А теперь давайте пойдем дальше и зададим второй вопрос: как непогрешимый Христос отно-сился к Писанию?
Было бы очень удивительно, если бы Он обошел эту тему молчанием или не принял никакую определенную точку зрения по такому важному вопросу. Мы знаем, что Он использовал Ветхий Завет в самых различных ситуациях. Например, во время искушения, когда сатана набрасывался на Него со всей силой. Он дал отпор дьяволу тремя цитатами из Второзакония. «Написано», — произносил Сын Божий и дальнейший спор не имел смысла. Он также использовал Писание, чтобы отвечать Своим врагам — спрашивали ли они Его о разводе или о субботе. «Заблуждаетесь, не зная Писаний», — говорит Он Своим оппонентам. Он поощрял веру в Библию.
Один человек по имени Клеопа со своим другом в расстроенных чувствах шел в Эммаус. Два дня назад был убит Господь Иисус Христос, и они лишились опоры жизни. Иисус помог им прийти в себя и полностью довериться Богу, открыв им Писание. Он начал с Моисея и прошелся по всем пророкам. Он объяснил этим двум людям все, что было сказано о Нем в Ветхом Завете, и назвал их «несмысленными», то есть глупыми, за то, что они не спешили верить Писанию.
Иисус также использовал Писание для того, чтобы выразить Свою веру. Когда Он проповедо-вал в Назарете, то в этом исполнилось Писание. Иуда предал Иисуса, Христа приговорили к смерти, Его распяли на кресте, — во всем этом тоже исполнилось Писание. Умирая, Иисус цитировал отрывки из псалмов 30 и 21. Писание должно исполниться. Он полностью доверял Слову Божьему. Он во всем повиновался Библии. У Него была библейская вера. Он не использовал ни одну другую книгу, существовавшую в Его время. Он ни разу не процитировал апокрифы. Он постоянно опирался на Писание и только на Писание.
Следует также отметить, что Иисус цитировал все части Писания. В Новом Завете насчитывается 179 стихов, в которых сам Иисус ссылается на Писание, то есть почти десять процентов Его за-писанных речей являются цитатами из Ветхого Завета. Христос упоминает почти все отрывки, которые вызывают столько нареканий у современного человека. Например, Он ссылается на первую главу книги Бытие, говоря: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их». Он упоминает убийство Авеля, потоп при Ное, бегство Лота из Содома, на который обрушился огненно-серный дождь, и гибель жены Лота, говоря: «Вспоминайте жену Лотову». Он говорит о встрече Моисея с Богом у горящего куста, о том, как Моисей воздвиг змея в пустыне, о попавшем и в чрево кита Ионе, о покаянии Ниневии, об очищении Неемана от проказы, о посещении Илией вдовы из Сарепты, о встрече царицы юга с Соломоном. Иисус цитирует пятерых пророков. Он цитирует из всех частей книги Исаии, утверждая, что это слова самого Исаии. Он цитирует из восьми псалмов. Ему знакомо ветхозаветное богословие и вся искупительная история. Его наставления всегда полны Писания.
Кроме того, Иисус излагает Свое учение о Библии. Он называет Писание «заповедью Божьей» и «словом Божьим». Цитируя один из псалмов, Он утверждает: «Давид, по вдохновению… гово-рит…» (Мтф. 22:41—45). Это очень интересное учение о Библии: оказывается, временами на Давида нисходил дух откровения, и тогда он писал псалмы. Иисус также учит тому, что Библия пребывает всегда. Сравнивая Писание с землей, по которой мы ходим, и со звездами в небе, Он говорит: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет». С Его точки зрения, Писание не может быть нарушено. «Не может нарушиться Писание» (Ин. 10:35). «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мтф. 5:18). Он утверждает, что Библия истинна. «Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Он строит Свои доводы на определенных фразах из Писания. Например: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…» (Ин. 10:34—35). И опять: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мтф. 22:31—32).
Вот такое у Иисуса было учение о Библии. Он учил и о природе Бога, и об искуплении, и о вечной жизни. И Он также учил о Библии. И если бы Писание было полно ошибок, разве Он не предупредил бы нас об этом, разве не сказал бы нам? Ведь Он предостерегал учеников против закваски фарисейской. Разве Он не сказал однажды Своим ученикам: «А если бы не так, Я сказал бы вам» (Ин. 14:2)?
Итак, во-первых, мы рассмотрели, кто такой Иисус Христос: воплотившийся Бог, непогрешимый Господь, учивший истине; а во-вторых, мы убедились в том, что Он учил истинности Писания. Он обязывает всех любящих Его, служащих Ему и принимающих Его как Господа так же от-носиться к Библии. Коль скоро ученик не больше учителя своего, значит, мы должны верить в непогрешимость Библии. Перед нами стоит не интеллектуальная, а нравственная проблема: будем ли мы повиноваться нашему Богу?
Продолжение читайте в следующей главе…
Непогрешимость Писания
— Личность Христа
— Христос и Писание
— Христос и Апостолы
— Трудности в Писании
— Равнодушие к Писанию
Достаточность Писания
— Первый разговор
— Второй разговор
— Заключение
Авторитетность Писания
— Роль совести
— Роль Церкви
— Роль Библии
Послушание Писанию
— Как Бог говорит с нами
— Возможность бунта
— Возможность победы
— Награда за послушание
- Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005