», другими словами эгоизм? Что, если проблема в самой нашей глубине, в нашем сердце?» Тогда она спросила: «Ну да, только кто такую проблему в состоянии вылечить? Кто может вылечить сердце?»
Я ответила: «Честно, мне кроме Бога на ум больше никто не приходит».
Комментарии этой женщины очень хорошо отражают проблемы, с которыми мы сталкиваемся, когда проповедуем Евангелие: Благая весть Иисуса Христа – лучшая новость для нашей уставшей и потрепанной планеты. И тем не менее, многие христиане с трудом, если вообще находят для этого силы и время, благовествуют людям, чье мировоззрение коренным образом отличается от нашего.
Итак, каким образом проповедовать Евангелие тем, кто верит в превосходство личных предпочтений над всем остальным?
Мир изменился
Опросы и выводы аналитиков пугают нас утверждениями, что будущее христианства в развитых странах выглядит очень сомнительно. Хотя я и не особо верю в подобные предсказания, пытаясь лишь осмыслить подобные измерения, вынуждена признать, что культурный ландшафт повсеместно изменился. Не все изменения следует сразу заносить в разряд плохих, но «продвинутая современность» привела к нескольким смертельно опасным искажениям:
- Коллапс абсолютной истины.
- Смещение акцентов с объективного авторитета к личным предпочтениям.
- «Дизайнерский» подход к религии и философии, когда убеждения складываются из любимых ингредиентов, выбранных словно в кафе.
- Сексуальная революция.
Евангелие не утратило своего великолепия, но мир уже другой. И для современной церкви сегодня это, пожалуй, самое сложное испытание. Когда в 1970 году британский миссионер Лесли Ньюбигин вернулся на родину после многих лет, проведенных за границей, он открыл для себя две вещи: Англия стала крайне светской, и светская культура оказала сильное влияние на христиан. И задача стояла уже не только в том, чтобы достичь неверующих Евангелием. Задача дополнилась: нужно было достигать Евангелием еще и верующих, этаких «неверных верных», незаметно для себя оказавшихся под влиянием светскости.
Сегодня эта картина распространилась повсеместно. Ос Гиннесс утверждает, что из-за «продвинутой современности» западные христиане верят в Евангелие в своих умах, но поступают как атеисты. Так что проблема, пожалуй, не в ослаблении силы Евангелия, а в «функциональном неверии».
Назад из будущего
Мы с мужем недавно вернулись в США из Европы, где провели несколько лет в служении благовестия. Сегодня Европа, наверное, самое трудное для благовестия место в мире. И все же мы видели много плодов нашего служения.
И вот, вернувшись в США, мы видим, что и здесь во всю начала разыгрываться секуляризация. Такое впечатление, что мы вернулись из будущего.
Готовы ли мы в Америке к такому будущему? Поделюсь некоторыми наблюдениями, которые мы почерпнули во время служения в Европе, став свидетелями удивительных плодов Евангелия в пост-христианском контексте:
Христиане в таких культурах боятся рассказывать о своей вере. Их страхи очень похожи на наши: А что если я не смогу ответить на какой-нибудь вопрос? Что если я обижу их? Как заговорить о вере естественным образом?
У многих из них сформировался неправильный взгляд на благовестие. Они либо запоминают набор формул, которые потом стараются применить на всех подряд (хотя разговоры Иисуса с людьми никогда не повторялись), либо просто стараются быть дружелюбными, не говоря о вере ничего, надеясь, что неверующие сами догадаются спросить.
Они забывают о Божьей силе, концентрируясь лишь на своих «неумениях». Каким-то образом они убеждены, что важна лишь их «подготовленность», а не присутствие и власть Бога.
Одна простая истина
Вот вам одна простая истина, открывшаяся нам в процессе разговоров и содействия христианам по всему миру: обычным ученикам Христа в личном благовестии нужна подготовка по трем основным направлениям:
1. Модель
Доктрина, которая оказывает наибольшее влияние на формирование нашего понимания благовестия – доктрина о воплощении. Иисус показывает нам, как взаимодействовать с миром. Мы должны быть радикально вовлечены в мир и в то же время радикально отличаться от него. Иисус также показывает навыки, которые нам необходимы: проявлять уважение и сострадание, слушать, задавать вопросы, вызывать интерес, чтобы люди захотели услышать Благую весть. Эффективное личное служение начинается с настоящих, неподдельных взаимоотношений.
2. Послание
Говорить о любви Христа – это, конечно, главное, но также не стоит забывать, что мы еще и свидетели истины. Как проповедовать Евангелие в мире, отвергающем существование абсолютной истины?
Мы приглашаем людей взглянуть на Иисуса! Люди, никогда не переступавшие порог церкви, зачастую очень интересуются личностью Христа.
Почему взгляд на личность Христа в Евангелиях настолько эффективен? Потому что Христос всегда делает что-нибудь неожиданное. Он настолько радикален, настолько прекрасен, вокруг Него столько споров и конфронтаций, Он всегда не вписывается в ожидания людей. Мы передаем истину с помощью истории, задавая вопросы об Иисусе в процессе изучения.
3. Средства
Мы не можем проповедовать Благую весть собственными силами. Нам нужна помощью Святого Духа. Несомненно, недостаточность «полагательства» на Святой Дух можно назвать самой вопиющей проблемой современной западной церкви. Обновление в нашем понимании силы молитвы способно укрепить нас в служении благовестия, как ничто другое.
Иисус не произносил фразу: «Итак, идите… экстраверты, любители и умельцы общаться с людьми, талантливые благовестники… научите все народы. А остальные отдыхайте, пойте песни и гимны, доколе я вернусь». Иисус обращается с призывом ко всем христианам, с разными темпераментами, талантами и способностями: идите, научите все народы! Не все мы призваны быть евангелистами, но все призваны свидетельствовать о Христе.
Эффективное благовестие обязано быть библейски верным, культурно уместным, духовно насыщенным и в достаточной мере действенным – не формулами или стратегиями, а подлинностью, достоверностью и духовной силой. И уже сейчас надо готовиться к неизбежному будущему, которое уже наступило в Европе и семимильными шагами двигается в США.
Даже самые далекие
Когда мы с моей новой знакомой забрали свой багаж и распрощались, она обернулась и сказала: «Бекки, мне неловко спрашивать, но если я тебе напишу, ты мне ответишь?» Я заверила ее, что сделаю это с радостью.
Когда я получила от нее письмо, в своем ответе я сообщила: «Я рассказала тебе, что христианка, но умолчала, что я автор книги «У надежды есть причины», созданной специально для пытающихся узнать что-нибудь о Боге или о ком-то, кого они даже не знают как называть. Можно я тебе ее вышлю?»
Ответ пришел практически сразу: «Ты что, экстрасенс? Откуда ты знаешь, что я Бога ищу? Конечно, присылай!» Теперь мы переписываемся и разговариваем на тему веры. И я до сих пор удивляюсь, как человек, настолько далекий от Царства, может быть настолько духовно открытым.
Все люди ищут смысла, целостности и ценности, которые можно обрести лишь в Боге. Неверующие не могут понять причины своей жажды, но она у них есть. Наша же задача помочь друг другу найти уверенность во Христе и обрести навыки в благовестии. Чтобы благовестовать даже тем, кто, по нашему мнению, уж точно не хочет слышать Евангелие.
www.hristiane.ru