Продолжая размышления о Вечере Господней (см. начало), хочется обратить внимание на то, что Павел начинает речь об этом с довольно простых и банальных моментов.
Он возмущен тем, как проходит вечеря.
«Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать трапезой Господа. Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и напивается» 1 Кор 11:20-34
Очевидно, их встречи сильно отличались от того, как у нас проходит причастие, и Павел откровенно негодует на коринфян за беспорядок, неустройство и неуважение друг ко другу на их собраниях.
Кто-то принес больше, наелся, оставив без внимания брата, не имеющего такого достатка.
Даже подводя итог, он призывает не к исповеди и не к воздержанию от причастия, а просто-напросто советует поесть дома и, приходя на собрание, дожидаться друг друга: «Так вот, братья мои, когда вы собираетесь вместе на Трапезу, дожидайтесь друг друга. Если кто голоден, пусть поест дома».
Но, вместе с тем, апостол видел в таких простых, казалось бы, проступках, опасность суда: «Не надо, чтобы ваши встречи становились вам судом»
Почему? Разве все так серьезно? Мы же не воспринимает так строго подобную бестактность на простом ужине.
Павел в таких простых вещах видел большее, и обращает внимание на то, что за этим стоит — отсутствие любви и пренебрежение к Церкви.
«Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих?»
Он обращает внимание на то, КАК проходит их вечеря, обвиняя их в пренебрежении ближним, но тут же указывает на суть проблемы и предостерегает об осуждении, которому подвергает себя поступающий так.
«Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа».
Обратите внимание: Павел не призывает к благоговению перед атрибутами ужина и не рекомендует воздержаться от участия недостойным.
Благоговеть мы должны перед Господом, а не перед кусочком хлеба. Трепетно должны относиться к братьям, являя любовь и единство Тела Христова.
Павел указывает на то, что неподобающим образом проведенный ужин делает нас виновными перед кровью и телом Христа, поскольку причина этого — отсутствие любви и почтения друг ко другу.
И, я верю, что здесь и содержится суть происходящего — это не просто ужин, чтобы поесть, — это вечеря Господня, это возвещение Его смерти, как причины нашего единства, нашей любви и новой жизни.
Эта совместная вечеря — свидетельство, провозглашение и воспоминание того, благодаря чему и Кому мы вместе, благодаря чему мы любим друг друга и благодаря чему мы спасены.
Вот почему недостаточно все провести по этикету, не проронив ни крошки и разделив всем поровну.
Ведь если что-то из того, что мы провозглашаем участием в Вечере, не осуществляется в нашей жизни, мы свидетельствуем сами против себя, едим и пьем свой приговор.
Суд не начинается с момента принятия хлеба, — это только провозглашение, свидетельство уже осуществляющегося суда в нашей жизни.
«Но пусть человек сам сначала испытает себя, а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу, потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела, ест и пьет свой приговор.
А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог. Но когда Господь так нас судит и наказывает, Он исправляет нас, чтобы не осудить вместе с остальным миром».
Так за что Господь нас судит и наказывает? Можно ли избежать суда, воздержавшись от участия в хлебопреломлении?
Угодно ли Богу, когда мы больше благоговеем перед хлебом и вином, нежели перед самим Христом?
Угодно ли Богу, когда мы больше боимся уронить крошку хлеба, нежели пренебречь братом или огорчить Святой Дух?
Если бы все было так банально. Но во Христе имеет значение одно: стал ли ты новым творением Божьим? (Гал. 6:15).