Только Библия является непререкаемым авторитетом для христианина. Возникает вопрос: в каких областях жизни Писание имеет власть надо мной? Ответ очевиден: во всех. Вся моя христианская и человеческая жизнь находится в свете и под властью Слова Божьего. Давайте рассмотрим некоторые из этих областей.
Во-первых, Слово Божье — единственный авторитет, определяющий мои убеждения и богословие.
Если я хочу знать о Боге, о Его сущности и качествах, замыслах и делах, о том, что Он сделал для меня и как собирается совершать искупление человечества, какие обещания дает мне как христианину и какого образа жизни от меня требует, то ответ на все эти вопросы я должен искать в Слове Божьем.
Есть тайны, принадлежащие Господу. Например, Бог не отвечает нам на такие вопросы: «Как мы можем узнать, избран человек или нет, еще до его обращения? Как можно совместить божественное всевластие и человеческую ответственность? Когда Иисус Христос придет второй раз? Почему жизнь одного человека — сплошные страдания, а другой всегда пасется на злачных пажитях и отдыхает у вод тихих?» Библия хранит молчание, значит, и мы должны быть агностиками по этим вопросам.
Писание детально не расписывает церковное устройство: как должно проходить богослужение, сколько должно быть проповедей, какой наилучший размер общины. В то же время Библия говорит о грехопадении и предопределении, о том, что мы должны и не должны делать, когда собираемся вместе для поклонения. Она повествует об Адаме и Еве, рассказывает об аде, учит главенству мужчины, поэтому мы не можем, проявляя ложную скромность, молчать по этим вопросам. Мы должны с верой принимать эти ответы Бога. Эти истины открыты нам не для того, чтобы спасти от скуки наш интеллект. Они явлены нам, чтобы мы поняли свой долг творения перед Творцом, чтобы мы увидели себя потерянными грешниками и научились благодарить Бога за искупление. Бог открывает нам истину не для того, чтобы удовлетворить наше любопытство, а чтобы спасти нас и научить добродетельной жизни. Мы должны расти в познании истины, в постижении библейского учения и христианского богословия.
Об опасности формальной ортодоксальности можно говорить много и красноречиво. Такая опасность на самом деле существует. Некоторые люди придают намного большее значение неразрешенным проблемам богословия, чем основополагающим доктринам христианства. Подобного отношения к богословию надо избегать. Другие люди питают особую любовь к спорным богословским вопросам, которые разделяют христианский мир и вызывают конфликты. Мы должны сторониться этого духа. Тем не менее, мы, христиане, просто обязаны целеустремленно расти и постижении божественного откровения. Бог сделал многое для того, чтобы у нас было Его Слово, Он дал откровение, которое люди могут понять, поэтому наш долг — обращаться к Писанию, вникать в божественные истины, чтобы они были хорошо знакомы нам. Каждый христианин должен глубоко понимать учение о личности нашего Господа Иисуса Христа. Он должен знать о Его божественности и человечности. Он должен разбираться в периодах существования Христа — до воплощения, во время воплощения, после вознесения. Ему должны быть знакомы три служения Мессии — Пророка, Первосвященника и Царя. Он должен твердо знать учение об оправдании одной только верой: Сын Божий Иисус Христос прожил праведную жизнь, Бог вменяет Его праведность всем верующим и милостивым актом оправдания объявляет грешника праведным во Христе. Каждый без исключения должен знать это. Это пища для размышления всякому верующему. Это не сухие доктрины, предназначенные только для профессиональных богословов. Они как раз и являются той истиной, что освящает нас. Апостол Павел использует интересное выражение в самом начале Послания Титу: «…Познание истины, ведущей к благочестию» (Тит. 1:1). Зачем нам нужна Библия? Чтобы расти в благочестии.
С одной стороны, нельзя позволять всяким ветроучениям заставлять нас колебаться. С другой стороны, не следует упрямо держаться учений, не основанных на Библии. Писание обладает правом контролировать и исправлять нас. Мои убеждения должны строиться не на том, чему меня учили в детстве, не на необычном религиозном переживании, не на доводах разума, которые кажутся мне особенно убедительными. Все эти субъективные критерии не могут быть основанием для серьезных убеждений, которые будут руководить мною всю жизнь. Единственное основание — что сказал Бог. Только Писание может контролировать мое религиозное сознание.
Джосс Экланд — выдающийся актер. Прожил в браке около пятидесяти лет. У него семеро детей. Он сыграл роль Клайва Льюиса в пьесе «Страна теней». Он говорит, что его вера в Бога непоколебима. Появилась она в результате необычного события, произошедшего с ним и его женой в Африке. В автобиографии «Я где-то здесь» он пишет, что однажды, находясь в джунглях Малавии, они с женой одновременно проснулись среди ночи с одним и тем же чувством — «настолько богатым, глубоким и всеобъемлющем, что оно превосходило наш разум, и вызывал это чувство тот, кто стоял у нашей постели… Наша жизнь изменилась раз и навсегда». Несколько лет спустя он заявил в одном из интервью: «Я понятия не имею, кто или что есть Бог. У меня нет представления о Боге. Думаю, мы вообще не должны знать, каков Он. В церковь я не хожу — не люблю шаблонности. В то же время я считаю себя религиозным человеком» («Сандэй Тэлеграф», 6 июня 1999 года). Это бессловесная религия, основанная на личном религиозном опыте, который имеет значение только для него и его жены. Истина заключается в том, что такой веры недостаточно для того, чтобы приблизиться к Богу и Отцу Господа Иисуса Христа.
Во-вторых, Писание обладает властью в этических вопросах, в вопросах нашего поведения.
Выполнение, какого долга Бог ожидает от меня? Ответ простой: мы должны повиноваться Его явленной воле. Где мы можем узнать, какова воля Бога в отношении принципов поведения и ценностей жизни? В Слове Божьем. Оно является единственным этическим мерилом. Мы не можем урезать его. Мы не можем расширить его. Оно является окончательным ответом Бога на вопрос о человеческом долге. Мы не раз слышали, как люди в отчаянии говорят, что перед ними дилемма и что им очень трудно сделать выбор. Они не знают, что на самом деле является добром, а что злом. Им не хватает «совета». Но очень часто их проблема заключается в другом — нежелании повиноваться. Нравоучительные части Слова Божьего — одни из самых понятных мест Писания. Десять заповедей гениально просты. Наш Господь истолковал их в Нагорной проповеди, а апостолы конкретизировали их (см., например, вторую часть Посланий римлянам и ефесянам, все Послание Иакова). Трудно найти более ясные библейские тексты.
Один из самых частых вопросов — могу ли я выйти замуж за человека, который не проявляет ни малейшего интереса к христианской жизни? Но проблема здесь не в отсутствии «совета», а в непослушании Богу. Господь ясно говорит в Своем Слове: «…Только в Господе» (1 Кор. 7:39). Этого критерия еще недостаточно, чтобы выбрать спутника жизни, но он совершенно необходим. Так часто мы сводим проблемы нашего образа жизни к нехватке информации. Мы уверяем себя и церковь в том, что наши грехи не такие, как у прочих людей. Наши грехи прекрасны, их можно понять и оправдать. Но мы всегда должны возвращаться к авторитету Писания, когда возникает вопрос о нашем поведении.
Например, Слово Божье наставляет нас в вопросах половой жизни. Оно ясно учит целомудрию до брака и верности в браке. Писание запрещает гомосексуализм, и даже гомосексуальное желание: кто посмотрит на мужчину с вожделением, тот уже совершил грех прелюбодеяния в сердце. Писание также учит, что для развода есть только две приемлемые причины: измена и оставление неверующим супругом верующего. Оно учит и тому, что человеческая жизнь начинается с зачатия, несмотря на то, что первые недели своего существования человек представляет собой крохотный комочек материи.
То же самое Слово Божье, которое заповедует «не убивай», также требует: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6). Слово Божье испытывает наше нравственное послушание. Соблюдаем ли мы, христиане, Слово Божье? Стараемся ли мы соблюдать его тогда, когда наши чувства требуют непослушания? Горим ли мы желанием делать то, что говорит Библия, когда находимся в глубокой депрессии, испытываем жалость к себе, когда наш долг кажется абсурдным и неприятным? Достаточно ли мы зрелые, чтобы обуздать негативные эмоции и, несмотря на внутреннее сопротивление сделать то, к чему призывает Бог? Самая большая опасность для христианина — использовать чувства в качестве критерия добра и зла, ждать, пока у нас будет хорошее настроение, чтобы относиться к врагам хорошо, оправдывать свое бездействие такими фразами, как эта: «Я же не могу свидетельствовать в таком ужасном расположении духа». Нам постоянно приходится противостоять самому себе и убеждать себя в том, что, хотя я слаб и меня покинула вся духовная энергия, я должен собраться и делать то, что сказал Бог. Можем ли мы быть послушными, несмотря на все препятствия, которые наши чувства ставят у нас на пути? Слово Божье имеет власть над нашей нравственной жизнью.
Я хочу спросить вас вот о чем. Разве Библия не обладает равной властью, как в серьезных, так и в незначительных ситуациях, возникающих в нашей жизни? Один из верных признаков зрелости заключается в том, что мы обращаем внимание на мелочи христианской жизни. Вы, конечно, помните, как Господь хвалил тех людей, которые были верны в малом, но именно на этом фронте мы часто терпим поражение. Вы можете думать, что нет большой проблемы в том, что в воскресенье вы приходите в церковь ровно в одиннадцать или ровно в шесть часов. Вам кажется, что нет ничего особенного в том, что вы приходите на молитвенное собрание среди недели. Это мелочь — помнить о работе миссионеров и поддерживать их, писать письма, выполнять все обещания. Но так часто именно в малом проверяется наше подчинение власти Слова Божьего.
В-третьих, Слово Божье руководит поклонением, тем, как мы приходим к Богу.
Руководители церкви, иногда задают неправильные вопросы: какая форма богослужения является самой привлекательной, самой интересной и захватывающей для постороннего человека, случайно зашедшего на собрание? Вопрос не в том, какая форма является самой интересной, а в том, какая из них является библейской? Вот и все. И если вы посчитаете, что библейская форма скучна, то вы стоите на опасном пути. Может, вам надоел живой Бог? В вечности у вас не будет ничего, кроме Бога. Главная задача истинного поклонения — как правильно приблизиться к Богу? Что приносит Богу наибольшее удовольствие? Каждая церковь должна постоянно задаваться этим вопросом. Ведь дело совсем не в том, что наша община растет количественно, и не в том, что нам нравится приходить на собрания. Мы также не можем оправдывать какую-либо форму поклонения тем, что наши отцы на протяжении долгого времени — веков! — так поклонялись. Поклонение не может основываться на наших чувствах и вкусах, на том, что мы любим, наслаждаться тишиной, предпочитаем простоту или, наоборот, пышные ритуалы, что нам нравится определенная музыка. Как Бог хочет, чтобы мы поклонялись Ему — вот в чем вопрос.
В книге пророка Исаии, в первой главе, двенадцатом стихе, Бог задает очень важный вопрос. В те времена люди были весьма набожными и занимались активной религиозной деятельностью: приносили жертвы, приходили во дворы Божьи, воскуряли благовония, отмечали новолуния, собирались на праздники, воздевали руки к небу. Господь Бог посмотрел на все это и спросил: «Кто просил вас делать это?» Бог с презрением относится ко всей этой бурной религиозной деятельности. «Кто требует от вас этого? Просил ли Я вас делать все это, когда вы приходите ко Мне? Говорил ли Я вам так поступать?» Народ забыл вопросить Бога о том, что Ему угодно на собраниях в Его имя.
Какова воля Бога в отношении нашего поклонения? Господь Иисус дал два установления: крещение и вечерю Господнюю. Только два. Он повелел нам: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и в книге Деяний мы читаем о многочисленных крещениях учеников. Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Он сказал не «приносите жертву», а «творите», то есть делайте. «В первый же день недели… ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7). Только два таинства были установлены Сыном Божьим. Мы обязаны проводить эти два таинства в церкви, и не можем добавлять к ним никакие другие.
Есть четыре признака церкви: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Апостолы придавали особое значение молитве: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки» (1 Тим. 2:1, 8). Павел также учит Тимофея: «Проповедуй слово» (2 Тим. 4:2). Когда собрание слышит толкование Слова Божьего, слушатели осознают свои грехи и раскаиваются в них, благодарят Бога за милость и обещают Ему больше повиноваться, глубже постигают истину и прославляют Бога за это, видят гибельное положение грешника и молятся за неверующих знакомых. Проповедь Слова является кульминацией поклонения. В книге Деяний мы можем увидеть, что первые христиане делали особый упор на проповедь и наставление в Слове Божьем.
Мы также читаем о том, что мы должны «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19). В книге Деяний описан один случай, когда верующие пели. Это происходило в тюрьме, где находились закованные в колодки Павел и Сила (Деян. 16:25). Это единственный новозаветный пример пения. Надо признать, что музыка в Новом Завете упоминается, но ей уделяется совсем мало внимания. Таковы элементы истинного библейского поклонения, угодного Богу.
Итак, Библия определяет наше богословие, поведение и поклонение.
В-четвертых, Писание авторитетно в общении.
Рассказ о великом чуде Пятидесятницы заканчивается описанием молодой церкви и той любви, которая в ней жила. Но как 3000 новообращенных могли войти в круг общения 500 верующих, которые находились в Иерусалиме в день сошествия Святого Духа? Нам сказано, что эти тысячи пребывали в учении апостолов и в общении (Деян. 2:42). Представьте себе эту картину. За стенами Иерусалима собрались триста человек, и они слушают проповедь Андрея о жизни Христа, о Его делах и об их значении. Это напоминает семинар, у людей возникает множество вопросов: «Почему Иисус сказал это? Что Он имел в виду, совершив это?» Они вместе растут в постижении того, о чем рассказывает им апостол. Есть и скептики, которые не спешат смешиваться с толпой. Они спорят с Андреем. Они не принимают его толкование жизни Иисуса, отвергают его учение. Андрей терпелив и снисходителен, но они упрямо отвергают апостольское свидетельство о личности и делах Иисуса из Назарета. Общение с этими людьми прекращается. Оно не может продолжаться из-за того, что они отвергают учение апостола. Общение и общность строятся на преданности истине. Библия определяет рамки христианского общения.
Апостол Павел отправился в миссионерское путешествие в Галатию и пребывал в родовых муках, пока Христос не изобразился в жизни многих жителей той страны. Вскоре после того как он покинул Галатию, чтобы создать церковь в другом месте, в галатийской церкви появились новые учителя. Культы часто так поступают: они атакуют новообращенных — уже верующих, но слабо разбирающихся в богословии. Эти лжеучителя учили галатов: «Хотите ли вы, чтобы Бог по-настоящему благословил вас? Вы хотите быть угодными Богу? Вы хотите верно, служить Господу? А разве вы не знаете, что Господь повелел в Своем Слове обрезываться? Разве вы не знаете, что тех, кто не желает обрезываться, ждет суд? Кроме того, надо соблюдать субботу, а не только день воскресения Господа, выполнять диетические законы и посещать Иерусалим три раза в год. Разве вы не хотите получить от Бога все, что Он желает дать вам? Тогда вы должны идти по этому пути».
Как правильно звучали слова этих людей! Они верили в вечное наказание в аду. Они могли сказать «аминь» после каждого утверждения Апостольского символа веры. Вступил ли Павел в общение с ними? Говорил ли Павел что-нибудь в таком духе: «Учение этих людей привносит разнообразие в христианское богословие»? Ничего подобного Павел сказать не мог. Вряд ли бы он одобрил высказывания таких людей, как Ричард Фостер: «Я вижу могучую реку Духа. Я вижу, как деревенский пастор из Индианы обнимает городского священника из Нью-Джерси, и они вместе молятся о мире во всем мире. Я вижу народ. Я вижу католического монаха из Кентукки, стоящего рядом с баптистским евангелистом из Лос-Анджелеса, и они вместе возносят жертву хвалы. Я вижу народ». Я думаю, что если бы Павел услышал что-нибудь подобное, например: «Я вижу, как иудействующий обрезает зрелого христианина, учит его семью жить по кошерным законам и следит, чтобы он соблюдал субботу», то эта риторика не произвела бы на него большого впечатления. В действительности, Павел видел людей, учащих лжи, разрушающих общину и вызывающих гнев Божий. Общение в Духе возможно только тогда, когда есть общение в истине.
Как же Павел реагирует на ситуацию, возникшую в галатийской церкви? Он говорит: «Я удивлен. Я поражен тем, что вы оставили Того, кто призвал по благодати Божьей, и приняли другое Евангелие, которое и Евангелием-то не является». А затем, как бы глубоко вздохнув, он продолжает: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:6—9).
Эти лжеучителя вели нравственную жизнь, они хранили себя неоскверненными миром, они верили в то, что есть рай и ад. Они также утверждали, что божественный Христос был их Спасителем. Почему же Павел так суров? Не слишком ли он разборчив? Не ударился ли он в крайность? Совсем нет, с точки зрения апостола, на карту было поставлено спасение людей. Павел не возражал, когда мальчика обрезывали из гигиенических соображений, или просто по традиции, или для того, чтобы не создавать ненужных препятствий для Евангелия. Кстати, именно по этой последней причине Павел посоветовал Тимофею обрезаться. С точки зрения Павла, спасение происходило в три этапа. Во-первых, надо было поверить в Господа Иисуса Христа. Во-вторых, Бог оправдывал верующего. В-третьих, Бог прощал все грехи. После этого можно было обрезываться из культурных или миссионерских соображений.
У иудействующих же, пришедших в Галатию, было иное учение. Они верили так: сначала человек верит в Господа Иисуса Христа, затем обрезывается и, наконец, получает оправдание и прощение.
Другими словами, веры в Иисуса Христа было недостаточно. Они учили так: «Мы, верующие, тоже должны что-то сделать. Мы должны сделать свой вклад в спасение. Господь Иисус, конечно, совершает большую часть, 95 % но и нам остается 5 %. Мы должны обрезаться, есть особую пищу, соблюдать седьмой день недели. Вот тогда мы на самом деле праведны перед Богом». Павел же говорит: «Если вы намерены таким образом получить спасение, то вы в таком же безнадежном положении, как любой неверующий человек. Если вы, таким образом, хотите получить благодать, то это вообще не благодать». Сила якоря не больше силы самого слабого звена в цепи, так и спасение дастся нам только при условии, что даже самое слабое звено не разорвется, а в данном случае слабым звеном является вклад человека. А это звено не выдержит, поскольку все, что делает человек, осквернено грехом. Каждое слово, каждое действие, каждое бездействие, каждый мотив отягощены эгоизмом. Мы просто не можем сделать ничего, что на сто процентов было бы чистым, святым и беспорочным в глазах Того, для кого и небеса нечисты. Когда Он смотрит и оценивает, грех всегда выходит наружу, поэтому если наше спасение зависит не только от Христа, но и от нас, то нам грозит неминуемая гибель. Мы всегда будем подводить сами себя. Для Павла вся слава Евангелия, которое он провозглашал в Галатии, заключалась в том, что наш возлюбленный Спаситель сделал Своим совершенным послушанием нравственному и религиозному закону и Своей смертью на Голгофском кресте. Он «совершил Собою очищение грехов наших» (Евр. 1:3). Единственный вклад с нашей стороны — нужда в спасении. Раввин Дункан сказал: «Наш грех — это крюк, которым мы хватаемся за Христа». Мы признаем свои грехи и свою нужду и с надеждой смотрим на Его превосходящую разумение любовь. С точки зрения Павла, церковное общение основывается на Слове.
Разве не одним только Христом мы спасаемся? Разве не одной только верой в Него мы наследуем жизнь вечную? Не в одно ли только Слово Божье мы должны верить? Не по одной ли только благодати мы оправдываемся? Для Павла эти «только» очень важны, поскольку они позволяют воздать всю славу за спасение Господу Иисусу Христу. Таким образом, преданность Слову Божьему определяет круг общения. Его определяет Слово. Дело совсем не в том, что мы такие разборчивые верующие, дикие и несговорчивые, а в том, что Слово Божье ставит рамки для общения и сотрудничества в области миссионерского служения, богословского образования, издательской деятельности. Мы не можем быть едины в общении, если Слово Божье не имеет над нами равной власти.
В-пятых, Слово Божье имеет власть над чувствами христианина.
Библия контролирует не только мое богословие, этику и общение, но также и мои чувства. Мои переживания — это то, как я реагирую на христианское учение и на Божье провидение. Как я справляюсь с возникающими при этом чувствами? Я уверен, что мы не раз пытались вывести эту часть своей жизни из-под власти Библии. Мы делали вид, что Слово Божье наставляет нас в богословии, этике и поклонении, но не касается той таинственной части нашей жизни, которая называется эмоциями и которую якобы невозможно никак контролировать. И это была большая ошибка. Слово Божье ясно учит, какой должна быть эмоциональная жизнь христианина: «Плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал. 5:22). Что такое радость и мир? Это чувства. Что имел в виду Павел, когда писал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Филип. 4:11)? Разве он не хотел сказать, что чувство удовлетворенности — такой же обязательный элемент эмоциональной жизни, как радость и мир? Не слишком ли далеко мы зашли, отрицая власть Писания над чувствами? Я совсем не уверен, что среди нас много верующих, обладающих этими добродетелями. Ценим ли мы вклад в жизнь общины тех людей, которые живут именно такими чувствами? Уважаем ли мы членов церкви за чувство удовлетворенности? Ценим ли мы их за радость и мир? А мы должны. Это удивительная способность — уметь ободрить унывающего пастора или целую общину. Люди, известные своей радостью и миром, несут благоухание по всему миру. Мы никогда не забываем их. А вот те, кто прямы как штык, но холодны и жестоки, как он, оставляют о себе совсем иные воспоминания. Такова библейская норма личности – в мире с собой. Причем цельность личности основана не на врожденном темпераменте, достигается не психологическими уловками, а даруется благодатью Божьей. Такая цельность — немалое достижение для нашей невротической культуры. Мир с Богом и окружающим миром рождает радость и удовлетворенность. И христианину не дано право выбирать, обладать этими чувствами или нет, точно так же, как ему не дано право выбирать, верить в божественность Христа или нет. Божья воля простирается над нашими умом, сердцем, душой и крепостью, она властвует над нашим психологическим состоянием, над нашей эмоциональной жизнью.
Давайте теперь подумаем о библейских запретах, связанных с чувствами. Вспомните, например, великое учение Господа Иисуса Христа о беспокойстве. Господь порицает беспокойство и страх, которым люди так подвержены: «Всего этого ищут язычники» (Мтф. 6:25—34). Господь учит, что подобные переживания несовместимы с доверием Богу. Иисус, по сути, говорит: «Или вера, или беспокойство — вы не можете испытывать и то, и другое». Вспомните, как Господь является подавленному Илии и говорит ему: «Что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:9). Бог противостоит отчаянию Давида и говорит ему Духом: «Что унываешь ты, душа моя?» (Пс. 41:6). Нечто похожее Он говорит и Каину: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» (Быт. 4:6).
Слово Божье бросает вызов депрессии. Как христианин может постоянно находиться в депрессивном состоянии, если он верит в то, что Бог обращает все большие и маленькие события нашей жизни нам во благо? Как христианин может быть меланхоликом, если он свидетельствует миру: «У меня есть любящий меня Пастырь, восседающий по правую руку от Бога, контролирующий мою жизнь, дающий мне благодать во всех жизненных ситуациях, — и от Его любви ничто, никто никогда меня не отлучит!»? Как христианин, верующий в это, может опускать руки, когда что-то встает у него на пути? Как он может так быстро терять радость и мир? Спаситель сказал: «Что заботитесь?… довольно для каждого дня своей заботы» (Мтф. 6:28, 34). Как глупо поступаем мы, верующие в любящего Отца, уделяя так много внимания тому, что может случиться с нами завтра! Это проявление элементарного неверия, это нехристианское поведение!
Подумайте об учении Господа Иисуса по поводу страха. Как часто Он говорил Своим ученикам: «Почему вы боитесь? Чего вы испугались?» Возможно, бушует буря, но Он с ними. В лодке рядом с ними — воплощение завета благодати. Какое право они имеют бояться? Разве Христос не сказал: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1)? Откуда же у вас появляется чувство ненужности? Почему вы думаете, что никому не можете принести пользы? Откуда ощущение, что вас никто не любит? Как вы можете допускать подобные мысли, если верующий — как зеница ока для Бога?
Слово Божье имеет право призвать на суд мои убеждения, богословие, поклонение, общение и допросить меня. То же самое Слово может бросить вызов и моим чувствам. Но таким правом обладает только Писание. Больше никто. И Писание на этом не останавливается. Оно взирает на нашу депрессию, страх, беспокойство и неудовлетворенность с великим состраданием. Бог поступает с нами, как отец, жалеющий своих детей. Как мы слабы и невежественны! Он понимает всю хрупкость нашего бытия. Каким понимающим взором Господь смотрит на нас, когда мы засыпаем, хотя Господь просил нас бодрствовать и молиться: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час» (Мр. 14:41). Как долготерпелив Господь по отношению к Иову! Иов сильно огорчен душой, говорит неразумно и высказывает недовольство Богом, а Бог дает Иову силы и восстанавливает его жизнь из руин.
Ничто не поможет нам справиться с эмоциональными проблемами так, как это может сделать Библия. Никогда не ставьте на себе крест из-за того, что вы не можете преодолеть болезненную застенчивость, или вам приходится лечиться от депрессии, или вы постоянно нервничаете, или страдаете от безосновательных страхов. Не спешите выбрасывать себя на свалку жизни. Бог терпеливо относится к подобным людям. Бог совершал великие дела руками таких людей. Дэвид Брейнерд был великим миссионером, а Уильям Каупер — величайшим из христианских поэтов. Оба страдали от меланхолии. Жена Бенджамина Уорфилда стала инвалидом с самого начала их брака, но необходимость заботиться о ней не только не помешала ему стать величайшим защитником христианской веры, но, возможно, помогла.
Слово Божье приходит к нам в полноте своей божественной власти и исследует нашу жизнь, бросает нам вызов, ободряет, помогает поверить в истину и тем самым дает нам обрести любовь, радость, мир, удовлетворенность и свободу от отчаяния. Нет никакой тайны в том, как жить «счастливой христианской жизнью». Знай Библию. Садись у ног Советника Чудного, позволь Ему говорить с тобой, спрашивать тебя, а затем делай то, что Он говорит.
Продолжение читайте в следующей главе…
Непогрешимость Писания
— Личность Христа
— Христос и Писание
— Христос и Апостолы
— Трудности в Писании
— Равнодушие к Писанию
Достаточность Писания
— Первый разговор
— Второй разговор
— Заключение
Авторитетность Писания
— Роль совести
— Роль Церкви
— Роль Библии
Послушание Писанию
— Как Бог говорит с нами
— Возможность бунта
— Возможность победы
— Награда за послушание
- Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005