Мы живём в век нарциссизма. Это эпоха самореализации, неослабевающей гонки за самосовершенствованием.
Журнал «Тайм» сообщал в 2013 году, что расстройства личности, связанные с нарциссизмом, почти в три раза чаще встречаются среди двадцатилетних, чем поколения тех, кому сейчас 65 и больше…
В 2009 году количество студентов колледжей, страдающих от нарциссизма, увеличилось на 58% по сравнению с 1982 годом.
Так как Запад стал более нарцисстичным, это стало наблюдаться и среди членов наших церквей. Мы видим это в социальных сетях. Мы слышим об этом за чашкой кофе. Мы наблюдаем, как молодые люди отделяются от группы, чтобы сделать селфи.
Мы также прослеживаем это в нашем евангелизме. Десятилетие или два назад наш евангелизм был направлен наружу. Мы говорили о существовании Бога, объективной истине и исторической достоверности воскресения. Теперь ряд церквей перешли на личные свидетельства.
Такой подход не является обязательно неправильным. В эпоху постмодерна истории часто имеют более влиятельное воздействие, чем провозглашение объективной истины.
Личные свидетельства могут быть ценными в проповеди Благой Вести об Иисусе. Но в обществе, где даже христиане погружены в буйно разросшийся индивидуализм и самопоклонение, наши свидетельства могут звучать как ещё одна история самовосхваления.
Хотя некоторые личные свидетельства звучат по существу, другие сводятся к следующему: «Послушайте! Бог Велик, потому что Я… Я… Я.» Это не истории-о-случившемся-по-дороге-в-Дамаск, но обрамленные в духовную рамочку селфи.
Селфи-свидетельства
Здесь может помочь карикатура. Пример, приведённый ниже – к сожалению – лишь слегка преувеличен.
Моя жизнь был в руинах. Я был как затонувший корабль. Я делал это, это и вот это. Вы бы очень удивились, узнав, что я вытворял. Весь смысл моей жизни заключался в противоположном поле.
Но Иисус умер на кресте, чтобы изменить мою жизнь. Теперь я благодарю Бога за то, что я не такой, как те мои старые друзья. Я живу хорошей жизнью. Я просыпаюсь с целью каждый день. Я занимаюсь волонтёрской деятельностью. Я спонсирую ребёнка в Африке.
О, разве я забыл упомянуть? У меня ведь теперь есть горячая жёнушка-христианка!
В общем, благая весть тут в том, что и у вас может быть такая же жизнь.
Это не Евангелие. Это нечто из разряда “Помоги себе сам. 101 способ”, и вы можете найти чтиво на эту тему в любом книжном магазине. Всё то же, только “добавьте немного Бога.”
Нарциссизм и постмодернизм
Как же так получилось?
Так как Запад начал больше откликаться на историю, чем на причину, церковь к этому адаптировалась, и это стало считаться нормальным.
Но истории, которые мы рассказывали, начали всё меньше и меньше концентрироваться на Иисусе. С целью избежать споров, наше свидетельство всё меньше фокусировалось на реальности Бога и Его славе – на том, с чем могут не согласиться – и всё больше на наших изменённых жизнях – с чем как бы не поспоришь.
Проблема заключается в систематическом сдвиге фокуса с Бога и нацеливании его на нас самих и наших «изменённых жизнях.»
Бог велик, потому что… я – так звучат эти истории.
Нет. Бог велик, потому что… Бог.
Одно Евангелие, пожалуйста
Это новое евангелие изменённых жизней является мелким евангелием. Это как кофе без кофеина. Оно человеко-центрично, оно как планета без солнца.
Мы слышим, как его подбадривают: «Свидетельствовать о вашей вере легко! Просто расскажите свою историю. Вам не обязательно хорошо знать Библию. Бог находится там, где меняются жизни. Иисус пришёл, чтобы изменять жизни.»
Так говорить опасно, потому что это только часть истины, и такие слова делают нас самих центром Евангелия. Ни одно из вышеупомянутых утверждений не является обязательно неправильным, но если его повторяют очень часто, отделив от славы Божьей и полноты Евангелия, оно заменяет Божье Евангелие человеко-центричной, движимой-собственным-эго вестью об изменениях в жизни.
Печальный факт заключается в том, что мы не одни евангелизируем с помощью своих изменённых жизней.
Истинные свидетельства лжебогам
Мы были рождены для поклонения. Если мы не поклоняемся Богу, тогда мы поклоняемся кому-то или чему-то ещё. Или, во множестве случаев, мы поклоняемся самим себе. Это даёт нам чувство цели до тех пор, пока мы не устанем и не перейдём к чему-то другому.
Мы свидетельствуем миру, как этот или тот стиль жизни изменил нас и полностью захватил. Это можно наблюдать сегодня повсюду.
Создаётся впечатление, что у каждого есть своя история об изменённой жизни – даже у не христиан. Они отбирают и редактируют желаемые детали, остальное удаляют, и раскрашивают свой рассказ так, как они хотят, чтобы вы его услышали – в общем, как раз по формату для ленты в фейсбуке.
Хотим ли мы, чтобы наше свидетельство подражало миру или чтобы оно достигало мира? Тогда почему же мы играем в их игру? Почему мы уменьшаем истинное Евангелие до евангелий изменённых жизней, а затем пытаемся продать его на мировом рынке?
Изменённых жизней пруд пруди
Многие религии, философии и даже здоровый образ жизни изменят вашу жизнь. Если вы хотите удостовериться в этом, просто направьтесь в близлежащий фитнесс-зал, в студию йоги или в магазин эко-продуктов. Жизни людей, встреченных вами там трансформировались той приправой самоутверждения, которую они больше всего боготворят.
Если всё, что мы получаем – это изменённые жизни, то этого совершенно не достаточно.
Но это не всё, что мы имеем. Мы имеем славу живого Бога. И эта слава должна создавать глубокую пропасть между мирским свидетельством изменённой жизни и христианским свидетельством об Иисусе Христе.
Мирское свидетельство фокусируется на личности самого человека – на том, как всё удалось несмотря на жизненные препятствия. В центре же христианского свидетельства стоит Личность, Великое Препятствие на нашей земной дороге – этот Озаряющий Свет, который сваливает нас с лошади и ослепляет нас, и призывает покаяться и креститься, и поручает нам Свой великий труд, и даже предупреждает нас, что мы будем страдать во Имя Его.
Вот это и есть настоящее христианское свидетельство.
Источник: ieshua.org