Когда Эдмунда Клауни спросили какой стих лучше всего отображает смысл всей Библии, он без колебаний указал на Ионы 2:10: «У Господа спасение». Я слышал, что Брайан Чэпелл указал этот же отрывок в ответ на подобный вопрос. И, основываясь на содержании самого отрывка, я не думаю, что мы можем найти ответ получше.
Но, учитывая контекст, я бы поспорил, что следует прибавить ещё один отрывок, который мы находим двумя стихами ниже – Ионы 3:1: «И было слово Господне к Ионе вторично».
Ниже, ниже, ниже
Изначально Слово пришло к Ионе, когда тот находился в земле обетованной. Наслаждаясь миром и безопасностью от присутствия Господа, он получил указание нести пророчество жителям Ассирии. То есть, Иона был призван расширить границы правления Великого Яхве от маленькой территории Израиля до «города великого» – Ниневии.
С этого места история нам хорошо знакома. Иона восстал против первого поручения. Он спускается ниже – в Фарсис, дальше вниз – на корабль, и ещё ниже – в чрево рыбы и, в конце концов, вот он – «Отринут от взгляда Господня». И находясь в чреве рыбы, Иона скорбит, потому что он далеко от Храма, далеко от присутствия Бога. Бунт против первого слова от Господа принёс удаление от Храма и духовную смерть.
Мы можем сказать, что Ионы 3:1 обобщает Писание, поскольку случившееся с Ионой отображает Библейскую историю с очень важной стороны. Вначале Господь создал мир по слову своему. Адам и Ева приняли всё сотворённое через это «первое слово». Как и Иона, они жили в мире и безопасности в присутствии Бога. Земля, в которой они находились, была как маленький «храм-сад». Их миссия: расширить границы этого сада по всему лицу земли. Они были призваны распространить порядок, царивший внутри сада по всей земле, так же как и Иона был призван принести послание о Божьем порядке и правосудии в этот чужой народ. И хотя Адам и Ева не испытали мгновенную физическую смерть, когда взбунтовались против первого слова, они были удалены из Божьего присутствия. Нет, они не побывали в чреве рыбы. Но они были изгнаны из «храма-сада». Это было их «падение вниз», это была их смерть, так же как и Ионы.
Распространение Евангелия
Господь был безупречен вплоть до конца истории. Он не был обязан произносить своё творящее слово в первый раз, не говоря уже о втором. Господь мог бы уничтожить своё творение. Но по своей благодати и провидению Он разработал план, чтобы утвердить «новое творение». Как это новое творение могло появиться? Точно таким же способом, как и возникло старое: через Слово. Необъяснимо, Слово вторично было дано человечеству.
Нет, пришло не второе Слово было. Напротив, то же самое – то же Слово, Слово, которым был сотворён этот мир, пришло опять, в этот раз во плоти и крови. У Иисуса Христа было чёткая миссия – распространить храм присутствия Яхве по всей земле. Господь послал своё воплотившееся в плоть Слово в мир, чтобы всё в нём обновить, чтобы спасение смогло заполнить все пределы.
В слове, вновь сказанном Ионе, содержалась как раз эта важная миссия. Оставшаяся часть третьей главы пророка Ионы содержит историю об иноземном народе, включая их царя, покаянии и уверовании в Бога (Иона 3:5). К удивлению (и разочарованию) Ионы, у Бога были планы и для этого народа, а не только для Израиля.
Это «вновь сказанное слово» имело гораздо больший масштаб, чем Иона мог себе представлять. Оно предназначалось для обширного города Ниневия. Но, так же оно предназначалось и для скота Ниневитян (Иона 4:11). Это было всеобъемлющее, всепоглощающее, всеохватывающее слово.
Знамение Ионы
Конечно, история о первом и втором слове не может раскрыть Библейскую историю лучше, чем историю Ионы. Чтобы узнать Иону, вам нужно знать историю его падения вниз и вознесения вверх из чрева рыбы.
И чтобы знать историю Писания, вам необходимо понимать достоинство Иисуса и Его вознесение из могилы. Между бунтующим миром и окончательным спасением, доступным всем без исключения, находится избранный Израильтянин (Иона 1:1 Мат 1:23).
Может показаться, что Он предан на смерть исключительно руками людей (Иона 1:15; Иоан. 19:17-37), на самом деле Бог изначально спланировал смерть Израильтянина, в соответствии с Его точным замыслом и предначертанием (Иона 2:3; Деян. 2:23). Смерть не смогла поглотить этого человека, напротив, через три дня он возродился из бездны (Иона 2:10; Лук 24:1-12).
Этот воскресший Израильтянин стоял среди города злодеев, провозглашая путь к спасению (Иона 3:4;Лук 24:27). “Есть спасение от Божьего гнева, покайтесь и уверуйте, ибо слово Господа пришло снова!” — возвещал он.
История Ионы — история Писания — это история о следующем:
- Было дано Слово.
- Был бунт против Бога.
- Была смерть и воскрешение.
- Слово было возвращено, чтобы распространить правление Бога шире, дальше и глубже, чем можно представить.
Если мы присмотримся повнимательней, Иона 3:1 раскрывает не только смысл Всего Писания, но и наш собственный христианский опыт. По своей природе каждый из нас восстал против Слова – мы ассирийцы по рождению. Как моряки и как Римские воины мы причастны к смерти Избранного Израильтянина.
И каждый из нас услышал добрую весть – что Христос был выброшен за борт, и шторм Божьего гнева, возможно, минует наш корабль. Из-за того, что Христос сошёл в чрево смерти – был отторгнут от Божьего присутствия – мы имеем доступ в вечный Храм. Вместе с Ионой, мы можем радостно объявить добрую весть – «Слово Господа пришло вторично!»
Источник: ieshua.org