Непогрешимость Писания / 04 Трудности в Писании

В-четвертых, есть определенные трудности.

Необходимо провести различие между трудностями и ошибками. В любой научной теории есть трудности. Давайте рассмотрим несколько библейских учений, которые можно назвать «трудными».

Творение. Библия ясно учит, что вселенная является творением Бога. Без Него она не могла бы существовать. Более того, нам сказано, что Бог все сотворил во Христе: «Им создано все», «без Него ничто не начало быть, что начало быть». В первой главе книги Бытие описан Божий метод творения. Бог творил, начиная с простого и переходя к более сложному. Ему понадобилось шесть великих творческих актов. В первый день был сотворен свет, на второй — небо и моря, на третий — земля, на четвертый — солнце и луна, на пятый — птицы и рыбы, на шестой — животные и человек. На седьмой день Бог почил. Бог творил как из ничего, так и из уже существующей материи. Бог непосредственно вмешивается в ничто или в уже существующий порядок и творит. И это не естественное событие, а чудо. Существующие явления недостаточны для того, чтобы объяснить изменения в материи. Например, Бог сказал: «Да будет свет», и немедленно появился свет — не точечный источник света, а вселенский занавес света, протянувшийся от одного края вселенной до другого. Мы могли бы сказать, что свет проходит ограниченное количество миллионов километров в год и что для того, чтобы свет мог пересечь всю вселенную, ему понадобится 300 миллионов лет.

Но в этих рассуждениях не учитывается творческая сила Бога. Бог заполнил всю вселенную светом мгновенно. Когда Бог сотворил Адама и Еву, на вид им было лет 20, хотя они появились на свет всего лишь мгновение до этого. Адам был сотворен из земли, а Ева — из его ребра. Бог вдохнул в ноздри Адама дыхание жизни, благодаря чему он стал живым существом. Появление наших прародителей можно объяснить только сверхъестественным действием Бога.

А теперь давайте сравним творение с великими делами Господа Иисуса. Его первое чудо за-ключалось в том, что Он превратил воду в вино, и виночерпий, отведав его, решил, что это очень хорошее старое вино. Но мы-то знаем, что оно возникло всего несколько минут назад. В реальной жизни вино появляется иначе. Дождь орошает виноградник, влага проникает через корневую систему в ветви лозы. Насекомые опыляют цветы, появляются плоды, которые зреют под жаркими лучами солнца. Затем люди собирают виноградные грозди, давят и очищают их и наконец, делают вино. Господь могучим творческим актом сжал весь процесс в одно мгновение. Вспомните, как Он умножил хлебы и рыбу. Он творит хлеб, а не зерно или муку. Он творит взрослую (и приготов-ленную!) рыбу, а не икринку или малька. Кто же Он? Это Яхве Иисус, Бог из первой главы книги Бытие. Эта глава, конечно, написана для восхваления Бога, но хвалить Бога можно только за то, что Он на самом деле сделал. Бог создал вселенную. Он сотворил наших прародителей и определил им испытательный срок. Они отвернулись от Него, и грех вошел в мир со своим неразлучным другом — смертью. Когда Бог сотворил человека, смерти не было. Мир был совершенен, а грех спустил смерть с цепи. Историческое грехопадение ввергло Адама и всех нас вместе с ним в грех и навлекло смерть на человечество. Господь Иисус и Его апостолы учили этому, этому же учили все христианские вероисповедания на протяжении двух тысяч лет. Творение, грехопадение и искупление — вот фундамент, на котором основана вся христианская религия.

Жестокость Ветхого Завета. Это еще одна трудность. Например, Ветхий Завет ясно учит: «глаз за глаз» — только один глаз. Он запрещает неограниченную месть — нельзя забирать жизнь за глаз. «Зуб за зуб», а не жизнь за зуб. Наказание должно соответствовать преступлению. Это основа справедливости. В этих отрывках Ветхий Завет учит судебной справедливости, а не правилам личных отношений.

Другая трудность связана с невероятной развращенностью древних культур. Они пали настолько, что божественный суд обрушивался на них. И этот суд был лишь предвосхищением окончательного великого суда. Например, во времена Ноя произошел потоп. Этот человек Божий долгие годы жил в безнадежной цивилизации. Он проповедовал Слово Божье несмотря на все насмешки. В конце концов, уникальный и неповторимый суд обрушился на людей с небес. Массы воды были настолько колоссальными, что вся земля была затоплена, и ландшафт был изменен до неузнаваемости. Мир, в котором жил Ной и карликовая уродливая цивилизация потомков Каина, стал совершенно другим. Человечество продолжало свою историю с новой страницы.

Армия Иисуса Навина столкнулась с такой же развращенной культурой, которая падала все ниже. Бог одел Свою судейскую мантию и вынес смертный приговор этим народам. Палачом был назначен Иисус Навин и его воинство. Когда сам Израиль впадает в те же грехи, его постигает тот же суд и кости погибших навеки остаются в пустыне. Таким образом, геноцид не был вызван расовой ненавистью. Убийство людей «для» Бога было проявлением божественной справедливости. Это напоминание нам о том, что мы живем во вселенной, в которой действуют нравственные законы. Человек пожинает то, что он сеет. Эти примеры суда не являются основанием для Церкви брать в руки меч. Ее оружие — исключительно духовное и обладает силой только благодаря Богу. Несколько расовых «зачисток» в Ветхом Завете лишь указывают на день последнего суда, они имеют эсхатологическое значение.

Давайте в свете этого посмотрим на такие псалмы, как 57, 58, 68, и особенно на псалом 136, стихи 8—9: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Эти псалмы известны под названием «псалмы-проклятия». Некоторые критики Библии заявляют, что подобные слова не-совместимы с образом любящего Бога, который мы находим в Новом Завете. В 1964 году я встре-тился с главой южно-валийского отделения Баптистского Союза и в ходе разговора отметил, что верю в непогрешимость Библии, на что мой собеседник мгновенно и совершенно точно проци-тировал приведенные выше слова из псалма 136. Он даже не стал слушать мое толкование этого отрывка: «Декан Уилер Робинсон сказал, что не верит в непогрешимость папы и Библии». Для этого человека вопрос о непогрешимости Библии был давно закрыт. У него были свои религиозные авторитеты. Для него было неважно, что Иисус Христос говорил о йотах и черточках Писания и о неугасимом огне и неумирающем черве, то есть о месте вечных мучений. Иоанн в Откр. 18:6—8 записал такие слова: «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей». Когда в псалме 136 говорится о младенцах, то подразумевается не возраст, а отношения. Дети Израиля — совсем не обязательно грудные младенцы, так и дети Вавилона — это люди, любившие Вавилон и ненавидевшие Бога Израиля, готовые по любому своему капризу бросить людей Божьих в раскаленную печь.

Подобные молитвы в книге псалмов — это выражение желания ветхозаветных верующих, окруженных врагами, которые были подобны «тельцам васанским», в ярости бившим копытами землю и готовым разодрать народ Божий в клочья. Церковь подобна овцам среди волков, говорит Христос, которые хотят убить и пожрать ее. Враги Церкви хулят имя ее Бога и жаждут навсегда стереть с лица земли Его имя, Его слово и Его народ. Эти ветхозаветные верующие выражают свое ожидание суда и восстановления справедливости во имя праведного Яхве и делают это, используя яркие поэтические образы. Они как бы молят: «Восстань, Боже! Уничтожь Своих врагов!».

Итак, трудности в Библии есть, но это еще не значит, что в ней есть ошибки.

Остается еще одно затруднение — ваше личное. И я не стану гадать, в чем оно заключается. Но, как мне кажется, у каждого христианина есть отрывок в Библии, который не дает ему покоя. Это может быть плавающий топор, или противоречивые числа в книгах Царств и Паралипоменон, или вселенский потоп, или говорящий осел, или идущий по воде Христос, или проклятие смоковницы, или воскресение нескольких людей в момент смерти Христа, — подобные истории вызывают у них головную боль. Похоже, сатана внимательно наблюдает за ними и подбрасывает им сомнения, которые возымеют на них наибольшее действие: «Неужели Бог мог сказать такое?» Помните, первое искушение, с которым столкнулся человек, началось со слов змея: «Подлинно ли сказал Бог?..» Было бы удивительно, если бы сатана сегодня отказался от метода искушения, который оказался предельно эффективным в случае с нашими прародителями. Мне кажется, Бог говорит нам, чтобы мы ожидали, что сатана изо всех сил будет стараться подорвать нашу веру в то или иное место Писания, поэтому мы должны «бодрствовать и молиться».

Мы признаем, что есть проблематичные стихи, хотя их не так уж и много и о них знали на протяжении столетий. Августин упоминал о них еще шестнадцать веков назад. Христиане раз-мышляли над ними в течение тысячелетий и отмечали на все возражения циников, людей, презиравших Евангелие, а также на обвинения современных либеральных богословов. Нет ничего нового под солнцем. Недавно мне попала в руки старая книга, которая все еще продается, под названием «Кажущиеся противоречия в Библии», написанная Джоном Хэйли, — она дает понятные и весьма убедительные ответы на многие трудные вопросы. Купите хорошие комментарии, они помогут вам лучше понять Писание. Поговорите с верующим или со своим пастором — он как раз для этого и существует!

Трудности есть, но многие из них сильно преувеличены. Слово «непогрешимый» не должно вызывать таких бурных эмоций. Ведь у нас есть и другие книги, которые не содержат ошибок, на-пример, руководства по эксплуатации бытовых приборов. Они совершенно истинны. А если в них и закралась ошибка, то фирма-изготовитель исправит ее в следующем издании этого руководства. Человеческие книги могут быть совершенно истинными, тем более эта Книга должна быть истинна, потому что каждое поколение призвано открывать, читать, изучать, понимать, исполнять и провозглашать ее своим детям. Поверьте, это слово — Слово Божье.

Продолжение читайте в следующей главе…

Непогрешимость Писания
Личность Христа
Христос и Писание
Христос и Апостолы
Трудности в Писании
Равнодушие к Писанию

Достаточность Писания
Первый разговор
Второй разговор
Заключение

Авторитетность Писания
Роль совести
Роль Церкви
Роль Библии

Послушание Писанию
Как Бог говорит с нами
Возможность бунта
Возможность победы
Награда за послушание

Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *