Дитрих Бонхёффер был уверен, что его жизнь не привнесла в мир ничего ценного. Он дружил с замечательными богословами и членами антигитлеровского сопротивления, но немецкий пастор «никогда не думал, что его действия можно назвать героизмом». Так о Бонхёффере пишет в биографической книге «Странная слава» Чарльз Марш.
И тем не менее, спустя 70 лет после смерти, Бонхёффер остается одним из столпов современной христианской истории и одним из святых-покровителей ненасилия 20-го века. О нем издаются книги, а интерес к его словам и жизни только растет.
В своей уникальной книге «Бонхёффер – молодежный служитель» доктор Андрю Рут рассказывает о необычном эпизоде. На одной из молодежных конференций он сделал презентацию о Бонхёффере, и реакция оказалось для него сюрпризом. После презентации он стоял посреди толпы людей, которые один за одним рассказывали, как этот немец повлиял на их жизнь.
Хоть нам и нужно быть внимательными с тем, как мы создаем кумиров и поднимаем кого-то на пьедестал, в случае с Бонхёффером мне представляется, что в его жизни есть моменты, которые не только достойны похвалы, но и, если бы современные христиане последовали его примеру, способны помочь сформировать и усилить наш коллективный характер. Конечно, в жизни Дитриха Бонхёффера больше примеров, но я выберу сегодня лишь несколько из тех, что помогают нам сделать переоценку нашей веры:
1. Этика: как поступать правильно?
Большую часть моего времени на неделе я провожу со студентами, которые стараются следовать за Богом. Один из вопросов, с которым встречаются почти все верующие звучит так: «Что делать правильно, и что – неправильно?» Когда им нужно принять какое-нибудь решение, в их голове звучит: «Это хорошо или плохо? Правильно или нет?»
Есть в жизни решения, которые явно черные или белые, и с ними легко. Но есть и серые области в нашей вере. В незаконченной книге Бонхёффера «Этика» автор на этот вопрос отвечает другим вопросом: «А в чем воля Бога?», и продолжает: «Потому что без Бога, какой смысл в добре человека или добре этого мира?»
Живя в этом сложном мире, нам всем стоит вспоминать этот ответ Бонхёффера. Именно так нам станет легче прощать своих врагов, когда «правильным» кажется затаить на него злобу.
2. Дешевая благодать: что на самом деле значит «быть христианином»?
Нашу церковь часто спрашивают, почему мы не призываем тех, кто хочет покаяться, выйти к алтарю или поднять руку. Мы не видим ничего такого страшного в том, что в других церквях так делают. Тем не менее, мы считаем, что решение умирать для себя каждый день и следовать за Иисусом – это более серьезное действие, чем просто поднятие руки. В современном христианстве есть искушение слишком сильный акцент ставить на «обещании» и оставлять в тени целую жизнь, которая за этим обещанием должна последовать.
Бонхёффер начинает свою «Цену ученичества» с понимания разницы между «дешевой» и «дорогой» благодатью. «Дешевая благодать – это проповедь прощения без требования покаяния», – пишет пастор. – «Дорогая благодать будет стоит человеку всей его жизни».
Ценим ли мы Евангелие так же, когда призываем людей ему последовать? Хватит ли нам смелости проповедовать покаяние миру, у которого выработался иммунитет к таким переменам?
3. Община: что потребуется для построения истинного единства?
Наверное, самым ценным подарком церкви от Дитриха Бонхёффера можно считать книгу «Жить вместе». Однако, многие забыли, как эта книга появилась на свет. Бонхёффер не только понял, как важна община, он еще и познал цену, которую требовалось заплатить за такую общину. Именно в этом уникальность его взгляда на этот вопрос.
Бонхёффер основал тайную семинарию «Финкенвальд», которая произошла из школы мышления, названной Бонхёффером «новым монашеством». Когда Карл Барт обратился к Бонхёфферу с письмом с обвинениями в законничестве, которое процветало во вдохновленных этим новым монашеством общинах, Дитрих Бонхёффер ответил: «Богословская работа и реальное пасторское общение только возрастают в жизни, которая денно и нощно управляется Божьим словом и выделенным для молитвы временем».
Бонхёфферу удалось соединить воедино дисциплину (“молитвенное время” и т.д.) и общину, и этому стоило бы научиться.
Сегодня все молодые люди, с которыми я встречаюсь, говорят о церкви и «общине». Мне кажется, что для поколения миллениума – это сегодня наивысшая ценность. И тем не менее, хоть нам и ценна община, мы плохо представляем цену, которую придется заплатить за формирование такой общины. Многие из нас переходят из одной церкви в другу в поиске «правильной общины», совсем не готовые себя такой общине посвятить, и поэтому мечутся от места к месту.
Посвященная, «глубокая» община формируется через посвящение друг другу.
Вечность: знаменитые последние слова
Нам трудно отследить последние моменты жизни Бонхёффера. Его арестовали после того, как выяснилось, что он состоял в заговоре против гитлеровского режима. В 1945 году он был повешен. Всего за несколько месяцев до окончания войны. По неподтвержденным данным, когда Бонхёффера вели на казнь, он сказал одному из заключенных: «Это не конец. Для меня это только начало».
Разумеется, у этого утверждения нет никаких исторических доказательств. Но Дитрих Бонхёффер вполне мог бы такое сказать – мы точно знаем, что именно этот немецкий пастор думал о вечности, ведь думал он о ней почти всю свою жизнь.
Понимаем ли мы эту вечность так, как понимал ее Дитрих Бонхёффер? Смерть – это только начало жизни, которую мы всю свою жизнь на земле стараемся из всех сил начать. Наше понимание вечной жизни должно оставлять видимый отпечаток на нас, делая нас смелыми, хотя и несовершенными и противоречивыми, каким был и сам Бонхёффер.
Источник: hristiane.ru