Как маме, мне нравится ходить в гости к некоторым людям. Это такие люди, которые убирают свои ценные бьющиеся вещи подальше, достают коробку с кучей маленьких машинок, и открывают новую банку с арахисовым маслом.
Это люди, которые не преминут крепко обнять моих детей и сразу показать им, где туалет и ванная, на всякий пожарный. Мои дети тоже любят ходить в гости к таким людям. Там мои дети чувствуют себя как дома.
В церкви мои дети тоже не раз имели возможность участвовать в богослужении. Как мама, я очень благодарна всем общинам, которые стараются подчеркнуть, что детские шепелявые молитвы хвалы и благодарности очень ценны для Бога, что Он слышит их просьбы, а их души сочтены на небесах (Псалом 8:2, Матф. 19:13-14).
Я знаю, что мой список не полон, но всё-таки хочу предложить несколько способов того, как можно привлекать детей к участию в богослужениях. Наша семья благословлена такой общиной. Эти способы просты и универсальны для применения в любой церкви. Для их реализации не надо нанимать специальных служителей, организовывать встречи по подготовке и собирать дополнительные средства. Тут просто нужно, чтобы мы, по примеру нашего Спасителя, уделяли внимание и юным созданиям среди нас.
1. Приветствуйте детей по имени.
Уже при входе в церковь можно помочь детям почувствовать, что им тут рады. Ведь Народ Божий не виделся друг с другом целую неделю, и все радуются встрече. А раз нам была дана заповедь приветствовать «всех братьев» (1-е Фесс. 5:26), то и детей тоже надо.
У меня двое сыновей, которые очень похожи. У них маленькая разница в возрасте, почти одинакового роста и обычно они одинаково подстрижены. Иногда людям трудно распознать, кто есть кто. Мальчики терпеливо относятся к тем, кто ошибается и путает их имена, но они буквально бегут к дверям церкви с улыбкой на лице, благодаря тем прихожанам, которые стараются называть их правильно – то есть хотят узнать их по отдельности каждого.
Не менее важно сделать так, чтобы и дети знали имена взрослых. Обычно дети остаются в стороне, когда взрослые знакомятся, и они остаются в растерянности, а как же им правильно называть дядю или тётю. Поэтому можно с самого начала облегчить ребёнку эту задачу, представившись так, как вы бы хотели, чтобы он вас называл: «Привет! Я – миссис Хилл, а тебя как зовут?»
Когда дети знают верующих, а те знают детей, которые каждую неделю рядом с ними прославляют Бога, то дети понимают, что они важны, даже без них нельзя обойтись (1-е Коринф. 12:22) в жизни общины.
2. Читайте отрывки и проповедуйте, используя один и тот же перевод Библии.
Взрослые, я вас отлично понимаю. В каждом переводе Библии есть свои преимущества. В одном ближе смысл к оригиналу. В другом более понятно изложена сложная мысль. В третьем приевшийся отрывок звучит как-то по-новому, посвежее. А четвёртый – это привычный для всех, любимый традиционный. В церквях часто используют то одну версию, то другую.
Но вот детям, которые только научились читать, перескакивать с одного варианта мысли (который они держат в руках) на другой (который появляется на большом экране) довольно непросто. Любое перефразирование или даже замена одного слова может быстро сбить с толку начинающих читателей, которым и без того сложно следить по отрывку за чтением в своих Библиях.
Когда в моей церкви постоянно используют один и тот же перевод Библии, то моим детям легче читать её, запоминать стихи и размышлять над ними.
Недавно старейшина зачитывал вслух отрывок из Писаний, а мои дети склонились над своими Библиями. Вдруг мой сын дёрнул меня за рукав. «Мама!» – на весь зал зашептал он. «А мы знаем этот стих! Мы его учили в воскресной школе!» С тех пор чтение отрывков с кафедры стало для него возможностью участвовать в богослужении, когда он тихонько бормочет знакомые ему слова, старательно подчёркивая их у себя в Библии пухлой ручонкой.
3. Раздавайте сборники гимнов и песен или делайте распечатки песен для каждого богослужения.
Большинство детей любят петь. Из всех частей богослужения пение – самое доступное для них по сложности, самое очевидное дело, в которое они могут внести свой посильный вклад, и наилучшая возможность для них почувствовать себя частью общины.
Но если слова песен видны только на экране, то малыши теряются, даже не начав. Ну, во-первых, мои дети слишком маленького роста, чтобы разглядеть слова на экране за двухметровым подростком, стоящим перед ними. Во-вторых, мои юные читатели ещё должны водить пальцем по книжке, чтобы не потерять строчку и правильно прочитать слово. Песенники помогли моим детям выучить песни наизусть и с уверенностью восхвалять Бога в песне, как Он и заповедал (Матф. 21:14-16).
4. Упоминайте детей в молитвах и проповедях.
Возможно, вы, как и я, помните то время, когда слова с кафедры звучали для вас не иначе как «бу-бу-бу». То ли из-за греховной пелены, то ли из-за козней лукавого или просто по человеческой слабости, но детям часто бывает очень трудно понять, какое отношение имеют молитвы и проповедь к их жизни.
Поэтому так важно молиться за них. Когда старейшины моей церкви молятся вслух о детях – называют их конкретные заслуги и помощь в семьях и в школе, просят об исцелении от болезней и, особенно, о спасении их душ, то мои дети видят, что их ждут у Престола, куда они могут обращаться за помощью. Кроме того, общая молитва за детей помогает взрослым разделить груз проблем, выпавших на долю детей, и нести бремена друг друга к Господу.
А во время проповеди пасторы могут взять и просто-напросто обратиться к детям. Я видела, как изумляются мои дети всякий раз, когда пастор вдруг говорил посреди проповеди: «А вот, дорогие дети, как вы сможете применить этот стих в жизни».
Специально упомянуть детей в проповеди значит ещё раз напомнить им, что заповеди Писания относятся и к ним в том числе. Более того, обращение к детям с кафедры означает, что призыв к покаянию относится и к ним тоже. Я очень благодарна каждому пастору, который мягко скажет детям: «Детки, у вас есть огромная надежда! Посмотрите на Иисуса, единственного Спасителя грешников!»
Что может быть лучше, чем такое обращение к моим детям?!
hristiane.ru