«Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Евангелие от Луки 16:31
Наш Господь Иисус Христос рассказал о двух людях: богаче, отвергавшем Бога, и нищем, уповавшего на Господа. Когда они оба умерли, то нищий отправился на небеса, а богач — в ад. Одна из причин, по которой Иисус рассказал эту историю, заключается в том, что Он хотел приоткрыть тайну о жизни после смерти. Многие будут блаженствовать на небесах, в то время как остальные будут мучиться в аду. Именно таковы сознательные ощущения тех, кто умирает. Мы все живем словно в одной комнате с двумя выходами. Над одним висит надпись «Небеса», над другим — Ад». Других дверей нет. Нет чистилища, нет еще одного шанса после смерти, нет бесчувственного небытия, нет особого мира теней для детей. После смерти душа не исчезает, а предстает на суд, после которого она отправляется либо на небеса, либо в ад. Сын Божий подчеркивает, что души не умирают, подобно телам, а продолжают осознанно жить и после смерти, испытывая либо любовь Бога, либо Его гнев.
Богач, испытывая муки ада, беседует с Авраамом. Авраам выбран не случайно — он является отцом всех верующих. Когда-то Бог разговаривал с Авраамом и дал ему великие обещания. Он показал патриарху звезды и сказал, что Он так благословит его, что у него будет столько потомков, сколько звезд на небе. Он даст Аврааму сына, несмотря на его престарелый возраст, и в этом сыне благословятся все народы земли, потому что один из потомков Авраамова сына будет Спасителем мира.
Авраам поверил всему, что сказал Бог. Он покинул свой дом в Уре и с семьей отправился в неведомую землю, которую Бог приготовил для него. Эта вера Авраама стала примером для всех, кто слышит Слово Божье, верит в него и получает оправдание от Бога. Все люди согрешили и заслужили вечное наказание от Бога, но Господь совершил искупление посредством Мессии, Иисуса Христа. Благодаря Ему верующие из всех народов благословляются спасительным Евангелием, когда доверяют свою душу одному только Сыну Божьему. Все эти верующие после смерти получают блаженство славы. Иисус сказал: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам. Я иду приготовить место вам». А умирающему разбойнику, уверовавшему в Него, Он сказал такие слова: «Ныне же будешь со Мною в раю». Однажды Он скажет тем, кто будет по правую сторону от Него: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Нищий, о котором рассказал Иисус, был одним из верующих в Сына Божьего.
Тот же Спаситель, учивший о небесах, также недвусмысленно говорил о месте вечных мук, где червь не умирает и огонь не угасает, где плач и скрежет зубов, где тьма, где приготовлен вечный огонь для дьявола и его ангелов. Господь Иисус учил, что ад реален, находится под контролем Бога и означает отвержение Богом и боль. Он говорил об этом больше, чем кто-либо еще в Библии. Если мы серьезно относимся к человеку, произнесшему Нагорную проповедь, повелевавшему волнам и ветру, исцелявшему безнадежно больных стариков, воскрешавшему и воскресшему, значит, мы должны предельно серьезно относиться к каждому Его слову. Мы должны считаться с тем фактом, что этот честный, терпеливый и любящий человек ясно учил тому, что некоторые люди навсегда попадут в ад. Хотя Он и признавал, что земная жизнь важна, Он не считал, что нет ничего важнее нее.
Итак, Господь Иисус рассказал притчу, а современные исследователи Библии не дадут нам исказить ее значение. Например, доктор Крэйг Бломберг убедительно доказывает, что из притчи мы должны извлекать один главный урок для каждого важного персонажа. Он показывает, как это правило помогает нам лучше понять главные идеи притч Иисуса и не позволяет уходить в сторону от главной мысли при их толковании. Три основных героя этой притчи — это Авраам, богач и Лазарь. Авраам представляет точку зрения Бога. Богач — образ нераскаявшегося грешника. Имя «Лазарь» означает «Бог помогает», поэтому нищий символизирует тех, кто получил спасительную помощь от Бога. Главная тема притчи — «слишком поздно!». Богач слишком поздно обращает внимание на нищего, он слишком поздно видит непреодолимую пропасть и слишком поздно начинает беспокоиться о своих братьях. А также он слишком поздно прислушивается к закону и пророкам.
Первый разговор
Первый разговор, который начинает богач в аду, касается его просьбы об облегчении невыносимых страданий. Однако Авраам говорит ему, что это невозможно: «В течение всей жизни на земле ты получал только хорошее. Тебе не раз напоминали о смерти и суде, тебя предупреждали о грядущем гневе, тебе рассказывали о милости, долготерпении и благодати Бога, тебя призывали стремиться к этой милости и обрести мир посредством Евангелия». Но после смерти уже слишком поздно — милость недоступна, смерть навсегда определяет судьбу людей. В аду люди познают справедливость Бога, и никакие другие качества Бога им уже не будут ведомы. Кто-то может сказать, что это несправедливо, но только Бог может истинно определить, какого наказания заслуживает грех.
Таким образом, положение богача не может быть изменено. Надежды нет. Великая пропасть пролегла между теми, кто в аду, и теми, кто с Авраамом, кто доверил себя, всю свою жизнь в руки Спасителя. Находящиеся в аду не могут преодолеть эту пропасть. Нет никакой возможности поменять одно состояние на другое. Никакой! Авраам сообщает богачу эту страшную истину.
Продолжение читайте в следующей главе…
Непогрешимость Писания
— Личность Христа
— Христос и Писание
— Христос и Апостолы
— Трудности в Писании
— Равнодушие к Писанию
Достаточность Писания
— Первый разговор
— Второй разговор
— Заключение
Авторитетность Писания
— Роль совести
— Роль Церкви
— Роль Библии
Послушание Писанию
— Как Бог говорит с нами
— Возможность бунта
— Возможность победы
— Награда за послушание
- Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005