Сатана. Какие образы вызывает в вашем воображении это слово? Злобное создание с рогами, хвостом и вилами? Симпатичный малыш в красном капюшоне на пороге вашего дома в Хеллоуин?
Оставив в стороне культурные карикатуры, Сатана — это конкретное и реальное существо, известное христианам как великий лжец и обманщик, заклятый враг Бога и Его народа. Писание много говорит о его характере и поступках — кто он, и что он делает — но что относительно его происхождения? Откуда он взялся? Кто создал дьявола?
Болтливый змей
Библия открывается историей о творении, когда Бог провозглашал начало существования вселенной. Первые две главы являют захватывающие дух картины порядка, цельности и процветания. Не удивительно, что Создатель, обозрев Им созданное, объявил, что всё это «хорошо весьма» (Быт.1:31).
И вдруг, неожиданно появляется змей. Но это не просто обычный змей: он разговаривает, и надо сказать, что он очень разговорчивый. Очень быстро это извивающееся существо начинает разговор с Евой, соблазняя её саму и её молчаливого мужа — и вас, и меня — в бунт против Бога. По мере развития истории, становится ясно, что этот древний змей является воплощением самого Сатаны (Откр.12:9).
Происхождение дьявола
В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.
- Его создал Бог.
Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.
- Бог создал его добрым и хорошим.
Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе — вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога — совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.
Очевидно, что-то пошло не так.
- Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.
Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:
Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. (2Пет.2:4)
Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. (Иуд.1:6)
Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.
- Сатана имеет власть в сфере демонов.
Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).
Позиция Сатаны в качестве главы демонических сил не вызывает сомнений. Писание называет его «лукавым» (Матф.13:19), «князем мира сего» (Иоан.12:31), «богом века сего» (2Кор.4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Мы видим, как он инициирует атаки на Божий народ (Иов 1:6; 1Пар.21:1; Зах.3:1) с «властью» и силой (Деян.26:18), чтобы «связать» (Лук.13:16) и «обладать» (Деян.10:38).
Майкл Хортон разъясняет: «К падшим ангелам относятся не как творениям злым по природе, но как к последователям Сатаны в его мятеже. Однажды, самый славный и сильный ангел, Сатана, был преисполнен гордостью и совершил попытку небесного переворота».
- Зло Сатаны проявилось изнутри него самого.
Не было никого, чтобы соблазнить Сатану в грех, его зло поднялось изнутри него самого. Тогда не удивительно, что Иисус называет его «отцом лжи» и «человекоубийцей от начала» (Иоан.8:44) — эти слова отзываются эхом ещё в начале истории.
А что с Люцифером?
Есть очень вероятная аллюзия на падение Сатаны с небес в книге Исайи. Когда пророк описывает Божий суд над царем Вавилона, он переходит на язык, слишком грандиозный, чтобы описывать просто человека:
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис.14:11-15; параллельное место Иез.28:1-19)
В Библии версии короля Иакова «сын зари» (morning star) переведено как Люцефер, что означает «носитель света». И хотя это общеупотребительный религиозный термин, он не встречается в большинстве современных переводов Библии.
Невозможно с уверенностью утверждать, что это место из книги пророка Исайи является аллюзией на гордыню Сатаны и его последующее падение с небес, но это, безусловно, возможно.
Давние вопросы
“Есть две равные и противоположные друг другу ошибки, в которые впадает наша человеческая раса, относительно демонов, — пишет К. С. Льюис в «Письмах Баламута.— Одна — не верить в их существование. Другая — верить и испытывать чрезмерный и нездоровый интерес к ним».
Мы находимся в глубоких и таинственных водах, и есть много не отвеченных вопросов, относительно которых Писание просто хранит молчание. Как могло нравственно чистое Божье творение восстать против Бога? Почему другие ангелы присоединились к мятежу? Когда все это произошло?
И хотя христиане не знают всех ответов, мы знаем Бога, у которого есть все эти ответы. И мы знаем, что «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.3:8).
Если вы следуете за Царем Иисусом, мужайтесь. Ваш враг был побежден (Кол.2:13-15), он терпит поражение прямо сейчас (Еф.6:10-20), и он будет окончательно побежден (Рим.16:20). Да, он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), но смерть Иисуса обезвредила его, а возвращение Иисуса его уничтожит.
А пока, его разрушающее влияние распространяется ровно настолько, насколько позволяет рука Божья.
Источник: ieshua.org