«Он же сказал ему в ответ: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Евангелие от Матфея 4:4
Животные живут на уровне инстинктов. Для них этого достаточно. Рассыпьте зерно из мешка, и цыплята тут же бросятся подбирать его. Поместите рядом самку и самца, и они начнут совокупляться. Корове хватает терпения весь день жевать траву. Человек, однако, устроен иначе. Он не может существовать лишь на биологическом уровне. Он не может день за днем жить, как животное, опустив морду в кормушку. У него есть запросы, превышающие животные инстинкты. На сердце человека оставила свой след вечность, Бог дал ему совесть. У человека есть чувство прекрасного и потребность в общении. В отличие от животных, человек может пожертвовать жизнью ради друга. Бог дал нам, отдельным людям, жить не в коммуне, не в кибуце, не в так называемом «открытом браке», а в семье. Со дня творения человека существовал институт брака и семьи, состоящей из мужа, жены и детей. С самого начала человек, обладающий уникальным разумом, мог осмысленно говорить с себе подобными.
Однажды американский офицер оказался в городке на западе Соединенных Штатов, в котором начались гражданские беспорядки и погромы. Толпы мародеров бегали по улицам. Посреди царившего смятения этот офицер заметил человека, который пытался навести порядок. Один его вид внушал спокойствие. Уже покидая это место, он оглянулся, чтобы еще раз посмотреть на этого необычного человека, и обнаружил, что тот смотрит на него. Затем незнакомец перешел улицу, приблизился к офицеру, уперся указательным пальцем ему в грудь и спросил: «Какова главная цель человека?» «Главная цель человека — прославлять Бога и наслаждаться Им вечно», — ответил он. «Я так и знал, что вы из тех, кто в детстве хорошо выучил Краткий Катехизис». «Как ни странно, но то же самое я подумал о вас». Эти люди встретились впервые, и первый же вопрос был самым важным вопросом, который только мог прозвучать. Именно этим человек, созданный Богом и для Бога, отличается от животных.
Итак, человек не может жить, удовлетворяя лишь первичные нужды. Он выживает, даже пренебрегая Богом, благодаря тому, что в его семье и обществе известна благодать Божья, благодаря тому, что в нем сохраняются остатки образа Божьего. Но полноценная жизнь, говорит Христос, возможна только при условии сознательного доверия живому Богу.
Бог дал нам Свою Книгу, чтобы научить, вдохновить и побудить нас жить не хлебом единым. Во-первых, эта Книга говорит нам, кто есть Бог, что Он делает, что собирается сделать. Она содержит пророчества и обещания, которые открывают нам Божьи замыслы. Во-вторых, она говорит, что мы должны делать, чтобы угодить Богу. Она объясняет, как мы не должны вести себя, чтобы не попасть под осуждение. Другими словами, это Книга повелений и запретов.
Как Бог говорит с нами
Давайте посмотрим на Библию с разных точек зрения.
1. Справочник для новичков. Представьте себе, что в университет приехали пять тысяч новых студентов-первокурсников. Университетское руководство не может с каждым из них провести личную беседу и объяснить, как устроено их учебное заведение, где расположены факультеты, как оплачивать учебу и проживание, где находится медпункт и как записаться в библиотеку. Вместо этого каждый студент получает небольшую книгу, в которой есть и карта университетского городка, и необходимые номера телефонов, и имена ответственных лиц. Так и Бог не говорит вслух с каждым учеником Христа в отдельности, а дал нам Библию в качестве пособия по изучению христианской жизни.
2. Сборник инструкций. Мой отец был начальником станции с таким количеством обязанностей, что к пятидесяти годам он заработал желудочную язву. «Сборник инструкций Британской железной дороги» постоянно дополнялся, и мой отец частенько изучал его, чтобы пройти очередную проверку. Сборники инструкций — не самые популярные книги, поэтому современные христиане не говорят о Библии, как о книге законов. Однако авторам Нового Завета была неведома подобная стыдливость. На самой заре христианской истории, когда Дух Божий очень могущественно проявлял себя в Церкви, Иаков пишет: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете» (Иак. 2:8). Затем Иаков перечисляет конкретные грехи, которые божественный сборник инструкций осуждает: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками… Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иак. 2:9, 11). Такие законы для служителей Царя не тяжки. «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра», — заявляет Павел (Рим. 7:12). «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). Ни один христианин не должен бояться заработать язву в результате тщательного изучения и соблюдения Божьих инструкций, потому что Бог дает благодать любить Его правила и силу выполнять их.
3. Семинар. Теперь мы переходим от статического к динамическому образу. Кто-то в наших церквах ведет исследовательскую работу, кто-то проводит семинары в университете, а многие другие были или все еще являются студентами и прекрасно помнят, что такое семинарские занятия. Из своей жизни я вспоминаю курс по гомилетике, который вел Эдмунд Клоуни. Обычно на его занятиях один студент проповедовал, а тот, кто проповедовал неделю назад, начинал обсуждение услышанной проповеди. Доктор Клоуни вежливо комментировал проповедь и делал это таким образом, что остальные студенты сразу понимали, что он думает по поводу их мнения об этой проповеди. Таким образом, диалог с одним студентом был уроком сразу для всех. И даже если за весь урок вы не обменялись с доктором Клоуни ни одним словом, вы все равно могли многому научиться.
Джеймс Пакер в одной из своих книг писал: «Мы смотрим со стороны на то, как Бог поступает с библейскими героями и что Он хочет сказать через библейские тексты их первоначальным читателям. Мы, как бы подсматривая и подслушивая, узнаем, что думал Бог об убеждениях, ценностях, устремлениях и поступках этих людей, что Он хотел изменить в их мышлении и образе жизни, и таким образом мы узнаем, что Бог думает о нас самих и какие изменения Он хочет увидеть в нас». То, как Бог поступал с Давидом, Петром, коринфской церковью и с семью церквами из Откровения, открывает нам, как Бог хочет, чтобы поступали отдельные верующие и целые общины.
4. Тренировка. У доктора Мартина Ллойд-Джонса в книге «Духовная депрессия» есть глава под названием «В Божьем спортзале». В ней описывается, как божественный тренер берет нас под свое покровительство и учит нас выполнять упражнения, которые укрепят слабые руки и выровняют хромые ноги. Тренер руководит нами, говоря: «Продолжайте идти, не позволяйте себе остыть, суставы должны находиться в движении, развивайте гибкость». Изучение Библии не может быть абстрактным и теоретическим, оно подразумевает, что мы все лучше понимаем волю живого Бога, который постоянно требует от нас изменений. Если мы переезжаем на новое место, мы можем стать членом церкви, в которой мы сможем сохранить все свои заблуждения и предрассудки, а можем посещать церковь, в которой Библия изменяет жизнь общины тем способом, который задуман Богом — научая, обличая, исправляя и наставляя в праведности (2 Тим. 3:16).
Если Слово Божье смогло нас в чем-то убедить — это еще не все. Мы должны выполнить то, что поняли. Одна женщина посещала церковь своего друга-проповедника. Чуть ли не каждую неделю она говорила ему: «Ты опять наступил на мою больную мозоль». А потом она шла домой и всю неделю жила так, словно в ней жил бес. Известный толкователь Библии Адам Кларк как-то сказал: «Тот, кто слушает не для того, чтобы повиноваться, слушает для того, чтобы восстать и не подчиниться».
Итак, мы рассмотрели те способы, которыми Библия влияет на нашу жизнь, испытывая и направляя наше поведение ясными, подробными и постоянными указаниями. Она играет роль и справочника, и сборника инструкций, и семинара, и тренера. Как же люди реагируют на такие опосредованные Библией отношения с Богом?
Продолжение читайте в следующей главе…
Непогрешимость Писания
— Личность Христа
— Христос и Писание
— Христос и Апостолы
— Трудности в Писании
— Равнодушие к Писанию
Достаточность Писания
— Первый разговор
— Второй разговор
— Заключение
Авторитетность Писания
— Роль совести
— Роль Церкви
— Роль Библии
Послушание Писанию
— Как Бог говорит с нами
— Возможность бунта
— Возможность победы
— Награда за послушание
- Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005