Господь Иисус Христос — последний Адам. В пустыне, поставленный в нечеловеческие условия, Он выдержал все искушения, оставаясь верным Слову. Победа зависит не от жизненных обстоятельств. В четвертой главе Евангелия от Матфея повествуется о том, как сатана вновь пробовал искусить человека, но на этот раз предпринял три попытки.
Во-первых, у последнего Адама было искушение превратить камни в хлеб. Падение первого Адама произошло не без участия чувства голода. Наши прародители пали, вкусив запретный плод. Господь Иисус победил, отказавшись сотворить хлеб и съесть его. Пища — это хорошо, пища — это необходимость, однако пища — не первейшая потребность. Эту потребность нужно приручить. Мы едим, чтобы жить, но мы не живем, чтобы есть. Как часто люди запускают руку в общую кассу или ведут нечистоплотный бизнес, оправдывая это тем, что «надо же как-то жить». Нет! Важнее повиноваться Богу, чем жить.
Бог испытывает нас, помещая в условия, в которых мы остро нуждаемся в восполнении своих потребностей. «Разве у нас нет права на пищу, секс, детей, развлечения, деньги, счастье? Зачем же Бог помещает меня в такие условия, в которых я не могу удовлетворить свои потребности?» Я могу сказать, зачем Бог делает это: Он испытывает вас, чтобы узнать, что в вашем сердце. Бог смиряет вас, потому что вы так горды, что не даете Ему места в своей жизни. Поэтому Он унижает вас, и может унизить еще больше и на гораздо более долгий срок. Он может внезапно открыть перед вами врата смерти и сказать: «Ты глупец». Бог учит вас важному уроку: «Человек жив не одним только хлебом, но всяким словом, исходящим их уст Божьих». Главный принцип вашей жизни — не пища и не удовлетворение потребностей, а угождение Богу. Однажды я участвовал в дискуссии, организованной университетским сообществом гомосексуалистов. Один из женоподобных мужчин спросил меня: «Но что в этом плохого? Разве это не красиво?» На что я ответил: «Это плохо потому, что более красиво — взять свой крест, отречься себя и следовать за Иисусом». Мы живем не удовлетворением своих потребностей, а соблюдением всего, что говорит Бог.
Представьте себе дизельный поезд, полностью заправленный соляркой и отъезжающий с одной из лондонских станций в направлении Шотландии. На борту тысяча пассажиров, новая бригада только заступила на свою смену. Но не успевают они проехать и километра, как вынуждены, остановиться из-за красного запрещающего сигнала. Все, кто находится на борту, хотят двигаться вперед, разогнаться до ста миль в час и стремительно приближаться к Эдинбургу, но им приходится ждать в непонятном месте, и минуты тянутся, как часы. Однако машинист не может сказать: «Это бессмысленно. Хотя бы раз я могу проскочить на красный сигнал!» В данный момент, попадут ли они в Эдинбург, не зависит от его желания или умения двигаться вперед, от его навыков, запасов топлива или его личной оценки ситуации. А зависит это от его подчинения человеку, который следит за мониторами, электронными картами и знает о движении других поездов. Красный сигнал — не просто чей-то каприз. Так и в нашем случае. Дело совсем не в том, что всемогущий Бог лишает нас возможности удовлетворить свои потребности. Этой возможности нас лишает мудрый небесный Отец. Когда вы поддаетесь неверию, вы оказываетесь в руках своих инстинктов, которые гонят вас вперед, несмотря на красный сигнал.
Во-вторых, сатана искушает последнего Адама сброситься с крыла храма и заставить ангелов поймать Его и мягко опустить на землю. Сразу же станет ясно, кто есть кто! Небольшая толпа могла превратиться в зрителей удивительного зрелища: Иисус Сын Божий выполняет смертельный номер! Но что делать с теми, кто не смог пробиться на храмовую улицу и увидеть шоу? Вечером можно дать еще одно представление, а потом по два прыжка утром и вечером, а потом аппетит разыграется, а потом толпа начнет обсуждать, в чем суть трюка, и будет требовать чего-нибудь новенького. За Иисусом всегда ходили толпы, желавшие увидеть чудо. Ирод с радостью встретился с Иисусом, потому что хотел увидеть от Него какое-нибудь знамение. Спаситель всегда отказывался удовлетворять человеческое любопытство сенсационными представлениями.
Но разве в Библии не рассказывается о том, как люди творили чудеса и знамения? Конечно, рассказывается, и последние сто лет эти истории пересказываются до тошноты часто. Дьявол цитирует Слово Божье, чтобы вынудить Иисуса совершить чудо. Сколько людей сбились с пути, поддавшись соблазну явить миру божественную силу! В позапрошлом веке в одной из валийских деревушек двадцатишестилетний методистский проповедник Хемфри Джонс объявил, что Святой Дух должен видимым образом сойти в его церкви в одиннадцать утра. И тогда начнется тысячелетнее царство. Дорога, ведущая к церкви, задолго до назначенного времени была забита людьми, но время шло, а ничего не происходило. Хемфри Джонс был объявлен фанатиком и скоро оказался в психушке в городке Кармартен.
Этот несостоявшийся предтеча Святого Духа своим заявлением выламывал Богу руки, как, впрочем, поступает каждый современный целитель, собирающий толпы для совершения чудес. Он повелевает Богу являть себя ровно в половине восьмого вечера, когда начинается его собрание. Господь Иисус говорит дьяволу: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мтф. 4:7). Никто не имеет права испытывать Бога, объявляя точное время чуда или прыгая с крутого обрыва. Бог не нуждается в проверках. Он хранит нас и заботится о нас каждый день нашей жизни. Он избавляет нас от смерти и постоянно посылает нам Свои милости. Бог не находится на испытательном сроке — Он доказал творением и искуплением, что Он всемогущ и полон благодати и истины. Испытательный срок назначен нам, людям, — будем ли мы повиноваться Богу, будем ли терпеливо проповедовать и пасти стадо Божье, когда Святой Дух не проявляет себя в общине, будем ли полагаться на Бога, когда добросовестные дьяконы внезапно уходят из жизни, дети рождаются инвалидами, а наши дорогие жены никак не могут оправиться от болезней? Признаем ли мы тогда Его всевластным Богом? Испытательный срок назначен нам, а не Богу.
В-третьих, дьявол возвел Иисуса на высокую гору и показал Ему все царства мира и все их величие. Он пообещал отдать все это Иисусу. Если тот поклониться ему. Мне кажется, что наши силы в борьбе против искушений подрывает мысль о том, что Бог не может контролировать абсолютно все. Соблазн уступить сомнениям или отчаянию, совершить богохульство или самоубийство обретает силу тогда, когда мы начинаем думать, что Бог не контролирует нас, Церковь или мир. Возможно, на наши молитвы долго не было ответа, наше сердце разбито, мы испытали невыносимую физическую боль — как мы можем верить в то, что Бог все еще контролирует этот безумный мир?
Дьявол приходит к Иисусу, показывает Ему славу всего мира и говорит: «Я могу дать Тебе все это, если Ты поклонишься мне. У меня есть на это право. У меня есть власть. Давай посмотрим фактам в лицо. Неужели миром ненависти может управлять Бог любви? Кто господствует над земными царствами? За кем цари следуют? Они все подчиняются мне, я могу отдать их царства кому пожелаю. Приди ко мне, Иисус из Назарета, и я дам Тебе славу». Такими были слова сатаны, обращенные к Христу.
Он обещает Спасителю власть и величие без креста. Немедленную победу. Славу без боли. Просто сними шляпу перед сатаной, и все будет принадлежать Тебе. Миллионы так и поступают. Бог бессилен, так завладей же славой этого мира!
Христос побеждает повиновением Слову Божьему: «Написано: Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мтф. 4:10). Он защищается Словом. Только поклонившись Богу, царь может взойти на святую гору Сион. Бог дает царство Своему Сыну, а не сатана. Иисус не склонится перед дьяволом, потому что Он намерен ждать Бога. «Господу Богу Твоему служи!»
Другими словами, поклонение защищает от искушения, а совсем не советы профессионального психолога-душепопечителя. Когда христианин ищет славы Божьей и руководствуется любовью к Господу, тогда он приближается к победе. Поклонением мы отражаем соблазны, потому что в поклонении мы ближе всего к Богу. Наш взор не нацелен на славу земных царств. Понимаете? Человек, наполненный славой Божьей, одерживает верх над искушением и убегает от него. Но христианин, который прекращает молиться, пренебрегает встречами с другими верующими и не любит славу Божью больше всего на свете, поддается каждому соблазну.
Господь Иисус видел славу Божью. Вы понимаете, какое значение имеет слово «одному»? «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Слово «одному» указывает на сердце, которое ревностно любит Божью славу больше всего. Безусловная ценность нашей жизни — служить одному только Богу, а не пытаться угадать, кто на самом деле контролирует мир и нас, служа при этом сатане. Служите Богу. Вот, что написано.
Продолжение читайте в следующей главе…
Непогрешимость Писания
— Личность Христа
— Христос и Писание
— Христос и Апостолы
— Трудности в Писании
— Равнодушие к Писанию
Достаточность Писания
— Первый разговор
— Второй разговор
— Заключение
Авторитетность Писания
— Роль совести
— Роль Церкви
— Роль Библии
Послушание Писанию
— Как Бог говорит с нами
— Возможность бунта
— Возможность победы
— Награда за послушание
- Перевод с английского / Минск / УП «Минская фабрика цветной печати» / 2005